Мировые религии
Тема 4. Мировые религии. БУДДИЗМ
План
1. Буддизм: возникновение и содержание вероучения.
2. Основные течения в современном буддизме.
1. Буддизм: возникновение и содержание вероучения.
Буддизм возник в VI - в до н.э. в Древней Индии на основе древнеиндийской ведической религии. Как мировая религия буддизм сложился уже в феодальную эпоху, распространившись в ряде стран Юго-Восточной и Центральной Азии и Дальнего Востока. В последние десятилетия буддистские общины стали возникать и на других континентах.
VI век до н.э. в Индии был периодом образования мелких деспотических рабовладельческих государств. Для объединения разрозненных племен нужна была единая идеология. Выполнить ее роль в тех исторических условиях могла только религия. Основателем буддизма почитается Сидхартха Гаутама - сын царя из племени Шакья (623-544). Относительно его личности есть две точки зрения: это личность мифологическая или историческая. Легенда повествует о его чудесном рождении из левого бедра царицы Майи; о том, как отец пытался спрятать от него страдания людей, но Гаутама ушел на прогулку без ведома своей свиты и столкнулся с нищим, калекой, прокаженным и похоронной процессией, а поразившись страданиям людей, ушел в пустыню, где обрел знание о пути спасения и стал Буддой /мудрым, просветленным/.
Рекомендуемые материалы
Эта новая религия выступила не против вероучения господствовавшей религии брахманизма, а против кастового строя, который освящался брахманизмом. Поэтому многое из вероучения брахманизма вошло в буддизм, но главными здесь являются не боги, а этическая система. Буддизм проповедовал равенство всех людей, всех каст, но не в их реальной жизни, а в их праве на спасение. Спасение понималось как освобождение души от материи, от бесконечной цепи перерождений, когда после смерти душа переселяется в другое существо - это закон кармы. Весь мир рассматривается как иллюзорное проявление дхарм - мельчайших духовных частиц. Из дхарм образуется душа, после смерти дхармы переселяются в другое существо. Реальный мир - арена превращений души, борьбы духа с телом. Как добиться лучшего перевоплощения? В основе учения Будды лежат "четыре благородные истины", которые раскрывают тайну существования человека: 1) истина о страдании (жизнь есть страдание); 2) истина о причине страдания (желание есть причина страдания); 3) истина о прекращении страдания (освобождение от страданий - нирвана); 4) истина о пути избавления от желания (восемь ступеней Срединного Пути Будды).
Причиной страдания являются желания человека. Освободишься от желаний - и не будет страданий. Это дело самого человека - пройти путь спасения, состоящий из восьми ступеней совершенствования. Обозначим кратко содержание каждой ступени. Истинное воззрение (или, в другом переводе, праведная вера): усвоение четырех истин Будды. Истинное намерение: принятие этих истин как личной жизненной программы и отрешение от привязанности к миру. Истинная речь : воздержание от лжи. Истинные поступки: ненасилие (ahimsa), ненанесение вреда живому. Истинный образ жизни: развертывание истинных поступков в линию поведения. Истинное усилие: постоянное бодрствование и бдительность, так как дурные мысли имеют свойство возвращаться. Истинное памятование (праведная мысль): постоянно помнить о том, что все преходяще. Истинное сосредоточение: духовное самопогружение отрешившегося от мира человека. Целью этого пути является достижение нирваны – состояния, когда человек разрывает цепь перерождений, освобождает душу от власти материи. Тот, кто достиг этого, становится Буддой, т.е. просветленным.
Во II веке до н.э. буддизм стал государственной религией Индии. Но исследователи полагают, что влиянием буддизм пользовался лишь среди образованной верхушки, не проникая в недра народного религиозного сознания, где продолжали господствовать древние народные верования, на синтезе которых, не без влияния буддизма, возник индуизм. Окончательно из Индии буддизм был вытеснен в XV в. исламом и его превращение в мировую религию уже не было связано с Индией.
2. Основные течения в современном буддизме.
Еще в I веке н.э. буддизм распался на две ветви: Хинаяна /узкий путь спасения, "малая колесница"/ и Махаяна /широкий путь спасения, "большая колесница"/.
Буддизм хинаяны. который распространился большей частью к югу от Индии, почитает Будду не как божество, а как великого учителя, достигшего морального совершенствования и указавшего людям путь к спасению. Каждый человек должен лично пройти этот путь, поэтому нирваны можно достичь лишь живя жизнью монаха. Молодые люди, исповедующие буддизм хинаяны, несколько лет проводят в монастыре, приближая с каждым новым перерождением желаемое спасение.
Буддизм махаяны более напоминают традиционные религии. Будда-бог, но человеку могут помогать еще и бодхисатвы - те, кто достиг нирваны, но добровольно отказался от нее во имя спасения людей. Махаяна возвратилась к традиционным представлениям об аде и рае, более усложнился культ, т.к. введен пышный ритуал.
Вам также может быть полезна лекция "6.4 Справочник".
Следует отметить, что в буддизме нет твердого следования догматам, характерного для других религий. Буддизм отличается большой веротерпимостью, даже включает в свою систему элементы других культов. Так, распространившись в Китае, буддизм весьма существенно трансформировался, даже отказался от традиционного понимания нирваны, т.к. жизненные ценности китайцев ориентированы на земное бытие. В буддизме существует ряд сект, но не наблюдалось враждебного религиозного соперничества.
Синкретический характер буддизма особенно проявился при распространении его в Тибете, где он смешался с местными верованиями. Тибетский буддизм называют ламаизмом, т.к. особое место в нем отводится монахам–ламам. Ламы рассматриваются как посредники между миром земным и божественным, и каждый верующий имеет своего ламу. Переселение души в ламаизме - достояние только высших лам, рядовые верующие могут надеяться с помощью лам, выполняющих сложные обряды, с помощью пожертвований лишь улучшить свою участь после смерти.
В XVI - XVII в. ламаизм проник в Монголию, а из нее в XVIII в. в Российскую империю, распространившись здесь среди трех народов: бурят, тувинцев и калмыков.
В буддизме нет единой церкви, все церкви носят национальный характер. Но существует международная организация буддистов "Всемирное братство".
Каноническая буддистская литература использует древний язык санскрит /в хинаяне - язык пали/. Священная книга "Трипитака" / "Три корзины мудрости "/ написана в течение двух-трех столетий до новой эры и включает три части: Винайя - питака /"корзина устава"/ описывает устав жизни монашеской общины, Сутта - питака /"корзина поучений"/ излагает учение - Гаутамы, высказывания его и его учеников, Абхидхарма - питака /"корзина толкования учения"/ излагает философскую доктрину буддизма.
Хотя философия буддизма, в связи со своей сложностью, не доступна рядовому верующему, но она приобрела большой авторитет и обеспечивает сейчас интерес к буддизму в регионах, где господствует христианство, по преимуществу среди молодой интеллигенции.