Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 3 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 3.pdf), страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 3.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Квантовая механика и беседа с Эйнштейном. — «Природа», 1972, № 5, с. 87). Вместе стем в период становления физических теорий 20 в. сами ихтворцы подчеркивали методологическое значение принципанаблюдаемости. Дело в том, что в процессе рождения новыхтеоретических построений действует не просто какой-то отдельный методологический принцип, а их система. Поройученый обращает особенное внимание на один из них, оставляя вне рассмотрения другие принципы, которые действуют неявно, но тем не менее определяют процесс становления научной теории.НАВСИФАН (Nmxncpavric,) с Теоса (.кон.
4 в. до н. э.) — греческий философ, причастный традициям атомизма и скептицизма. Последователь Демокрита (через ученика Демокрита Метродора Хиосского и его преемников — Диогена изСмирны и Анаксарха), слушатель Пиррона и учитель Эпикура.Автор «Триподия», в котором излагалась этика, физика и логика — вероятный источник «Каноники» Эпикура (мнениебиографа Эпикура Аристона, на которое ссылается ДиогенЛаэртий, X 14).
В этике Навсифану приписывается введениетермина «несмутимость» (аксгахтйп^та) (fr.3 = Clem. Strom. II,21,130) вместо демокритовской «неустрашимости» (аОгхцрЧп)—ср. эпикуровскую «невозмутимость» (атараксия). В круг интересов Навсифана входили также математика, музыка и риторика. Представления Навсифана о риторике критически обсуждаются в трактате Филодема из Годары «О риторике», кн.
6.О Навсифане как учителе Эпикура говорят Аполлодор в «Хронологии», Ктамент Александрийский в «Строматах» (Strom. I,14, 64), а также словарь Суда; однако восходящая к свидетельствам самого Эпикура традиция отрицала это ученичество (см. Diog. L. X13,15).Фрагм.: DKII, 246-250.М. А. СолоповаН. Ф.
ОвчинниковНАБЛЮДАТЕЛЬ (в философии науки) — исследователь,ведущий наблюдение за изучаемым объектом. Иногда наблюдение ведется непосредственно с помощью органов чувств —зрения, слуха, тактильного (осязательного) восприятия. Ночасто требуется оснащение наблюдателя приборами — микроскопом, телескопом, синхрофазотроном, локатором и т.п. Особое значение понятие наблюдателя и его взаимоотношений с объектом наблюдения и с прибором, с помощью которого наблюдается объект, приобрело в квантовой теории.Трудности познания микрообъектов — элементарных частиц — вынуждали обратиться к классической философскойпроблеме взаимоотношений субъекта — наблюдателя — объекта(предмета исследования). В квантовой физике познающий субъект вынужден наблюдать объект посредством макроприбора.
Врезультате наши знания о поведении объектов микромира могутбыть выражены в форме макроскопических понятий. В классической теории, изучающей поведение макрообъектов, предполагается, что состояние частицы можно охарактеризовать ееточным положением в пространстве (координата), ее массой искоростью (импульс). В квантовой теории координата и импульсчастицы взаимодополнительны. Если известно точное положение частицы, то к ней неприменимо понятие точного значенияее импульса; если же известно точное значение импульса, то кчастице неприменимо понятие точного положения.
Неклассичность ситуации можно выразить еще и так: согласно квантовойтеории, принципиально невозможен такой экспериментов результате которого можно было бы получить одновременно точное знание положения частицы и ее импульса. Это положениеносит характер запрета: оно вполне аналогично принципу, согласнокоторомуневозможнопосгроитьвечныйдвигательпервого рода, добывающий энергию «из ничего». Запрет наблюденияодновременного значения координаты и импульса имеет своеоснование в атомизме взаимодействия, взаимодействие же —неизбежный элемент любого научного наблюдения.НАВЬЯ-НЬЯЯ (санскр.
navya-пуауа) — школа логики, сформировавшаяся в Индии в 13 в. в рамках религиозно-философского направления ньяя и просуществовавшая до второй половины 17 в. Основоположник школы — Гангеша. Основнымтекстом навья-найяиков, на который они писали комментарии, была «Таттва-чинтамани» Гангеши, который называлсвое учение «новой» ньяей, в отличие от «старой» традиции,идущей от «Ньяя-сутр» Гаутамы-Акшапады. В «Таттва-чинтамани» рассматриваются проблемы эпистемологии (в основу структуры текста легли четыре источника достоверногознания, принимавшиеся в ньяе, — восприятие, вывод, сравнение и словесное свидетельство авторитета) и философииграмматики. Созданные Гангешей новые методы логическогоанализа рассуждений в дальнейшем были усовершенствованыРагхунатхой Широмани (ок.
1475—1550). К школе принадлежали также Джаядева (Мишра) Патсшадхара (1425—1550),Матхуранатха Таркавагиша (ок. 1600—75), Джагадиша (16 в.),Лаугакша Бхаскара (ок. 1590) и Аннамбхатта (17 в.), внесшиевклад в уточнение терминологии и формализацию логики.Гангеша в «Таттва-чинтамани» после критического рассмотрения отверг 21 известное определение вьяпти («отношенияпроникновения» терминов умозаключения) и предложилсобственныечетыре.Вшколеразвивалиськонцепцииидругихвидов логических отношений, в частности отношения кон-Н.
Ф. ОвчинниковНАБЛЮДЕНИЕ — преднамеренное и целенаправленноевосприятие, обусловленное задачей деятельности. Исторически наблюдение развивается как составная часть трудовой6НАГЛЯДНОСТЬНАГЕЛЬ (Nagel) Эрнст (16 ноября 1901, Нове-Место, Чехия — 20 сентября 1985, Нью-Йорк) — американский философ, представитель натурализма. Закончил Колумбийскийуниверситет, в котором затем преподавал (1931—70).
Основные области исследования Нагеля — логика и философияНауки.В своей трактовке научного знания Нагель сохранял определенную приверженность логическому эмпиризму. Так, согласно ему, логико-математические принципы выражают лингвистические правила, а эмпирические высказывания толькотогда являются осмысленными, когда они могут быть подтверждены на опыте. Однако Нагель не согласен с конвенционалистской трактовкой логики и не считал чувственные данные тем фундаментом, на котором можно построить структурузнания: эмпирическое познание невозможно без логическихсредств анализа, которые не имеют коррелятов в опыте.
Выдвигая концепцию «логики без онтологии», Нагель критикуеттех, кто пытается подвести онтологические и трансцендентныеоснования под необходимый характер логических законов,ибо в результате это означает игнорирование их нормативнойприроды. В трактовке логико-математических принциповследует прежде всего учитывать их функции в конкретныхЛит.: ИнгошсД. Г.
X. Введение в индийскую логику Навья-ньяя. М., научно-исследовательских контекстах. Важный аспект нату1974.ралистической философии Нагеля составляет его трактовкаН. А. Канаеваментальных событий и процессов как определенного аспектателесной организации человека, однако она не предполагаНАГАРДЖУНА (санскр. Naga-arjuna — Змей-древо) (150 доет сведения психологических предикатов к физическим (ибон. э.— 250) — основоположник мадхьямики, автор ее базисныхредукционизм, по мнению Нагеля, ошибочен). Ошибочно,текстов.
Причислен к просветленным существам, или бодхинапр., утверждать, что термин «головная боль» — это синосаттвам, махаяны и совершенным магам, или сиддхам, вадним какого-то термина физической теории; мы вправе лишьжраяны. О Нагарджуне известно только из агиографическихисточников, описывающих его как сверхъестественное сущесутверждать, что головная боль появляется только тогда, когдатво, жизнь которого длилась от 400 до 600 лет в подвигах во слаимеются определенные физико-химические условия в мозге.ву махаяны. Возможно, он был брахманского рода из ЮжнойЭто свидетельствует об «экзистенциальной и каузальной перИндий, мастером философской полемики и медитации, творвичности организованной материи» в устройстве природы, вцом более дюжины религиозных и логико-диалектическихкоторой не может быть места оккультным силам и трансценпроизведений, хотя в китайских и тибетских переводах содентным сущностям, как невозможно и бессмертие души.
Вхранилось около 200 приписываемых ему трудов: от комсвоей наиболее известной книге «Структура науки» (The Strucментариев на буддийские сутры до руководств по алхиture of Science, 1961) Нагель рассматривает широкий круг вопмии, врачеванию, металлургии и т. д.росов о природе объяснения, логике научного исследования,В научной буддологии Нагарджуну принято считать авторомструктуре научного знания и т.
д. Он детально разрабатывает«Мидхьямика-карики» и доктринально родственных трактатов, гипотетико-дедуктивную модель объяснения как единый типв которых комментировались и защищались в полемике идеиобъяснения для всех наук, включая биологические и социальранней махаяны. В этих текстах (некоторые из них дошли доные. Согласно этой модели, объяснить какое-либо явление —нас и на санскрите) использовались различные подходы, в т.значит показать, что оно выводимо из некоторого множествач. и метод негативной диалектики, для передачи неописуемосзаконов, действующих при определенных («начальных») услоти недвойственного Абсолюта через отдельные мадхьямиковиях.