Теория элементарного образования
3. Теория элементарного образования.
Песталоцци создал и постоянно совершенствовал свой метод, направленный на развитие умственных сил и способностей ребенка, который выразился в стройной теории элементарного образования. Наиболее полно теория элементарного образования изложена в "Памятной записке парижским друзьям о сущности и цели метода" и в последней работе "Лебединая песня".
Песталоцци определяет свой метод как "организацию последовательного ряда искусственных приемов, имеющих целью общее и гармоническое развитие задатков человеческого ума". Причем "в процессе обучения откладывается на более поздний срок применение всех вообще искусственных приемов, которые не вытекают непосредственно из... природных задатков, а соответствуют более позднему, более высокому уровню развившихся из этих задатков способностей" (Памятная записка..., с.213).
Иначе говоря, обучение и воспитание нужно начинать с простейших элементов, непосредственно связанных с природой ребенка, и постепенно восходить к более сложным "искусственным элементам". Только в этом случае элементарное образование будет выступать по словам Песталоцци, "как результат стремлений человечества оказать ходу природы в развитии и формировании наших задатков и сил такое содействие, какое способны оказать ему разумная любовь, развитой ум и хорошо развитые технические склонности" (Лебединая песня, с.307).
Поскольку человеку необходимо не только знать истину, но и быть в состоянии делать то, что является правильным и желать этого, то элементарное образование Песталоцци делит на три составные части:
I. Элементарное интеллектуальное образование, целью которого является правильное, всестороннее и гармоническое развитие умственных задатков человека, обеспечивающее ему интеллектуальную самостоятельность, и привитие, ему определенных развитых интеллектуальных навыков.
2. Физическое элементарное образование, целью которого является правильное гармоническое развитие физических задатков человека, дающее человеку спокойствие и Физическую самостоятельность, и привитие ему хороших физических навыков.
3. Нравственное элементарное образование, целью которого является правильное всестороннее и гармоническое развитие нравственных задатков человека, необходимое ему для обеспечения самостоятельности нравственных суждений, и привитие ему определенных нравственных навыков.
Все три составные части воспитания тесно связаны между собой. Одностороннее воспитание, по словам Песталоцци, «не является элементарным образованием – ему недостает всестороннего, гармонического соответствия человеческой природе и та самостоятельность, которую дают человеку каждый из 3-х взятых в отдельности видов образования, ни в коей мере не является истинной человеческой самостоятельностью, а является лишь кажущейся, шарлатанской самостоятельностью простофили в умственном, нравственном и физическом отношении» (Т.1, с. 222).
Рекомендуемые материалы
Элементарное умственное образование по Песталоцци должно строиться тем естественным путем, которым пользуется сама природа для развития человеческого ума. Иначе говоря, обучение должно быть психологизировано, строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Для возбуждения «живой деятельности ума и сердца» в процессе обучения Песталоцци предлагал выделять простейшие элементы, выражающие общие, основные для всех предметов свойства. К ним он относил число, форму и название предметов, выражаемое словом. Стремясь дойти до наипростейших начал обучения, Песталоцци разлагал в свою очередь число, форму и слово на их составные элементы. Простейшим элементом числа он считал единицу, формы – прямую линию, слова – звук.
Отправляясь от элементов, Песталоцци считал необходимым вести ребенка шаг за шагом к познанию целостного предмета. Заметим, что предложенный путь обучения не может быть универсальным. В обучении должен быть и обратный путь – от целого к элементам.
Как видим, задача элементарного умственного образования придать обучению подлинно развивающий характер.
Основными задачами элементарного нравственного образования Песталоцци считал:
1. Развитие у детей высоких моральных чувств.
2. Выработка у них путем непосредственного участия в добрых и полезных делах соответствующих нравственных навыков.
3. Формирование у молодого поколения нравственного сознания, стойких моральных убеждений.
Простейшим элементом нравственности, ее исходным элементом Песталоцци естественно возникающее уже в раннюю пору жизни у ребенка чувство доверия, любви по отношению к самому близкому ему существу – матери, которая удовлетворяет его насущные жизненные потребности: утоляет голод, жажду, укрывает от холода.
Постепенно при помощи воспитания предлагалось расширять круг, в который входят объекты детской любви. Сначала нужно перенести любовь ребенка с матери на отца, на братьев, сестер, затем на учителей, школьных товарищей. Отправляясь в своей любви от близкого ему и продвигаясь к более далекому, ребенок на определенном этапе своего развития начинает испытывать любовь к своему народу и ко всему человечеству.
Песталоцци считал недопустимым использовать в моральном воспитании многословные проповеди. Первоначально естественное чувство – любовь к матери – должно явиться основой для выработки нравственных привычек, которые являются элементами нравственных навыков, а навыки – составляют фундамент нравственного характера.
Лекция "Государственная миграционная политика" также может быть Вам полезна.
Вся практическая педагогическая деятельность Песталоцци и его теоретические выступления убедительно доказывали, что успешное нравственное воспитание немыслимо без повседневной организации поведения, стимулирующего выработку положительных черт характера. Песталоцци требовал, чтобы в учебных заведениях соблюдался определённый разумный, доведенный до сознания детей порядок, который бы преимущественно поддерживался средствами нравственного убеждения (так он поступал в Нейгофе, Станце).
Важную роль в нравственном развитии детей, по мнению Песталоцци, играет домашний труд, лучшим примером которого должна быть добродетельная трудолюбивая мать. И особое место в системе нравственного элементарного образования отводит он «упражнения в добродетели». Их нужно начинать еще в семье, а затем продолжать в школе (дети в Станце приютили погорельцев села Альндорф, хотя им грозили лишения).
Указанные аспекты полно выражены в следующей формулировке: «Все элементарное нравственное образование покоится вообще на 3-х основаниях: выработать с помощью чистых чувств хорошее моральное состояние; упражнять нравственность на справедливых и добрых делах, превозмогая себя и прилагая усилия; и, наконец, сформировать нравственные воззрения через размышления и сопоставление правовых и нравственных условий, в которых ребенок находится…» (Письмо к другу о пребывании в Станце, Т.2, с.63).
Элементарное физическое образование должно способствовать оздоровлению народа. Его нужно строить на природосообразной основе. Отправляясь от самого ребенка и его многообразных физических задатков, физическое воспитание призвано стимулировать подъем физических сил, гармоническое развитие человека.
Исходным элементом физического образования является способность к движению в суставах ребенка и возможность произвольно выполнять эти движение. Средством физического развития вначале выступает «естественная домашняя гимнастика (мать приучает ребенка стоять, учит ходить и т.д.), а затем школьная элементарная гимнастика, состоящая из последовательного ряда естественных движений, которые делают дети, когда ходят, едят, пьют, работают». Элементарные гимнастические упражнения приведут к полному овладению физическими навыками и к достижению свободы движений, доступных человеческому телу.
Физическое развитие должно находиться в полной гармонии с умственным и нравственным воспитанием детей. Важным средством физического воспитания Песталоцци считал труд.