Цвет в декоративной композиции
Лекция 15. Цвет в декоративной композиции
Цвет - это свойства тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого им цвета.
Две основные группы цветов
Ахроматические цвета отличаются друг от друга степенью яркости.
Хроматические цвета – это цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре. Они отличаются по признакам:
Цветовой тон – качество хроматического цвета, которое мы называем – красный, желтый, зеленый и т.д.
Насыщенность - степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического.
Светлота показывает количественную сторону цвета.
Хроматические цвета, которые в оптическом смешении дают ахроматический цвет, называются взаимодополнительными.
Рекомендуемые материалы
Контрасты
Контраст – ярко выраженная противоположность.
Контрасты разделяют на 2 вида: ахроматические (светлотные, световые) и хроматические (цветовые). В каждом из названных видов выделяют в свою очередь одновременный, последовательный и пограничный, или краевой контрасты.
Суть одновременного ахроматического контраста заключается в том, что светлое пятно на темном фоне кажется еще светлее, а темное на светлом – темнее, чем на самом деле. Кроме того, светлое пятно на темном фоне кажется больше, чем оно в натуре и наоборот. Пятно называется реагирующим полем, а фон – индуктирующим. Чем меньше световое пятно, тем сильнее оно высвечивается. Изменение линейных размеров при одновременном световом контрасте называется иррадацией.
Это обстоятельство следует учитывать, чтобы избежать в работе излишней пестроты и резкости.
Одновременный цветовой контраст возникает при взаимодействии двух хроматических цветов или хроматического и ахроматического. Серое пятно на красном фоне становится зеленоватым, на желтом – синеватым.
При сопоставлении холодных цветов контраст сильнее, чем при сопоставлении теплых. Слабое освещение повышает контраст, сильное – уничтожает. При сопоставлении менее насыщенных цветов (светлых или темных) контраст больше, чем при сопоставлении более насыщенных.
Пограничный, или краевой контраст возникает на границах касания, расположенных непосредственно друг около друга контрастирующих цветов. Пограничные контрасты бывают не только цветовые, но и светлотные. Пограничный контраст создает эффект рельефности, т.к. та часть светлого участка, которая находится ближе к темному, будет светлее, чем дальняя. Больше всего эффект пограничного контраста заметен в ряде окрашенных и смежно расположенных полос.
Для того чтобы действие пограничного контраста исчезло, нужно положить между контрастирующими цветами узкую темную или светлую полоску.
Последовательный контраст возникает при длительном восприятии какого-либо яркого цвета или пятна. Например, если долго смотреть на ярко-красное пятно, а затем перевести взгляд на белую поверхность, то на ней появится светло-зеленое пятно той же формы. В последовательном контрасте проявляется малонасыщенный цвет, дополнительный к тому, что мы видели прежде.
Малонасыщенные цвета не создают последовательного контраста. Умение использовать выразительные свойства цвета необходимо в производственно-творческой работе, при создании предметов прикладного и декоративного искусства.
Несобственные качества цвета
Качества цветов бывают собственными (цвет, тон, светлота, насыщенность) и несобственными. Последние цветам объективно не присущи, а возникают как эмоциональная реакция при их восприятии.
Такие качества – теплые и холодные цвета, выступающие и отступающие и др.
Изменение объемности изображения зависит от насыщенности цвета. Активно насыщенные цвета делают изображение более объемным, нежели цвета слабо насыщенные или затемненные. Разбел и затемнение снижают активность цвета и ослабляют цветовые контрасты. Монохромное изображение, как и насыщенное, способно активно передать объем, приближенный к ахроматическому варианту.
Условно принято считать части спектра от зеленого к красному теплыми, от голубого к пурпурному – холодными, пурпурный цвет – промежуточный. Теневые и освещенные части предметов в живописи всегда строятся на контрасте теплого и холодного.
На признаке тепло-холодности основано и пространственное восприятие цвета. Создать впечатление глубины можно, использовав светлотную растяжку, а можно за счет верного распределения цветов в пространстве.
Цветовой круг
Расположение цветов в виде круга удобно. Оно позволяет наглядно объяснить многие закономерности.
Великому английскому ученому Исааку Ньютону удалось экспериментальным путем доказать, что, если узкий солнечный луч пропустить через трехгранную призму, то на расположенном позади нее экране появится последовательный ряд цветов. Это явление сходно с эффектом радуги на небе, представляющей собой спектр преломленных и отраженных солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в воздухе. Естественной шкалой цветовых тонов является спектр солнечного света, в котором цвета расположены в такой последовательности: красный, оранжево-красный, оранжевый, оранжево-желтый, желтый, желто-зеленый, зеленовато-желтый, зеленый, голубовато-зеленый, голубой, синий, фиолетовый. В составе спектра отсутствуют белые, серые, черные – ахроматические цвета, но нет и существующих в природе пурпурного и коричневого цветов.
Гармонические цветовые сочетания
Теории цветовых гармоний
- Теория Рудольфа Адамса. В 1865г. Адамс изобрел хроматический спектр из 24 секторов и 6 степеней светлоты.
- Теория Альберта Манселла. Выделил 3 типа гармонических сочетаний:
А) однотонные;
Б) гармонии родственных цветов;
В) гармонии взаимодополнительных цветов.
- Классификация Брюкке:
А) изохромия (в одном цветовом тоне);
Б) хомеохромия (родственные цвета);
В) мерохромия (цвета подчинены одному главному);
Г) пойкилохромия (большое разнообразие цвета).
- Теория Бецольда. Построение гармоний в пределах интервалов 12-цветного круга, когда цвета отстоят друг от друга на 4 тона.
- Теория Б.В. Оствальда. Все цвета, содержащие равную примесь черного и белого, гармоничны, а из насыщенных – те, что расположены через равные интервалы в цветовом круге.
- Классификация Б. М. Теплова:
а) однотонная;
б) полярная;
в) трехцветная (желтый, красный, синий);
г) многоцветная.
- Теория В. М. Шугаева.
А) родственная гармония;
Б) родственно-контрастная;
Бесплатная лекция: "10 Основные понятия нейронных сетей" также доступна.
В) контрастная;
Г) нейтральная.
- Теория В. Козлова. В основе 24-цветного круга лежат 4 основных цвета: желтый, красный, синий, зеленый.
а) Однотоновая;
б) родственная;
в) родственно-контрастная;
г) контрастная.