Графические возможности
Лекция 17 Графические возможности в декоративном изображении объектов
Основной принцип декоративного рисования – достижение максимальной выразительности, при которой достоверность не является главной задачей.
Виды графического изображения объектов в декоративной композиции
- Рисование, приближенное к реальности. Декоративная выразительность здесь достигается за счет использования различных средств: штрих, четкая линия, точка, декор; графической обработки формы и выявления ее природных особенностей. Стилизации нет. Форма предметов прорабатывается по принципу свет-тень, но в меньшей степени. И светлые, и темные участки формы достаточно активны, за счет чего имеют декоративный вид.
- Изображение объектов с элементами стилизации. Происходит утрирование характерных особенностей объекта для увеличения выразительности. Трансформация должна производиться за счет выявления и усиления природных качеств объекта: округлые формы не нужно делать угловатыми, удлиненные – укорачивать. Вернее будет наоборот еще больше вытянуть форму, формат композиции приблизить к вертикальному. Использование рисующих линий и декора должно увеличивать экспрессию. При этом можно вносить новые объекты в композицию или удалять «лишние». Декор поверхности предметов может быть любым, но не должен разрушать форму предмета, необходимо верно найти масштаб самого объекта и соответственно подобрать толщину линии, чтобы декор вошел в предмет легким ажуром, не разрушая его формы. Линия контура объектов должна усиливаться постепенно, т.к. если она слишком широкая, то выглядит грубо. В одной композиции обычно используется несколько видов толщины линии. Количество видов декора в одном изображении может быть неодинаковым, но для цельности каждый из них должен повториться как минимум 2 раза.
Изображение стилизованных объектов и композиций из них
Выразительной цветной композиции достигается за счет цветовых и тональных отношений. В графическом варианте важность приобретают средства: линия, штрих, точка. Важно здесь, чтобы все предметы в композиции имели единый стиль, пластика линий и декора должна соответствовать пластике объектов.
Объекты более сложные по пластике и крупных размеров могут активнее насыщаться ажуром, а мелкие – быть проще по форме и декоративной обработке. Характер декора и конфигурации его элементов выбираются по тому же принципу.
Изображение фруктов
Особое внимание уделяется форме предметов.
Апельсин. Декор стоит наносить так, чтобы подчеркнуть замкнутость его формы, т.е. либо по кругу, либо по закручивающейся внутрь спирали, либо по концентрическим линиям к центру объекта.
Рекомендуемые материалы
Яблоко. Можно подчеркнуть при нанесении декоративных линий вмятины с обеих сторон формы.
Лекция "6.4. Файлы и файловая система" также может быть Вам полезна.
Груша. Необходимо подчеркивать вытянутость одного ее конца.
Гроздья ягод – виноград, черешня, смородина. Отмечается сгущение общего объема в одних участках и разреженность в других. Необходимо анализировать характер формы объектов, а возможности в нанесении декора будут ограничены в силу мелких размеров, декор будет проще.
Следует обращать внимание на возможность изображения фруктов в разрезе, форму листьев. У винограда лист подчеркивает своей причудливостью сложную форму грозди. У простых по форме яблока и вишни и лист проще.
Располагая фрукты в композиции, в центре лучше помещать объекты более крупные.
Графическое изображение натюрмортных постановок
Следует верно расположить предметы на плоскости листа. Крупные предметы надо располагать ближе к геометрическому центру формата с целью его активизации. Следует определить единый декоративный и пластический ход в изображении всех предметов. Декор наносится сообразно форме предметов, но важно добиться, чтобы он работал на выявление пластики и соответствовал объемам и размерам. Плотность и степень заполнения декором может быть разной.