Теория государства и права Мелехин (Учебник - "Теория государства и права" - Мелехин), страница 12
Описание файла
PDF-файл из архива "Учебник - "Теория государства и права" - Мелехин", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "правоведение" из , которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "правоведение" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Здесь рано начал использоваться труд рабов, подневольных лиц.Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пестрый социальный состав древневосточных обществ, который можно дифференцировать в границах трех основных социальноклассовых образований: 1) различные категории лиц, лишенные средств производства, зависимые подневольные работники,в т. ч. и рабы; 2) свободные мелкие производители — общинникикрестьяне и ремесленники; 3) господствующий социальный слой.На Востоке отсутствовала четкость социальноклассовых границ. Существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточноеположение между свободными и рабами, переходные категории свободных землевладельцев к господствующему слою. Социальноправовой статус индивида в обществе, как правило, не совпадал, расходился с его социальноэкономическим положением.Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религии дают основание определить в качестве основной черты древневосточных обществ — их традицион&ность.Специфической чертой политической организации древневосточных об&ществ являлась «восточная деспотия», которая характеризуется рядом признаков.Университетская серия37Раздел 2.
Происхождение государства и праваЭто монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного,обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшимсудьей; централизованное государство с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненногодеспоту административного аппарата. Древневосточным обществам были известныи республиканские формы правления, например, в городахгосударствах — Финикии, Месопотамии значительную роль играли традиции примитивной племеннойдемократии.В религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю.
Признание высшего, божественного авторитета, органически вытекающего из сущего миропорядка, а следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя, было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющимв значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ. С учетом этих обстоятельств следует различать понятие «восточная деспотия» в культурноцивилизационном, социальноисторическом и формальноюридическом смыслах.Выступая, как и всякое другое государство, орудием социальноклассового господства, древневосточное монархическое государство было призвано вместе с темвыполнять функции, связанные с координацией разрозненного общинного производства. При отсутствии или слабом развитии рыночных отношений государствос его административнокомандным аппаратом выполняло особые контрольнорегулирующие функции.
Это обеспечивало исключительное место и значение управляющей верхушки в восточном обществе.Но не меньшее значение имела деятельность властных структур государства поподдержанию религиознокультурного единства общества, обеспечиваемого на основе сохранения их самобытности и фундаментальных ценностей. Значение целенаправленной консервации, укрепления религиозной идеологии также определялосьв значительной степени слабостью экономических связей, почти полным отсутствием рыночных отношений при натуральном характере общинного производства. Религиозная идеология, играющая важную роль в поддержании единства, строиласьна основе различных моральноэтических, религиозных ценностей, но неизменноотводила особое место «связующему единству» — правителю.В массовом сознании правители наделялись всесильными, деспотическимиполномочиями не только в силу божественного характера своей власти — царственности, но и в силу отводимой им единоличной роли в поддержании безопасности,правосудия, социальной справедливости в обществе.
Устойчивость патриархальнообщинных отношений, на базе которых развивались ранние государственныедеспотические режимы, формировала в общественном сознании образ правителяотца, защитника слабых и обездоленных.Вместе с государством складывалось и право, которое в странах Древнего Востока имело ряд общих черт. В частности, оно открыто закрепляло социальное неравенство, что проявлялось прежде всего в принижении положения рабов. Вне зависимости от того, мог ли раб иметь семью или владеть имуществом в интересах хозяина,на Востоке он выступал в качестве вещи и таковой рассматривался в действующемправе.
Древневосточное законодательство закрепляло также сословное неравенствосвободных. Оно в той или иной форме присутствовало во всех древневосточныхправовых системах.38Университетская серияТема 3. Пути реформирования государства и праваПраво Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Правовая норма здесь, за редким исключением, имела религиозное обоснование. Правонарушение — это одновременно нарушение нормы религии и морали.Основным источником права древневосточных государств на протяжении веков оставались обычаи, которые, являясь продуктом общинного творчества, в течение длительного периода времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников. Нормы права опирались на установившиеся образцыповедения, сложившиеся в прошлом, ориентировались на них. Обычай, наполняемый новым социальным содержанием, санкционированный государством, оставался главным источником права и тогда, когда появились письменные судебники,брахманские компиляции и пр.Общие традиционные черты древневосточного права определялись в значительной мере длительным существованием в странах Древнего Востока таких социальных форм, как община, большая патриархальная семья.
Во всех нормах древневосточного права прослеживаются, например, такие традиционные черты, как подчиненное приниженное положение женщин, детей в патриархальной семье,неравенство наследственных прав женщин с мужчинами и пр.Говоря об общих элементах правовой системы стран Древнего Востока, нельзяне видеть специфических черт и правовых принципов, институтов и норм, связанных с особенностями духовной культуры, религии, той или иной системы ценностей.Так, в Древнем Египте, стране «поголовного рабства», в условиях насилия административнокомандного царского аппарата, с его гипертрофированными контрольнорегулирующими функциями, не было создано условий даже для общихпредставлений о правоспособности и правовом статусе личности.В Древнем Китае религия и право изначально отвергали идею равенства людей.Они исходили из признания различий между членами китайского общества в зависимости от пола, возраста, места в системе родственных отношений и социальнойиерархии.
Здесь исключалось создание предпосылок не только для развития гражданского общества, частной собственности, субъективных прав и свобод, но и частного права как такового. Китайское традиционное право — это прежде всего уголовное право, включающее нормы брачносемейного, гражданского права, нарушениекоторых влекло за собой уголовное наказание.«Западный» путьПо другому историческому пути шел процесс возникновения государства и права на территории Европы. Здесь главным фактором образования государства былокастовое расслоение общества благодаря формированию частной собственности наземлю, скот, рабов.Ф.
Энгельс выделял три основные формы возникновения государств «западного» типа: афинскую, римскую и древнегерманскую.Грекоримский мир сложился не на пустом месте, не изолированно, не по типу«закрытого общества». Ранние очаги цивилизации и первые протогосударства возникли в средиземноморском бассейне еще в IIIII тысячелетиях до н.
э., причем небез заметного влияния восточного мира. Все возрастающие политические контактыгреков с восточными странами позволяли им использовать и переосмысливать чужой, заморский государственноправовой опыт, искать свои более рационалистические подходы к законотворчеству и к политике.Университетская серия39Раздел 2. Происхождение государства и праваОдной из важнейших особенностей в образовании государства в Древней Греции было то, что сам этот процесс в силу постоянной миграции и перемещения племен шел волнообразно, прерывисто. Своеобразное сочетание внутреннего и внешнего факторов в процессе генезиса государства в Греции делает недостаточно убедительным распространенный тезис о том, что возникновение государствав Афинах происходило в «чистом виде», т. е. непосредственно из разложения родового строя и классообразования. Существенное влияние внешнего фактора, в частности этрусского, еще не в полной мере изученного, сказалось и на генезисе римского государства.Особенности процесса становления государственности в античном мире вомногом предопределялись природногеографическим фактором.
Греция представляла собой горную страну, где мало природных земель, пригодных для зерновыхкультур, особенно требующих коллективных ирригационных работ. Поэтому здесьне могла сохраниться община восточного типа, но зато были благоприятные условия для развития ремесел, в частности металлообработки.