Популярные услуги

Христианство

2021-03-09СтудИзба

Тема 5. Мировые религии. Христианство: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ И КУЛЬТА

План

1. Социально-экономические, политические и идейные предпосылки возникновения христианства.

2. Общая характеристика христианского вероучения.

3. Христианские обряды и праздники.

1. Социально-экономические, политические и идейные предпосылки возникновения христианства.

Христианство - крупнейшая из мировых религий, возникло I в н. э. в период перехода от рабовладельческого строя к феодальному в восточных провинциях Римской империи. Территория этой мировой державы занимала все Средиземноморье, а из 120 млн. ее населения лишь 5 млн. были рабовладельцы, 60 - млн. рабы. Рим переживал экономический и политический кризис, который охватил и верхушку римского общества. В таких условиях складывалась своеобразная психологическая настроенность пессимизма: люди никогда не спасутся сами, единственная надежда - приход мессии, божественного спасителя. Эти идеи широко распространились среди рабов, протест мог принять только религиозную форму, т.к. рабы по своему экономическому и политическому положению не могли быть философами, политическими деятелями и т.д.

Идея мессианизма присутствовала во многих культах, которые исповедовались многочисленными покоренными Римом народами, в том числе и в иудаизме. Но любая национальная религия провозглашает превосходство своего народа над другим. В ряде иудейских общин происходит отказ от принципа богоизбранности иудейского народа, появляется идеи о равенстве всех уверовавших в приход мессии в праве на спасение. Такая традиция связывается с деятельностью апостола Павла.

Рекомендуемые материалы

Христианство вырастает именно из таких иудейских сект, разорвавших национальную ограниченность иудейской религии и тем самым привлекавших в свои ряды беднейшие слои разноплеменного населения Рима. Именно из таких сект, путем их объединения, сложилась в будущем христианская церковь.

Христианство имело определенных предшественников и среди философских школ, чьи идеи были созвучны умонастроениям первых христиан. Еврейский философ Филон Александрийский перевел Библию на понятный большинству древнегреческий язык, воспринял и переработал учение неоплатонизма о Боге-сыне как связующем звене между Богом-логосом и землей.

Моральная проблематика опиралась на идеи Сенеки, который известен своим учением стоицизма.

Но, конечно же, не философские идеи породили христианство. Оно рождалось в народе, а его идеи постепенно собирались в единое учение. Этот процесс хорошо виден в Новом Завете - основном религиозном документе христиан, составляющем вторую часть Библии.

В первой теме мы уже указывали на то, что в каждой религии есть два компонента - религиозное вероучение /совокупность догм, выражающих специфическую трактовку идеи сверхъестественного/ и религиозный культ /совокупность религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному, свойственных именно данной религии/. Вероучительные и культовые положения находятся в единой системе, всякая религия подчеркивает догматический характер вероучительных и культовых положений, которые изложены в священных книгах, комментариях к ним, в трудах священнослужителей.

Все свои источники христианство делит на две категории: Священное Писание /только Библия/ и Священное Предание /решения первых восьми вселенских Соборов, творения святых отцов церкви первых веков христианства, в католицизме - еще и папские энциклики, суждения и мнения известных пап, выдающиеся религиозно-философские произведения/.

Христианство дополнило иудейскую Библию собственными источниками и теперь у христиан Библия состоит из двух частей: Ветхий Завет и Новый Завет.

Ветхий Завет собирался 1,5 тыс. лет. В нем находятся древние легенды, песни, описания культов, юридические документы, бытовые советы, многочисленные исторические сведения - это своеобразная энциклопедия истории древних евреев. Культурно-историческая ценность Библии несомненна, но не следует забывать, что это прежде всего религиозный документ, поэтому в нем подчас трудно отыскать под религиозными наслоениями рациональное зерно.

В оригинале иудейская Библия написана на древнееврейском и древнеарабском языках. Во II в. до н. э. возникла необходимость перевода библейских текстов на древнегреческий язык: древние евреи уже расселились среди других народов Римской империи, теряли язык своих предков, пользуясь в большинстве древнегреческим языком. Поэтому, чтобы сделать доступным текст Ветхого Завета, его перевели на древнегреческий язык, который в то время был всемирным. По легенде этот перевод делали 72 дня 70 переводчиков, поэтому греческий перевод Ветхого Завета называют Септуагинтой /перевод семидесяти/.

Ортодоксальные иудейские священники отвергли Септуагинту, признав ее несовершенной. Они продолжили работу над библейскими текстами и так возник еще один вариант Библии - масоретский /перевод делали раввины-масореты/, которым пользуются современные евреи. Поэтому есть расхождения в текстах христианской и иудейской библий.

В III веке был сделан латинский перевод Библии - Вульгата, - текст, которым пользуются современные католики.

В православии на церковно-славянском языке Библия впервые появилась в 1409 г. Перевод был неполным и сделан частично с Вульгаты, частично с Септуагинты.

В 1876 г. впервые полный текст Библии был издан на литературном русском языке, а затем усовершенствован и переиздан в 1976 г. Это издание Библии называется синоидальным и им пользуются православные христиане Украины (России, Белоруссии).

Новый Завет, или вторая часть Библии, - специфически христианский документ, собирался первыми христианами в течение двух веков.

В состав Нового Завета входят следующие книги: четыре Евангелия /от Матфея, Марка, Луки и Иоанна/, Деяния апостолов, Послания апостолов и Апокалипсис.

Одним из древнейших документов Нового Завета является Апокалипсис /Откровение Иоанна Богослова/, написанный в 68 г. Текст его представляет собой послание к иудейским общинам, в котором еще нет понятия "христианство". Персонажи Апокалипсиса говорят, что они иудеи, не упоминается крещение, образ Иисуса Христа фантастичен, неясен, грозен. Это документ времени зарождения христианства.

Следующей по времени написания является книга Посланий Апостолов. Послания написаны в начале II в. примерно через 50 лет после Апокалипсиса. Всего Посланий /т.е. писем/ 21, 14 из них принадлежит апостолу Павлу, которому отводят вторую роль после Христа в деле создания христианства. Именно Павлу принадлежит идея о равенстве на спасение всех, уверовавших в Христа, а не только иудеев. Эта идея определила судьбу христианства, сделав его мировой религией. В книге посланий образ Христа утрачивает бунтарский дух Апокалипсиса, ведущими становятся идеи покорности, полного подчинения судьбе. Этот документ – свидетельство становления настоящего христианства.

В книге Деяний апостолов описывается судьба и мученическая кончина апостолов - учеников Христа, их участь после вознесения Христа.

Окончательное становление христианства завершается созданием Евангелий /в пер. с греч. - благая весть/. Их авторами являются по церковной традиции Иоанн и Матфей - ученики Христа, Лука и Марк - только авторы Евангелия. Текст Евангелия от Луки, Марка и Матфея совпадает, эти Евангелия называют синоптическими. Содержание Евангелия от Иоанна имеет отличия

Евангелия были написаны в сер. II века. Именно эти четыре Евангелия были окончательно утверждены в 369 г. на Лаодикийском Соборе как канонические. Остальные Евангелия /а их известно около тридцати/ были отвергнуты как апокрифические, незаконные. Окончательно же список книг Нового Завета был утвержден на Карфагенском соборе в 419 году.

Канонизация христианских текстов способствовала оформлению христианских церквей. В 324 г. христианство стало государственной религией Римской империи.

В 977 г. от основания Рима монах Дионисий Малый занялся сложными исчислениями и толкованием Евангелия и сделал вывод, что казнь и вознесение Христа состоялись 492 года назад. Христос был казнен в 30 лет, значит, 455 год от дня основания Рима - год рождения Христа, начало нашей эры. Так появилось христианское летоисчисление.

2. Общая характеристика христианского вероучения.

Систематизированное краткое изложение христианского вероучения содержится в Символе веры.

В 325 г. первый христианский Собор, собранный по инициативе императора Константина в г. Никее, утвердил Символ веры, а в 381 году Собор в Константинополе еще раз пересмотрел и дополнил его. Поэтому Символ веры, в котором зафиксированы основные положения христианского вероучения, принимаемый всеми христианами, носит название Никео-Константинопольского Символа веры. Верующие его обязаны знать напамять. Вот его основные положения:

- признание единого Бога и акта сотворения мира;

- вера в Иисуса Христа, в его чудесное рождение, в его сущность, тождественную Богу;

- вера в схождение Иисуса Христа к человеку;

- вера в распятие и воскресение Христа;

- вера в вознесение Христа на небо;

- вера в духа святого;

- вера в авторитет церкви как единоспасаемой;

- вера в необходимость крещения;

- вера в воскрешение мертвых;

- вера во второе пришествие Христа, страшный суд и жизнь будущего века;

-вера в тысячелетнее царство Христа.

В первые века нашей эры разрозненные христианские общины стали объединяться. Была выработана общая платформа вероучения на базе четырех Евангелий.

В начале религиозная организация христиан была устроена очень просто, духовенства не было, в общинах существовали демократические порядки, собственность была общей, постепенно выделяется профессиональное духовенство, возникает должность архиепископа, который наблюдает за несколькими общинами.

В западной и восточной частях бывшей единой Римской империи процесс объединения общин происходил по-разному. На Западе настал период феодальной раздробленности. Наибольшее влияние приобрел епископ Рима, который подчинил себе всех остальных епископов Европы.

На Востоке продолжала существовать Византийская держава, довольно централизованная. Император регулировал отношения между феодалами и не желал иметь никакого другого идеологического центра. Поэтому здесь возникли отдельные церкви вокруг Александрийского, Иерусалимского, Антиохийского и Константинопольского центров. Епископы этих центров стали носить звания патриархов и номинально подчинялись Константинопольскому патриарху, который носит титул Вселенского.

Между западными и восточными ветвями христианства постоянно шла борьба за первенство. Разногласия привели к полному разрыву отношений в 1054 г. Руководители западного христианства назвали свою церковь римско-католической /всеохватывающей/, восточная церковь стала называться греко-православной /ортодоксальной/ кафолической /всемирной/. В дальнейшем Римская церковь сохранила единство, а в православии сейчас насчитывается 15 канонических /законных/ церквей, а в реальности их еще больше.

В XVI в. от католицизма отделился протестантизм, и так сложились три основных направления в современном христианстве: православие, католицизм, протестантизм. Для христиан всех трех направлений существует единый символ веры.

Теперь рассмотрим основные анимистические идеи христианства. Центральным сверхъестественным существом в христианстве является Бог. Согласно христианскому вероучению, Бог - сверхмощное существо, наивысшая нематериальная сила, он создал мир и управляет им и судьбами людей. Христианство восприняло иудейский монотеизм, но усложнило его введением догмата о Троице. Согласно этому догмату бог един, но состоит из трех ипостасей: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. Догмат о Троице сложился не сразу. Только в 325 г. Иисус Христос был признан богом, а в 381 г. был принят догмат о Боге-Святом Духе. Гегель называл понятие троицы проявлением диалектического мышления в христианстве.

IV—VIII в. — можно определить как попытку догматической и обрядовой унификации христианства. На Церковных Соборах утверждаются основные догматы христианского учения:

- о триединой сущности Бога (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух),

- о боговоплощении (Иисус Христос — одновременно Бог и человек),

- об искуплении (своей жертвой Иисус искупил грехи человечества).

Утверждаются семь главных таинств христианства: крещение, причащение, покаяние, миропомазание, соборование, священство, брак. Признание поклонения святым вызвало почитание икон.

Антиподом Бога является дьявол.

Постепенно в верховный пантеон христианства был введен женский персонаж - Мария. В 431 г. Мария была провозглашена Богородицей Эфесским Собором. В пантеон христианства входит большое количество святых, центральное место среди них занимают апостолы.

3. Христианские обряды и праздники.

Христианская обрядность складывалась постепенно, по мере становления христианской церкви. Разделение церквей сопровождалось не только различием в толковании Символа веры, но и специфичностью культа, на котором сказывались не только общехристианские, но и местные традиции. При этом для большинства христиан при всей различной внешней стороне культа присущи одни и те же основные обряды и праздники.

Основных христианских обрядов, так называемых "таинств", т.е. передающих чудесным, невидимым образом благодать божию, семь: крещение, причащение, священство, покаяние, миропомазание, брак и елеосвящение. В протестантизме, как правило, совершается лишь крещение и причащение.

Обряд крещения является главным, т.к. тем самым человек становится христианином, смывая "первородный грех" Адама и Евы и обретая возможность христианского спасения. Повсеместно в обиход церковной жизни таинство крещения вошло с V в.

Причащение, или евхаристия, состоит во вкушении хлеба и вина, которые во время совершения таинства превращаются в тело и кровь Христа. Символизирует этот обряд приобщение к божественному естеству. Истоки этого обряда лежат еще в древних культах плодородия, в первобытном тотемизме. Этот обряд наглядно показывает такую черту религиозного сознания, как преемственность /см. 2-й вопрос первой темы/.

Мирропомазание есть таинство, в котором верующему при помазании освященным душистым мирровым маслом подаются дары Духа Святого, укрепляющие его духовную жизнь.

Сущность покаяния заключается в том, что верующий исповедует свои грехи священнику, а тот отпускает ему грехи или накладывает епитимью. В раннем христианстве покаяние было публичным, но к концу IX в. стало "тайным", хотя некоторыми христианами практикуется и публичное покаяние.

Ритуал церковного брака как таинства сложился в XVI в. Суть этого обряда состоит в том, что церковь освящает супружество "именем божьим". Поэтому христианские церкви однозначно отрицательно относятся к разводам.

Вам также может быть полезна лекция "23 Общие мероприятия первой помощи при отравлениях".

Священство /или рукоположение/ есть таинство возведения в духовный сан, во время которого от совершающего обряд епископа передается "благодать Духа Святого".

Елеосвящение /соборование/ совершается над больными или умирающими и символизирует духовное очищение. Первоначально подразумевалось и физическое оздоровление, но только от недуга,  являющегося следствием греха.

Помимо семи таинств в христианской церкви сложились специфические обряды /служба, похоронный обряд/, которые не являются таинствами, но для верующих участие в них означает приобщение к жизни церкви и своей религиозной общины.

Основные христианские праздники отражают мифологию христианства и становление церковной жизни.

Главных праздников двенадцать /по числу апостолов/, из них особое значение имеют Пасха, Пятидесятница и Рождество. Праздники есть имеющие постоянную дату /Крещение/, а есть подвижные, зависящие от даты празднования Пасхи. Церемония празднования Пасхи разработана со II в., а на Руси введена с Х в. Пасху празднуют в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Поэтому ежегодно дата празднования Пасхи изменяется, а от неё зависит день празднования Вознесения и Троицы. Рождество отмечается 25 декабря католиками и 7 января православными /по новому и старому стилю/ с IV века.

Помимо главных общехристианских праздников существуют еще праздники храмовые, или престольные, а также посвященные кому-либо из святых, оставивших после себя значительный вклад в дело строительства христианской церкви или пострадавших за веру. Для рядовых верующих обрядовая сторона церковной жизни прежде всего и означает отличие своей религии от другой.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5140
Авторов
на СтудИзбе
441
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее