Стилизация в декоративной композиции
Лекция 16. Стилизация в декоративной композиции
Стилизацией называется прием творческой переработки художником окружающей действительности и внесения в нее собственных эмоциональных переживаний.
Стилизация представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.
В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора.
Стиль – наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития.
Стилизацию можно разделить на два вида:
1. Внешняя, поверхностная, не имеющая индивидуального характера. Например, декоративное панно, выполненное в стиле хохломской росписи.
2. Декоративная, в которой все элементы подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля. Например, панно в стиле барокко подчиняется интерьеру в таком же стиле.
Качества декоративной стилизации:
- Абстрагирование;
- Архитектоничность (построение системы связей отдельных частей в единство произведения).
Рекомендуемые материалы
Цель творческой стилизации в ДПИ (интерпретации) – создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность и стоящего над природой, реальными объектами окружающего мира.
Общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции:
- простота их форм,
- обобщенность и символичность,
- эксцентричность,
- геометричность,
- красочность,
- чувственность.
Стилизация в орнаменте
Основной характеристикой ДПИ является присутствие орнамента. Он возник в эпоху палеолита при переходе человека к оседлому образу жизни.
Слово орнамент в переводе с латинского означает «украшать», однако неверно орнамент сводить к простому украшательству. С давних времен орнаментальные рисунки на предметах домашнего обихода были символами, знаками, за которыми стояло определенное восприятие окружающего мира. Извилистая линия была символом воды – необычного вещества с таинственными свойствами, одной из первых стихий мира. Кружок – солнечный знак, олицетворявший силу, которая дарила жизнь всему. Крест был оберегом, противодействующим силам зла. Орнамент с подобными знаками придавал вещи особый смысл, погружал ее в мир представлений человека об окружающем.
Почти во всех древних культурах орнамент включал в себя подобные символы, несущие глубокий смысл. Их форма изменялась в зависимости от культуры. В некоторых случаях до смысла такой символики легко добраться, в других случаях знаки ревностно хранят свою тайну. Однако человечество взрослело, и время веры в мистическое значение древних символов и в их реальную силу проходило.
Мы знаем о древних мифах, но не верим в них. С утратой веры в магическую силу знаков из орнамента стал уходить их сокровенный смысл. Они стали элементом декора. Благодаря этому неверию в орнаменте нового времени появляется современная символика, которой насыщен окружающий мир.
Последняя успешная попытка вдохнуть в орнамент новую жизнь была предпринята в конце 19-начале 20 веков в период модерна. Художники-модернисты предприняли усилие в создании собственной символики и реализовали рожденный ею мир на своих полотнах. Орнамент играл в их картинах не только вспомогательную роль красивой рамки, он органично вплетался в сюжет, заполняя все свободное живописное пространство, оживляя пустоту, вплетаясь в узоры одежды и локоны причесок. Возможно, именно по этому произведения модерна до сих пор притягивают (Врубель, Сомов, Билибин, Климт).
Орнамент – основное средство оформления произведений ДПИ. Характерная черта всякого орнамента – неразрывная связь с материалом, с общими тенденциями развития искусства на соответствующем отрезке времени. Совокупность орнаментов, которыми оформляют различные предметы и которые являются неотъемлемой частью последних, достаточно полно определяют художественный стиль своего времени. Орнамент является элементом стиля, дающим представление о той или иной исторической эпохе, которой он принадлежит. Стиль – это сложившаяся система художественных средств, обусловленная единством идейных взглядов общества, он охватывает все виды искусства. Стиль – это единство художественных средств и единая идейная программа , содержание и форма в каждом стиле выступает как идеальное целое.
Классификация орнаментов:
1. геометрический;
2. растительный;
3. каллиграфический;
4. фантастический;
5. астральный;
6. пейзажный;
7. зооморфный;
8. антропоморфный;
9. предметный.
Приемы построения орнамента:
1. переносный
2. ярусный
3. вращение
4. зеркальное отражение.
Принципы и методы стилизации
Чтобы яснее и более чувственно отобразить сущность стилизуемого объекта, от него отделяется и из него убирается все ненужное, лишнее и второстепенное.
В основе всех видов и методов стилизации природных объектов лежит единый изобразительный принцип – художественная трансформация реальных природных объектов с помощью различных средств и приемов.
Художественная трансформация природных объектов имеет главную цель – превращение реальных природных форм в стилизованные или абстрактные, наделенные выразительностью и эмоциональностью такой силы, яркости и запоминаемости, которые недостижимы в реалистических изображениях. Поэтому стилизация и абстракция изображения тесно связаны с его экспрессивностью (выразительностью).
Стилизованные изображения объектов животного мира издавна используются как элементы орнаментов, но чаще объединяются в общую композицию с растительными формами или становятся частью стилизованных пейзажей.
Для стилизованных натюрмортов специфичным требованием является необходимость добиваться прежде всего полного единства группы изображаемых объектов, используя для этого группирующие законы и принципы визуального восприятия. Единство и гармония в натюрморте заставляют организовывать доминанту композиции.
Цвет в стилизованной композиции
Декоративной стилизации свойственны условные цветовые отношения, локальное и контрастное использование цвета, мозаичность.
В лекции "2. Элементы гидродинамики" также много полезной информации.
Цвет каждого отдельного объекта декоративной композиции и ее общий колорит необходимо подбирать так, чтобы выгодно подчеркнуть и усилить стилизационный эффект.
Цвет стилизованного объекта может быть объективным (чаще всего локальным) или субъективным (нереалистичным). Последний прием используется главным образом в двух случаях:
1. создание или увеличение декоративности композиции;
2. передача определенного эмоционального содержания композиции.
Качество и эффектность художественного использования цвета в декоративной композиции оцениваются с помощью понятия «экспрессия цвета».
В большинстве методов создания экспрессии цвета и общего колорита в абстрактной композиции используется предварительная разбивка абстрактного контура рисунка на визуально интересные цветовые области и участки (чаще всего от 20 и более). При этом визуальный интерес должен возникать во всех случаях, когда на картинной плоскости наряду с общим единством композиции представлено разнообразие форм, размеров и цвета.