Теория государства и права Мелехин (Учебник - "Теория государства и права" - Мелехин), страница 15
Описание файла
PDF-файл из архива "Учебник - "Теория государства и права" - Мелехин", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "правоведение" из , которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 15 страницы из PDF
К. Михайловский, предлагая устранять из жизни все безнравственное, вредное и неразумное по отношению к человеку, считал такое возможным только в обществе, построенному по типу семейных отношений.В современных условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях между людьми отражена в идее государственного патернализма — возложении на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций.
Это выражается в предоставлении населению помощи и оказаниюзаботы в различных ситуациях (решение социальных вопросов).Органическая теорияЭта теория возникла в древности и окончательно сформировалась в XIX в. Еепредставителями были Г. Спенсер, Вормс, Прейс. Первые представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированыдревнегреческими мыслителями. Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм.
На этомосновании он отрицал возможность существования человека как существа, изолированного от окружающего мира. Общество и государство представляют собой единый организм.Г. Спенсер рассматривает государство в сравнении с живым организмом, т. е.как общественный организм, состоящий из отдельных людей (частей). Он считал,что государство образуется одновременно со своими составными частями (людьми).
Поэтому оно будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Чтобы не допустить исчезновение человека как биологического вида, чтоозначало бы одновременно гибель государства и общества — он считал необходимым добиваться гармонизации между естественными и социальными законами человеческого бытия.Под государственной властью он понимал господство целого над своими составными частями, выражающееся в обязанности государства обеспечивать благополучие своего народа. В здоровом организме все клетки функционируют нормально.
Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, а больныеклетки снижают эффективность функционирования всего организма. В этой посылке просматривается системный и взаимозависимый подход к содержательнойхарактеристике государства и общества.В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира — от низшего к высшему. Наиболее полное научное объяснение этому процессу дал Чарльз Дарвин, рассматривавший этот процесскак эволюционное происхождение всех видов путем естественного отбора в течениемногих тысяч лет. Он считал, что человек произошел от обезьяны.
Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единыйорганизм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга,управляет всем организмом. Низшие классы обеспечивают его жизнедеятельность.До недавнего времени в СССР и других социалистических государствах этоучение, объясняющее происхождение мира, считалось официальным и единственноверным.
Сейчас оно постепенно утрачивает свое влияние и рассматривается как одна из многих теорий. Например, в сентябре 2004 г. министерство образования Сер46Университетская серияТема 4. Общая характеристика теорий происхождения государства и правабии постановило изучать теорию эволюции Чарльза Дарвина только параллельнос освоением креационизма — учения о божественном сотворении мира.Такой же подход наблюдается и в ряде развитых государств (Испания, Италия).В США каждая третья школа не считает необходимым знакомить детей с теориейэволюции, считая ее «инструментом развращения невинных душ». В других школах США дарвинизм преподается лишь как гипотеза, а не как научно доказанныйфакт.Теория насилияПринадлежит к числу относительно новых теорий.
Однако идейные предпосылки зародились еще в эпоху рабовладения.Как самостоятельное учение она возникла в XIX в. Ее представителями былиЛ. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. На этапе первоначального формированияони объясняли возникновение государства и права факторами военнополитического характера, т. е. завоеванием одним племенем другого. В этой связи для подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы. Однако государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где ещесуществует юридически закрепленное неравенство между победителями и побежденными. Фактор насилия представителями этой теории рассматривался и с точкизрения противопоставления интересов между различными слоями общества —внутреннее насилие, влекущее за собой начало гражданской войны (революции).Насилие рассматривается не как некое ограниченное и локальное, а как глобальное и естественное явление.
Оно влечет за собой не только противостояниесторон, но и порождает определенные социальноэкономические последствия (порождение рабства, возникновение частной собственности, изменение государственного строя).Абсолютизируя роль насилия, эта теория не учитывает того, что многие государства и правовые системы создаются и развиваются не только в результате завоеваний или революций. Следует отметить, что в целом фактор насилия как причинавозникновения государств носит вторичный характер. Однако в определенные этапы исторического развития он на какоето время становится доминирующим. Например, в результате второй мировой войны в восточной Европе возникла системасоциалистических государств.Марксистсколенинское учение к этой теории относилось избирательно. Дляподтверждения правильности своих практических действий представители этойтеории выделяют три вида насилия: революционное, либеральное и реакционное.Е.
Дюринг считал, что основой общественного развития являются внутренниефакторы — формы политических отношений. Экономические отношения он считалпроизводными от политических. Поэтому политическая сила является первоначальным фактором возникновения государства. В качестве доказательства обоснованности своей точки зрения он отмечает, что в интересах нормального развитиялюбое решение общества должно приниматься большинством голосов. Оставшиесяв меньшинстве обязаны подчиняться воле большинства. Возникновение права собственности, классов и самого государства он рассматривал как результат насилияодной части общества над другой.Л.
Гумплович является сторонником теории внешнего насилия (его точку зрения разделял и К. Каутский). Он считал, что государство возникает в результате завоевания одного племени другим. Победившее племя становится господствующим.Проигравшие теряют свободу и становятся эксплуатируемыми (чаще всего рабаУниверситетская серия47Раздел 2. Происхождение государства и правами).
Рабство ведет к появлению частной собственности и классов. Это накладываетотпечаток на образ жизни и способствует переходу от кочевого быта к оседломус развитием новых видов трудовой деятельности (земледелие, торговля). Ведущиеся войны содержат в себе не только разрушительное воздействие, но и созидательные начала в виде образования новых государств.Истоком возникновения и развития характера государственной власти он считал на первом этапе обычное физическое превосходство (подчинение одного племени другим), переходящее затем в политическое и экономическое. Насилие имрассматривается как глобальное и естественное явление, порождающее единство интересов победителей и побежденных, правящих и управляемых.
Эти факторы влекут за собой необходимость решения новых социальноэкономическихвопросов.Дальнейшее развитие общественных отношений в рамках государства, по мнению Л. Гумпловича, идет по пути демократизации. Это проявляется в развитии равноправия между различными слоями населения и смягчении применяемых государством методов властвования. Государство приобретает либеральные черты.
Постепенно в нем развивается институт парламентаризма и образуется «современноекультурное государство». Однако в основе такого характера развития событий, поего мнению, лежит насилие. Во многом противореча самому себе, он не считал современные ему капиталистические государства инструментами насилия.Психологическая теорияПредставителями этой теории, возникшей в середине XIX в., были Г.
Тард,Л. И. Петражицкий (1867—1931 гг). Они объясняли появление государства и правачерез свойства человеческой психики, т. е. потребностью подчиняться и быть зависимыми от элиты. Народ рассматривался как пассивная инертная масса, ищущаяподчинения.Общество и государство они рассматривали как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений.
Человеку присуща психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также в необходимостиколлективного взаимодействия.В своих работах Л. И. Петражицкий подразделял право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову «внутреннего голоса» совести. Позитивное правовоепредставление основывается на точке зрения авторитетного человека или на внешнем нормативном акте.Он считал, что право предназначено выполнять две общественно значимыефункции: распределительную — наделение граждан материальными и идеальными благами в виде неприкосновенности личности, свободы слова и свободы собственности; организационную — наделение определенной категории субъектов прававластными полномочиями.Теория общественного договора (Договорная теория)Эта теория объясняет происхождение государства посредством заключения общественного договора, рассматриваемого как результат разумной воли народа, наоснове которого произошло добровольное объединение людей с целью лучшегообеспечения свободы и взаимных интересов.
Поэтому государство рассматриваетсякак искусственное произведение сознательной воли людей, стремящихся таким48Университетская серияТема 4. Общая характеристика теорий происхождения государства и праваспособом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядокв обществе.Ее отдельные положения разрабатывались еще в V—IV в. до н. э. софистамив Древней Греции. Согласно этой теории, в процессе развития человечества праваодних людей приходят в противоречие с правами других людей, нарушается порядок, возникает насилие.
Для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своихправ.Основой теории общественного договора является положение о том, что этапувозникновения государства предшествовал период естественного состояния человека.
Сторонники теории естественного права считают возникновение государствакак результат принятия юридического акта — общественного договора. Они различают два вида права: естественное — предшествовало появлению общества и государства (принадлежит человеку от рождения); позитивное — возникает с государством, формулируется им и является логическим продолжением естественного правав реальных условиях.Содержание понятия естественного права включает в себя представления о правах принадлежащих человеку и гражданину от рождения. Римские юристы нарядус гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale)как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Сейчас нормы естественного права являются общеобязательными для каждого современного государства.