Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Миронов В.В. Философия. (2005)

Миронов В.В. Философия. (2005) (Миронов В.В. Философия. (2005).pdf), страница 15

PDF-файл Миронов В.В. Философия. (2005) (Миронов В.В. Философия. (2005).pdf), страница 15 Современная философия и методология науки (63745): Книга - 9 семестр (1 семестр магистратуры)Миронов В.В. Философия. (2005) (Миронов В.В. Философия. (2005).pdf) - PDF, страница 15 (63745) - СтудИзба2020-08-20СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Миронов В.В. Философия. (2005).pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 15 страницы из PDF

Под реализмом подразумевалось учение, согласно которомуподлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а неединичные предметы, существующие в эмпирическом мире (на латинском языке,которым пользовались представители схоластики, эта мысль выражалась в формуле:universalia sunt realia). Нетрудно видеть, что средневековый реализм сближаетсяс платонизмом, для которого тоже реальным бытием обладают вечные исамотождественные идеи, а не преходящие и изменчивые чувственные вещи. Согласносредневековым реалистам, универсалии сущест58вуют до вещей (ante rem), представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. Итолько благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей,ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.

Ясно, что дляреалистов, например для Ансельма Кентерберийского (1033— 1109), познаниевозможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее.Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли надразумом и носило название номинализма. Термин «номинализм» происходит отлатинского слова «nomen», что значит «имя». Согласно номиналистам, общие понятия— только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне ипомимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков,общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаемпонятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельныхлюдей и оставляем только то, что является общим для них всех.

А поскольку вселюди суть живые и одушевленные существа, обладающие разумом, то, стало быть, впонятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое существо,наделенное разумом. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалиисуществуют не до, а после вещей (post rem). Крайние номиналисты, к которымпринадлежал, например, французский философ и теолог Иоанн Росцелин (ок.

1050 —ок. 1120), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звукичеловеческого голоса; реально лишь единичное, а общее — только иллюзия, несуществующая даже в человеческом уме.Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего,как она ставилась еще Аристотелем, различавшим первичные и вторичные сущности изатруднявшимся в определении онтологического статуса тех и других.2. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики. Номиналистическаякритика томизмаУчение Фомы АквинскогоОдним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монахДоминиканского ордена Фома Аквинский (1225/ 1226—1274), ученик знаменитогосредневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого (ок.1193—1280).59Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианскойтеологии, опираясь на учение Аристотеля.

При этом последнее было преобразованоим таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мираиз ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. Как и у Августина иБоэция, у Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома разумеетхристианского Бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом Завете.Различая бытие (существование) и сущность, Фома тем не менее непротивопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень.Сущности, как субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием, вотличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодарясубстанциям.

Отсюда выводится различение так называемых субстанциальных иакцидентальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, апотому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении —что нечто разрушилось.

Акцидентальная же форма — источник определенных качеств,а не бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальноесостояния, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Вовсякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности.Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости отстепени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, т. е.актуальное начало, реализуется в вещах.На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнююопределенность вещи (causa formalis); сюда относятся неорганические стихии иминералы.

На следующей ступени форма предстает как конечная причина (causafinalis) вещи, которой поэтому присуща целесообразность, названная Аристотелем«растительной душой», как бы формирующей тело изнутри, — таковы растения. Третийуровень — животные, здесь форма есть действующая причина (causa efficiens),поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения.На всех трех ступенях форма по-разному привходит в материю, организуя иодушевляя ее. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не какорганизующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи (forma perse, forma separata). Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенныхсущих.

Не будучи связана с материей, человеческая разумная душа не погибает сосмертью тела. По60этому разумная душа носит у Фомы имя «самосущего». В отличие от нее, чувственныедуши животных не являются самосущими, а потому они и не имеют специфических дляразумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела, —мышления и воления; все действия животных, как и многие действия человека (кромемышления и акта воли), осуществляются с помощью тела. Поэтому души животныхпогибают вместе с телом, тогда как человеческая душа — бессмертна, она естьсамое благородное в сотворенной природе.

Следуя Аристотелю, Фома рассматриваетразум как высшую среди человеческих способностей, усматривая и в самой волепрежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различатьдобро и зло. Как и Аристотель, Фома видит б воле практический разум, т. е.разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашимипоступками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, несозерцанием.В мире Фомы сущими оказываются в конечном счете индивиды. Этот своеобразныйперсонализм составляет специфику как томистской онтологии, так и средневековогоестествознания, предмет которого — действие индивидуальных «скрытых сущностей» —«деятелей», душ, духов, сил.

Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, икончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительнойсамостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз, т. е. по мереубывания бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице.Учение Фомы (томизм) пользовалось большим влиянием в Средние века, римскаяцерковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX в. под названиемнеотомизма — одного из наиболее значительных течений католической философии наЗападе.Критика томизмаКак уже отмечалось, средневековая философия вобрала в себя две различныетрадиции: христианское откровение и античную философию.

В учении Фомывозобладала последняя. Напротив, критики томизма апеллируют к библейскойтрадиции, в рамках которой воля (прежде всего божественная воля — всемогуществоБога) стоит выше разума и определяет его. Расцвет номинализма приходится на XIIIи особенно XIV в.; его главные представители — Уильям Оккам (ок. 1285—1349), ЖанБуридан (ок. 1300 — ок. 1358), Николай из Отрекура (ок. 1300 — после 1350) и др.61В номинализме пересматривается характерная для аристотелевской традиции (АльбертВеликий, Фома Аквинский) трактовка бытия, предполагающая тесную связь бытия скатегорией сущности. Хотя Фома и проводил различия между бытием и сущностью (иботолько в Боге бытие и сущность совпадают), однако считал, что сущность стоит кбытию ближе всех остальных категорий.

А отсюда вытекает, с одной стороны,приоритет разума, а с другой — иерархическая структура тварного мира. Вноминализме определяющее значение получает идея божественного всемогущества, атворение рассматривается как акт божественной воли. Здесь номиналисты опираютсяна учение Иоанна Дунса Скота (ок. 1266—1308), который обосновал зависимостьразума от воли и считал божественную волю причиной всякого бытия. Однакономиналисты пошли дальше Дунса Скота: если тот считал, что в воле Бога был выборсущностей, которые Он хотел сотворить, то Уильям Оккам упразднил само понятиесущности, лишив его того основания, которое оно имело в ранней и среднейсхоластике, а именно тезиса о существовании идей (общих понятий) в божественномуме.

Идеи, согласно Оккаму, не существуют в божественном уме в качествепрообразов вещей: сначала Бог творит вещи своей волей, а идеи возникают в егоуме уже после вещей, как представления вещей.Номиналисты не разрывают и с Аристотелем, но дают его философии иную, чем Фома,интерпретацию, опираясь на учение Аристотеля о первичной сущности как единичном,индивиде. Согласно Оккаму, реально существует лишь единичное; любая вещь внедуши единична, и только в познающей душе возникают общие понятия.

С этой точкизрения сущность (субстанция) утрачивает свое значение самостоятельно сущего,которому принадлежат акциденции, не имеющие бытия помимо субстанций: Бог,согласно номиналистам, может создать любую акциденцию, не нуждаясь для этого всубстанции. Понятно, что при этом различение субстанциальных и акцидентальныхформ теряет свое значение, и главное понятие томизма — понятие субстанциальнойформы — не считается необходимым. В результате умопостигаемое бытие вещи(сущность) и ее простое эмпирически данное бытие (явление) оказываютсятождественными.

Номинализм не признает различных бытийных62уровней вещей, их онтологической иерархии. Отсюда равный интерес ко всем деталями подробностям эмпирического мира. Ориентация на опыт — характерная чертаноминализма, которую впоследствии перенимают наследники средневековогономинализма — английские философы эмпирического направления — Ф.

Бэкон, Дж.Локк, Д. Юм.Номинализм формирует новое представление о познании и природе познающего ума.Поскольку познание направлено не на сущность вещи, а на вещь в ее единичности,то оно есть интуитивное познание (созерцание отдельных свойств вещи), егопредметом оказываются акциденции, и знание трактуется как установление связимежду явлениями. Это ведет к пересмотру аристотелевской и томистской логики ионтологии, для которых субстанция есть условие возможности отношений (неслучайно в томизме гносеология — учение о познании — не существует независимо отонтологии — учения о бытии). Теоретическая способность в номинализме утрачиваетсвой онтологический характер, умы больше не рассматриваются как высшие виерархии сотворенных сущих. Ум, с точки зрения Николая из Отрекура, есть небытие, а представление о бытии, направленность на бытие.

Так в номинализмеформируется представление о субъекте, противостоящем объекту как особого родареальности, и о познании как субъект-объектном отношении. Такой подходспособствует выделению гносеологии в самостоятельную область исследования. Ноодновременно возникает субъективистское истолкование ума, человеческого духа,рождается убеждение, что явления психического ряда достовернее физических,поскольку даны нам непосредственно, тогда как физические — опосредованно. Втеологии при этом подчеркивается приоритет веры над знанием, воли — над разумом,практически-нравственного начала — над теоретическим.В целом номинализм в значительной мере определил направление и характер развитиякак философии, так и экспериментально-математического естествознания XVI—XVIIвв.3.

Специфика средневековой схоластики«Служанка теологии»Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательнорассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанкутеологии».63Начиная примерно с XI в. в средневековых университетах возрос интерес кпроблемам логики, которая в ту эпоху носила название диалектики и предметкоторой составляла работа над понятиями. Большое влияние на философов XI—XIV вв.оказали логические сочинения Боэция, комментировавшего «Категории» Аристотеля исоздавшего систему тонких различений и определений понятий, с помощью которыхтеологи пытались осмыслить «истины веры».

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее