Воронов Е.М., Карпунин А.А., Репкин А.Л. ОУММС (2010) (Воронов Е.М., Карпунин А.А., Репкин А.Л. Оптимальное управление многообъектными многокритериальными системами (2010)), страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Воронов Е.М., Карпунин А.А., Репкин А.Л. Оптимальное управление многообъектными многокритериальными системами (2010)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "оптимальное управление многообъектными многокритериальными системами (оуммс)" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
В рамках задач управления и принятия решений вусловиях конфликтной ситуации исследованы вопросы проектированияструктурно сложных систем управления группировками, малыми группами иодиночными летательными аппаратами (ЛА) в задачах конфликтноговзаимодействия сухопутных, морских и авиационно-ракетных комплексов.При этом разработан конфликтно-оптимальный метод наведениялетательного аппарата, метод преодоления перехвата в условиях пассивных иактивных помех, координированного конфликтно-оптимального управленияресурсами группировки с учетом конфликтно-оптимального прогноза итекущих конфигураций взаимодействующих группировок.
Разработано иапробировано применение подхода в условиях конфликтной ситуации взадаче конкурентно-оптимального прогноза управления корпоративным5Учебное пособие по выполнению работ по дисциплине ОУММСпредприятием в рыночных условиях на основе моделей товарного ифинансового рынка, а также в задаче конфликтно-синергетическойформализации компенсационных процессов гомеостаза (самосохранения) наоснове биотехнической динамической модели естественных технологийорганизма в области геронтологии и экологии. В классе задач в условияхисходной структурной несогласованности получил развитие метод расчетамногосвязных систем регулирования и управления на основе равновесноарбитражной балансировки каналов регулирования (управления) вмногоканальной системе с переменными связями, который заменяетимитационную настройку связанных каналов.
Такой подход реализуется всистемах пространственной стабилизации и управления ЛА. Такжеисследуется практическая полезность данного подхода в моделяхмехатроники,содержащихсвойстваисходнойструктурнойнесогласованности. В рамках задач управления в условиях неопределенностисреды, «активного партнера» и цели формулируется и применяетсяфундаментальное свойство конфликтной анизотропии (КАН), котороепозволяет учесть возможность проявления неопределенных факторов наполной системе степеней конфликтности теории игр и расширитьсуществующуюметодологиюробастногоуправлениянаосновегарантирующих решений. Рассматривается применение КАН в задачеуправления подвижными объектами (транспортным средством) в процессеторможения и исследуется возможность применения КАН в системахуправления ЛА.Предлагаемые результаты расширяют также возможности игровыхподходов,таккакимеюттеоретико-прикладноезначениевантагонистических, бескоалиционных, коалиционных и кооперативныхклассах игровых задач и их комбинаций (модификация ряда задач,формирование компромиссов и разработка средств проектирования на основеигровых задач), а также развивают игровые методы исследованияпрактически важных моделей ММС.1.2.
ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИГРЫ. ЧАСТНЫЕ КЛАССЫ ИГР.Определение 1.1. Игрой называется наборf N , P, X K , S , S x K , K% ,(0.1)где N – произвольное множество игроков, P – множество коалиционныхструктур P P , K – коалиция – группа игроков, которой приписаны действияи интересы, X K – произвольное множество стратегий коалиции K P P(при любом Р: K N ); S – произвольное множество всех исходов игрына P P , S x K – множество возможных исходов на P P , если коалиция Kfприменяет стратегию x K , K% — транзитивное отношение предпочтениякоалиции K P P .6Воронов Е.М., Карпунин А.А., Репкин А.Л.Индивидуальные предпочтения, как правило, формируются на некоторыхотображениях J i из S , которые являются функциями выигрыша (потерь).Тогда предпочтительность исхода s по сравнению с исходом s ( s f s )K%означает, что J i s J i s для всех i K . Множество S x K S позволяет каждой коалиции оценивать, как выборкоалицией K конкретной стратегии x K X K изменяет множество возможныхисходов.Определение 1.2.
Коалиционной структурой (разбиение множества N)называется такое семейство коалиций P P , чтоX K для всех K P (и X i i K ),K K для всех K, K P, K K ,(1.2) K K для любого K .K PЕсли игроки разбились на коалиции и эти коалиции выбрали своистратегии, то считается, что игра Г разыграна.Определение 1.3. Для любой коалиционной структуры P набор стратегийx P U x K , K P называется ситуацией в игре.При реализации ситуацииx Pмножество исходов сужается доK S ( x ), K P .
Далее предполагается, что последнее множество исходовсостоит из единственного элемента.Замечание 1.1. При отсутствии коалиций P 1,..., i,..., N , K iполучаем частный случай определения 1.1 Ν X i S S i {f} .i% Более полное представление об игровых структурах дают следующие дваобобщения определения 1.1:1) Могут иметь место пересекающиеся коалиции.
Тогда пункт дваопределения 1.2 выполняется, например, для всех K и K P , кроменекоторых K . Если две пересекающиеся коалиции K и K выбирают стратегии одновременно, то они должны обменятьсяинформацией для согласования своего выбора, т.е. они действуют каккоалиция K U K . Следовательно, для таких коалиций необходимозадавать X K U K , из которого осуществляется одновременный выборстратегий коалициями K и K .7Учебное пособие по выполнению работ по дисциплине ОУММС2) С учетом определения игры по Н.Н.
Воробьеву, когда действия иинтересы представляются в разных коалиционных структурах P д и Pисоответственно, причем S P и , X K – множество стратегий коалицииK P д , ситуация x x Pдs P и , отношенияпорождает исходпредпочтения формируются над коалициями K P и , а исходноеопределение 1.1 игры принимает вид следующего определения.Определение 1.4. Игрой с разными наборами коалиций действия иинтересов называется набор N , P д , P и , SSPи , X K KPд , S xKKP дSPи f, K% P и (1.3)с реализацией x P д x K , K P д .Кроме исхода игры, вводится понятие состояния игры и множествастратегий ставятся в зависимость от состояния игры.Определение 1.5. Динамической игрой называется набор f N , P, S , W , X K s , S x K , K% ,(1.4) где N , P , S, W, S W – произвольные множества игроков,коалиционных структур, неокончательных состояний игры и множестваокончательных исходов игры; X K s – произвольное множество стратегий коалиции K в состоянии s S ; S x K S W – множество исходов (какокончательных, так и неокончательных) после применения коалициейfстратегий x K X K s ; K% – предпочтение коалиции K на множествеконечных исходов W.Реализация динамической игры состоит из последовательности состоянийигры s1 ,...,sm S и коалиционных структур P1 ,...,Pm P в данныхx Pj s j x K KPj ,состояниях и выбранных ситуаций j 1,...,m , причем в ситуацияхxK X K s j x Pj ,s j , j m возможны исходы из S, втом числе s j 1 , а в ситуации x Pm ,sm – только из W.
То есть из S x P,s S x KKPследуетs j 1 S x Pj ,s j ,j 1,...,m 1 ,S x Pm ,sm W .Данная формулировка расширяет обычное понятие динамической игры. Вобычных динамических играх – основная проблема в обмене информациеймежду участниками игры, а коалиции образуются по предписанным правилам8Воронов Е.М., Карпунин А.А., Репкин А.Л.или до начала игры. Обычная динамическая игра в нормальной формесоответствует одному шагу игры в определении 1.5.В рамках определения 1.1 можно сформировать, как частные случаи,определения бескоалиционных, коалиционных и кооперативных игр.Так, если зафиксировать во множестве коалиционных структур Pструктуру Р (или считать P , то на фиксированной структуре P N (наN) коалиции (игроки) независимо друг от друга выбирают свои стратегииx K X K , K P xi X i ,i N .
Пусть предпочтения коалиций (игроков)представлены их функциями выигрыша J K J i на множестве ситуаций x P x i . Ситуации становятся исходами игры. Выбор стратегии x K x iкоалицией K (игроком i) ограничивает множество исходов до множествастратегийS xK xK ': x K x K , S x i xj: x i x i .K 'PjNОпределение 1.6.
Бескоалиционной игрой при фиксированном Рназывается набор Г N ,P, X K , J K ,гдеР–фиксированноеразбиение,J K J i iK(1.5)илиJ K Jii J K i J i ;i i 1, 0 i 1 , при отсутствии разбиения Р – наборГ N , X i , J i .(1.6)Аналогичное описание коалиционной игры приводит к следующемуопределению.Определение 1.7. Коалиционной игрой называется набор Ν PX K J K ,(1.7)K P P (при любом множестве Р K N ),X K X i , J K x J i x iK , x X N .iKДляполученияопределениякооперативнойигрывводитсяхарактеристическая функция K , K N , т.е. числовая функция,определенная на множестве 2 N всех подмножеств множества игроков N, 0 .Определение 1.8.
Кооперативная игра на основе характеристическойфункции K с 0 моделирует распределение между игроками из N9Учебное пособие по выполнению работ по дисциплине ОУММСобщего их выигрыша N согласно силе коалиции K и описываетсянабором N , S, X K , f S x K , K% , где N 1,...,N ; S x x1 ,...,xN : xi i ,X K x S : x , xS xK KK xi K ,iK(1.8) xi N ;KN; X K ; x f y означает xi yi , i K .KЧастный случай кооперативной игры может быть сформулирован наоснове векторной оптимизации.Определение 1.9. Кооперативной игрой называется наборГ N , X , X N ,(1.9)X N x ( N ) x X : max J i x J i ( x ) –множествоxXi 1i 1ситуаций.И, наконец, в плане иерархических игр один или несколько игроковограничивают множество исходов остальных за счет права первого хода.Остальные игроки в зависимости от условий разыгрывают игру в рамкаходного из четырех классов игр.
В работе Э.Н. Вайсборда, В.И. Жуковскогопредложено следующее определение.Определение 1.10. Иерархической игрой называется наборГ N ,L,N L , X N , X N L ,(1.10)NNгдегде N – число игроков в игре, L – число игроков, имеющих право первогохода, N L – число координируемых игроков, X N X i – общее множествоiNстратегий, X N / L X i – множество стратегий координируемых игроков.iN L1.3. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ММСВ соответствии с определениями игры математическая модельконфликтнойситуациидолжнасодержатьчетырекомпоненты:математическая модель ММС с выбором описания и управляющих сил,векторный целевой показатель, характер коалиционных объединений ипринцип конфликтного взаимодействия на основе стабильности иэффективности. Далее последовательно раскрывается модель конфликтнойситуации в форме дифференциальной игры в нормальной форме, когда выборстратегий связан с выбором управлений, которые однозначно определяютисход в виде значения вектора показателей игры.10Воронов Е.М., Карпунин А.А., Репкин А.Л.1.3.1.