Теория государства и права Мелехин (Учебник - "Теория государства и права" - Мелехин), страница 14
Описание файла
PDF-файл из архива "Учебник - "Теория государства и права" - Мелехин", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "правоведение" из , которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "правоведение" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
На смену приходят средние века, когда западноевропейское общество надолго было отброшено назад и вынуждено было проделатьновый виток развития от примитивных протогосударств к крупным и конгломеративным «варварским» государствам, а в конечном итоге к централизованным на42Университетская серияТема 3. Пути реформирования государства и правациональным государствам. Важным катализатором исторического развития, определившим уникальность западноевропейской цивилизации в последующие века,были унаследованные от античности частная собственность и христианская религия.Но падение Римской империи только указало, что в ее недрах зародился новыйвид общественных отношений — феодализм, который и явился катализатором разложения рабовладения.
Ускорило этот процесс завоевание Римской империи «варварами», у которых еще были родоплеменные отношения. Классическим видомформирования государства стало формирование государственности у франков.Возникновение классового общества у франков, наметившееся у них еще до переселения в Галлию, резко ускорилось в процессе ее завоевания. Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военноплеменной знати. При дележе военной добычи ей доставались лучшие земли, значительное количество колонов, скота.Знать возвысилась над рядовыми франками, хотя последние еще оставались личносвободными и вначале не испытывали усиления экономического гнета.
Они расселились на своей новой родине сельскими общинами (марками). Марка считаласьсобственником всей земли общины, включавшей леса, пустоши, луга, пахотные земли. Последние делились на наделы, которые довольно быстро перешли в наследственное пользование отдельных семей.Галлоримляне, по численности в несколько раз превышавшие франков, оказались в положении зависимого населения. Вместе с тем галлоримская аристократиячастично сохранила свои богатства. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению франкской и римскогалльской знати, причем перваястала доминатором.
Это проявилось при формировании новой власти, котораядолжна была сохранить захваченную страну, держать в повиновении колонов и рабов. Прежняя родоплеменная организация не имела необходимых для этого сили средств. Учреждения родоплеменного строя начинают уступать место новой организации во главе с военным вождем — королем и лично преданной ему дружины.Король и его приближенные фактически решали все важнейшие вопросы жизнистраны, хотя еще сохранялись народные собрания и другие институты прежнегостроя франков. Формировалась новая публичная власть, которая уже не совпадаланепосредственно с населением. Она состояла не только из вооруженных людей, независящих от рядовых свободных, но и принудительных учреждений, которых небыло при родоплеменном строе.
Утверждение новой публичной власти было связано с введением территориального разделения населения. Земли, населенныефранками, стали делиться на паги (округа), состоявшие из более мелких единиц —сотен. Управление населением, проживающим в пагах и сотнях, поручалось особым доверенным лицам короля. В южных районах Галлии, где по численностимногократно преобладали галлоримляне, на первых порах сохранялось римскоеадминистративнотерриториальное деление. Но и здесь назначение должностныхлиц зависело от воли короля.Принятие христианства обеспечило знатным франкам поддержку галлоримской знати и католической церкви. Становление государства франков происходилосравнительно быстро — в течение жизни одного поколения. Во многом этому процессу способствовали победные войны и, как следствие, быстрая классовая дифференциация общества.В это же время начинают определяться контуры и будущих крупных мировыхправовых систем (семей права) — континентальной и англосаксонской.Университетская серия43Раздел 2.
Происхождение государства и праваИсходным «строительным материалом» средневекового права были правовыеобычаи, которые долгое время оставались важнейшим источником права. Они достаточно органично интегрировались в феодальные отношения, закрепляя все их основные виды. Прежде всего обычай (часто обычайдоговор) регулировал личностные и поземельные связи между самими феодаламисеньорами и вассалами (ленное право).
В равной степени правовые обычаи охватывали отношения междуфеодалами и крестьянами, держателями земли.Особую роль в становлении общеевропейской правовой культуры сыграло городское право. В основном это было писаное право. Городское право, несмотря назакрепленные в нем некоторые чисто феодальные институты, по своему основномусодержанию предвосхищало буржуазное право.Особое место в формировании общеевропейского права сыграло каноническоеправо, так как оно разрабатывалось и поддерживалось могущественной римскокатолической церковью и папством, было экстерриториальным и универсальным,а также регулировало все основные сферы жизнедеятельности общества.Одним из наиболее значительнейших и уникальных явлений в правовой жизниЗападной Европы стала рецепция римского права. В основе этого лежало оживление экономической жизни, особенно торговли, а также то, что и социальные, и духовные потребности общества остро нуждались в правовом порядке и стабильности.
Рецепцию римского права поддержала и церковь, увидевшая в нем средство,способное поддержать каноническое право и притязания пап на мировое господство.Тема 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВАЛюди уже на протяжении нескольких тысячелетий живут в условиях государственноправовой действительности. Существует множество учений, каждое из которых с определенной степенью доказательности объясняет причины происхождения государства и права.
В основе этого явления лежат многие факторы, к которымследует отнести: время зарождения учения; проповедуемая идеология; характерэкономических отношений; официально осуществляемая политика; бытующий характер вероисповедания и т. п.Необходимо отметить, что цель изучения любого общественного явления заключается в познании его сущности. Она достигается при помощи примененияразличных методов познания и всегда носит познавательный характер. Результаты исследования находят свое применение не только в теории, но и в практике государственного строительства. Плюрализм мнений всегда позволяет более полнои объективно изучить суть исследуемого вопроса, избежать ошибок в настоящеми будущем.Процесс возникновения государства и права носит постоянный характер.
В начале 90х годов ХХ столетия в результате распада СССР возникло 15 новых самостоятельных государств. В июне 2006 г. в результате проведенного референдума натерритории бывшей Югославии, подводя итог ее распаду, были образованы два новых государства — Сербия и Черногория.Например, особенностью процесса возникновения новых государств в современных условиях и определения их политической ориентации является то, что он44Университетская серияТема 4. Общая характеристика теорий происхождения государства и праваосуществляется под контролем мирового сообщества.
Это позволяет избежать зарождения антидемократических (подобно фашистскому) режимов.В конечном счете, основными вариантами организации государственной жизниявляются два принципиальных подхода: люди для государства или государство длялюдей.
Найти приемлемый консенсус в этом соотношении, как свидетельствует история, не такто просто. Среди теорий происхождения государства и права особенно распространенными являются следующие.Теологическая теорияЭта теория происхождения государства и права была одной из первых, котораяобъясняла возникновение государства и права в результате божественной воли.Еще в древнем Египте и Вавилоне возникли подобные идеи.
В силу занимаемогоположения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние наформирование соответствующего общественного мнения.Наиболее известными представителями этой теории были Ф. Аквинский,Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Например, ученыйбогослов Ф. Аквинский (1225— 1274 гг.)считал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.Учение о божественном сотворении мира получило название креационизм.
Еепредставители утверждают, что Земля и все сущее на ней было создано Богом10 000 лет назад. Окаменелости являются результатом разрушительных последствий Всемирного потопа, ставшего причиной гибели динозавров. Эта теория полностью отрицает процесс эволюции и естественного отбора (теория Дарвина).Наиболее прочные позиции эта теория завоевала в период становления и развития феодализма. На рубеже ХIIХIII вв. в западной Европе была популярной теория «двух мечей». Из имеющихся двух мечей церковь оставила себе один и вложила его в ножны, так как сама религия не должна использовать меч.
Второй она вручила государям для «вершения» земных дел. Таким образом, государь наделялсяцерковью правом повелевать людьми, одновременно являясь слугой церкви. Приэтом утверждается приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством).Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямоопровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.
е. это, в конечном счете, вопрос веры.Патриархальная теорияВозникла в древности. Ее основателем был Аристотель, однако подобные идеивысказывались и Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н. К. Михайловским (ХIХ в.). Смысл этойтеории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.
Глава семьи становится главой государства — монархом. Еговласть, таким образом, — это продолжение власти отца.Аристотель считал, что государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения (семьи, селения). В средние века эта теория служила обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.
Положения этой теории развивал и китайский ученый Конфуций.Государство он рассматривал как большую семью. Власть императора им рассматривалась как власть отца нации, обязанного заботиться о подданных. Отношения между населением также рассматривались как семейные отношения, но поУниверситетская серия45Раздел 2. Происхождение государства и правастроенные на строгой субординации. Подданные должны быть преданы, почтительны и законопослушны своим правителям.Н.