Игра как механизм развития личности
Top Previous Next | ||
4.7 Игра как механизм развития личности | Top Previous Next | |
Хейзинга Йохан (1827-1945) – нидерландский историк, философ, теоретик культуры, автор игровой концепции культуры, согласно которой игровые инстинкты изначально присущи человеческой природе. С ними связано восхождение к более высоким формам культуры. В игре рождаются великие движущие силы культурной жизни: право и порядок, общение, предпринимательство, ремесло и искусство, наука и.т.д. Игра – необходимый способ социальной жизни, это – то, что поддерживает идеал и определяет духовную жизнь эпохи. Но играть необходимо по правилам. Если проанализировать любую человеческую деятельность нашего познания, она окажется не более чем игрой. Человеческая культура возникает и развертывается в игре. Игра – содержательная функция со многими гранями смысла. Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества уже переплетаются с игрой.
Рекомендуемые материалыFREE Шпаргалка по психологии и педагогике FREE Шпаргалка по педагогике FREE Шпаргалка по возрастной психологии FREE Шпаргалка по основам безопасности жизнедеятельности FREE Полный_зачет_шпаргалка_по_криминологии FREE Велби_шпаргалка_по_Шпаргалка_по_адвокатуре_и_нотариату В отечественной педагогике и психологии проблемы игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.В. Эльконин, О.С. Газман. А) Проблемы игровой деятельности в наследии К.Д.Ушинского. Одним из первых к проблемам игровой деятельности детей обратился К.Д. Ушинский. Замечательный педагог, он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными. Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов являются психологической основой детской игры. К.Д. Ушинский подчеркивал влияние среды на содержание детской игры: она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживания детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека. К.Д. Ушинский, в отличие от Фребеля и его последователей, возражал против излишнего вмешательства воспитательницы в детскую игру. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности: Воспитательница, согласно мнению педагога, должна доставлять материал для игры, заботиться о том, чтобы этот материал содействовал выполнению поставленных задач воспитания. Время для детских игр в детском саду должно отводиться сообразно возрасту: чем меньше ребенок, тем больше времени должен он проводить в игре. К.Д. Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры; он призывал педагогов к собиранию народных игр. Теория детской игры, разработанная К.Д. Ушинским, явилась ценным вкладом не только в русскую, но и в мировую дошкольную педагогику. Она свободна от религиозно-мистических толкований, характерных для Ф. Фребеля. Ушинский показал социальный характер и значение детской игры, дал ценные методические указания об использовании игр в работе с детьми дошкольного возраста. Б) Взгляды Л.Н. Толстого на проблемы игровой деятельности детей. Большую роль игре в воспитании ребенка отводил и Л.Н. Толстой. В Яснополянской школе, открытой Толстым в 1859 г., игра стала частью жизни детей. Игровые моменты успешно вплетались в учебный процесс. Дневник Яснополянской школы за ноябрь-декабрь 1862 г., который вел Толстой, сохранил описание таких моментов. Одним из самых любимых упражнений, имеющих большой успех в младших классах, было следующее: задавалось слово – сначала существительное, потом прилагательное, наречие, предлог. Один ученик выходил за дверь, а из оставшихся в классе каждый составлял фразу, в которой находилось бы заданное слово. Выходивший должен был угадывать. Атмосферу школы, пронизанной игрой, прекрасно передает сохранившийся рисунок ученика яснополянской школы. На рисунке – сценка из жизни школы: игра «перетягивание каната». Среди играющих изображен сам Толстой. На рисунке – надпись: «Милый человек Лев Николаевич». Воспоминания учеников школы сохранили описание катания с горок на санях, игру «в снежки» с учителем, веселых праздников – масленицы и святок, прогулок с Толстым. Огромное место игра занимала и в семье Толстых. В) Педагогический опыт В.Н. Терского. Одним из представителей педагогики игровой деятельности был последователь А.С. Макаренко Виктор Николаевич Терский. Это был организатор клубной работы в колонии имени Горького и коммуне имени Дзержинского. Среди написанных им книг особо выделяются «Клубные занятия и игры в практике А.С. Макаренко» (М., 1961) и написанная в соавторстве с О.С. Кель книга «Игра. Творчество. Жизнь», выпущенная издательством «Просвещение» в 1966 г. Можно смело утверждать, что в этих работах Виктора Николаевича заложены основы педагогики игровой деятельности. По воспоминаниям современников, Виктор Николаевич был мастером на все руки. Прекрасный художник, чудесный актер, создатель сказок, игр-импровизаций, изобретатель приборов, он умел обращаться со всеми существующими инструментами, знал правила всех игр, был знаком с устройством всех машин. Отличный шашист, лучший рыболов области. Терский был руководителем секции велосипедистов, он тренировал юных самбистов. Вместе с ребятами выпускал стенгазеты длиной 20 метров, а также принимал участие в постановке спектаклей, где исполнял самые разнообразные роли в спектаклях классического и современного репертуара. | ||||
Персоналии | Top Previous Next |
АМОНАШВИЛИ Шалва Александрович (p. 8.3.1931, Тбилиси), грузинский педагог и психолог, д. ч. АПН СССР (1989—1991), доктор психологических наук (1973), профессор (1980). После окончания Тбилисского университета (1955) работал в НИИ педагогики Министерства просвещения Грузии (в 1983—1991 — директор). С 1964 руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения, в т. ч. обучения детей с 6 лет в условиях школы. Система воспитания и обучения Амонашвили — «педагогика целостной жизни детей и взрослых» — строится на началах гуманности и веры в ребёнка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы — опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в «уроки счастья жизни», познания, общения, взросления. Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребёнка на продуктивные занятия. Нравственная основа детской учебной кооперации в системе Амонашвили — способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь. Отношения между старшими и младшими детьми организуются путём шефской помощи детскому саду и начальным классам. Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на нескольких доступных учащимся уровнях. Ученики творчески соучаствуют в построении урока, в составлении заданий, собственного учебника, в планировании ответов и т. п. Среди основных книг педагога-новатора следует назвать: «Здравствуйте, дети!» (М: Просвещение, 1983); «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников» (М: Педагогика, 1984); «Единство цели» (М: Просвещение, 1987). КАЛАБАЛИН Семен Афанасьевич (1903—1972) – педагог-новатор, заслуженный учитель РСФСР, воспитанник А.С.Макаренко. Семён Афанасьевич родился в 1903 году в селе Сторожевое под Полтавой в семье бедняка. В 1920 году, попав в колонию им.М.Горького, становится одним из лучших воспитанников Макаренко. В 1925 г. начал трудовой путь воспитателем колонии им.Горького. В 1929-1941 гг. Работал заведующим в детских домах и колониях: на Полтавщине, в Виннице, в Киеве, Москве и Ленинграде. Участник Великой Отечественной войны. За образцовое выполнение задания награжден орденом Отечественной войны I степени. В 1945-1956 гг. заведовал детскими домами в Москве, Грузии, на Украине. В 1956-1972 гг.-- директор Клеменовского детского дома (г. Егорьевск Московской обл.) За время работы ни один из 7 тысяч воспитанников Калабалина, в большинстве своем беспризорников, детдомовцев, не попал в тюрьму. В детском доме была только семилетка, после которой воспитанники шли в ремесленные училища, однако Семён Афанасьевич добился, чтобы успевающие в учёбе воспитанники могли окончить среднюю школу. 24 июня 1972 г. ушел из жизни. МАЙ Карл Иванович (1820-1895) – русский педагог, основатель известной школы в Санкт-Петербурге. Происходил из небогатой семьи петербургских немцев, с отличием окончил Петришуле и историко-филологический факультет Петербургского университета. По окончании университета был домашним учителем в семье Дашковых, а позже преподавал географию в Лесном институте. К 30 годам он уже имел репутацию отличного педагога. Главным педагогическим девизом К.Май избрал изречение Я.А.Коменского “Primum amare - deinde docere” (Сначала любить — потом учить). Именно по этому принципу во все годы существования школы подбирались педагоги, строилась вся ее жизнь. Так возник тот “майский дух”, которым так дорожили педагоги и ученики всех поколений, которые с гордостью именовали себя "майскими жуками". Все годы с момента основания школы К.И.Май был ее директором. В 1890 г. он принял решение выйти в отставку Покинув пост директора, К.И.Май продолжал преподавать географию. В марте 1895 г. К.И. Май скончался, похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. Через год на месте захоронения был установлен обелиск черного мрамора с надписью: Бесплатная лекция: "Дикумарин" также доступна. “Dux fuit ad lucem miatis quaerentibus illam. Carissimo magistro discipuli. Sein Wahlspruch war: “Erst Amo – dann doceo”. «Он был вождем к свету для путников, ищущих его. Самому дорогому учителю от учеников. Его девизом было: «Сначала люблю – потом учу». |