Миронов В.В. Философия. (2005) (Миронов В.В. Философия. (2005).pdf), страница 18
Описание файла
PDF-файл из архива "Миронов В.В. Философия. (2005).pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 18 страницы из PDF
Известная всемпоговорка «Ученье — свет, а неученье — тьма» помещается знаменитым византийскимбогословом и философом Иоанном Дамаскиным (ок. 675 — до 753) в самом начале еготруда «Источник знания» и сопровождается пространным доказательством.Византийские философы сохранили античное понимание науки как чистоумозрительного знания в противоположность знанию опытному и прикладному,считавшемуся скорее ремеслом. В согласии с античной традицией все собственнонауки объединились под именем философии.
Иоанн Дамаскин, объясняя, что такоефилософия, приводит шесть самых важных ее определений, которые сложились еще вантичности, но кажутся ему совершенно правильными: 1) философия есть знаниеприроды сущего; 2) философия есть знание божественных и человеческих дел, т. е.всего видимого и невидимого; 3) философия есть упражнение в смерти; 4) философияесть уподобление Богу; а уподобиться Богу человек может с помощью трех вещей:мудрости, или знания истинного блага, справедливости, которая заключается враспределении поровну и беспристрастии в суждении, и благочестия, которое вышесправедливости, ибо велит отвечать добром на зло; 5) философия — начало всехискусств и наук; 6) философия есть любовь к мудрости; поскольку же истиннаямудрость — это Бог, то любовь к Богу и есть подлинная философия.В отличие от Западной Европы, в Византии никогда не прерывалась античнаяфилософская традиция; именно византийские богословы усваивают и сохраняют всебогатство мысли греческих философов.
Как мы знаем, самым развитым и влиятельнымфилософским направлением поздней античности был неоплатонизм,систематизировавший учение Платона об отдельно существующих умопостигаемых идеяхкак единственно подлинном бытии с помощью методов аристотелевской логики.Философия неоплатоников оказала значительное влияние на христианских мыслителейВизантии.
Видной фигурой среди них был Псевдо-Дионисий Ареопагит (V в.), которыйизложил христианское вероучение в терминах и понятиях неоплатониз73ма. Сочинения Дионисия легли в основу дальнейшего развития мистическогонаправления в богословии и философии как Византии, так и Запада. Терминология иаргументация неоплатоников используются и другими мыслителями ранней Византии —жившими в Каппадокии (Малая Азия) Василием Кесарийским, Григорием Назианзином,Григорием Нисским.Не все отрасли знания, входившие в состав античной философии, разрабатывалисьвизантийскими мыслителями в одинаковой степени.
В том, что касалось общихвопросов естествознания, космологии, астрономии, физики и в большей мере такжематематики, византийская наука ограничивалась преимущественно изучением иинтерпретацией античных теорий. Зато в тех областях знания, которые былинеобходимы для решения собственно богословских вопросов, в Византии создавалисьоригинальные учения. В так называемых «тринитарных спорах» (спорах о единствеБога в трех лицах) разрабатывалась философская онтология, или учение о бытии; вспорах христологических — антропология и психология, учение о человеческойличности, о душе и теле; позднее (в VIII—IX вв.) в иконоборческих спорахразрабатывалось учение об образе и символе.
Построение догматической системытребовало знания логики; неудивительно, что с VI и до XII в. логика переживаетнеобычайный расцвет.Начиная с X—XI вв. в развитии богословско-философской мысли Византии можнопроследить две тенденции: рационалистически-догматическую и мистическиэтическую. Для первой характерен интерес к внешнему миру и его устройству(«физика»), а вследствие этого и к астрономии, которая в средневековом сознаниисвязывалась с астрологией и пробуждала, в свою очередь, интерес к оккультнымнаукам и демонологии, интерес и доверие к человеческому разуму («логика»), апотому преклонение перед античной, языческой классикой.
Для этой —рационалистической — тенденции характерен и интерес к истории и политике, гдеустанавливаются рационалистические и утилитаристские принципы. Именно таков кругинтересов одного из самых блестящих деятелей византийской культуры XI в. МихаилаПселла — философа, политика, историка, филолога. Другая тенденция — «исихазм»,находившая выражение в сочинениях в основном монашеских, аскетических (один изсамых популярных и почитаемых ее представителей раннего периода — ИоаннЛествичник, до 579 — ок. 649; позднего перио74да — Григорий Палама, 1296—1359), сосредоточила основное внимание на внутреннеммире человека и на практических приемах его усовершенствования в духехристианской этики смирения, послушания и внутреннего покоя, или тишины (отгреческого слова «hesychia» — покой, безмолвие, отрешенность).
Борьбамистического и рационалистического направлений особенно обострилась в последниевека существования Византийской империи. Учение Паламы завоевало огромнуюпопулярность в стране, в особенности среди среднего и низшего духовенства.Против него активно выступал философ-гуманист Варлаам Калабрийский (ум. в 1348),защищавший, хотя и не вполне последовательно, тезис о примате разума над верой.В дальнейшем, в XIV—XV вв., рационалистическое направление в философии и наукераспространяется в Византии все шире, обнаруживая идейное родство сзападноевропейским гуманизмом.
Из его сторонников наиболее известен ГеоргийПлифон (Плетон) (ок. 1355—1452) — выдающийся платоник, а также солнцепоклонник иутопист, его современники Мануил Хрисолор (1355—1415) и Виссарион Никейский(1403—1472). Проповедь индивидуализма, духовной самодостаточности человека,преклонение перед античной культурой — характерные черты их мировоззрения.
Этиученые были тесно связаны с итальянскими гуманистами и оказали на них большоевлияние. Византийская богословская и аскетическая литература во многомопределила склад древнерусской духовной культуры. Она оказала влияние и наформирование философии народов Кавказа и Закавказья, входивших частично в составВизантийского государства.Глава 3. Развитие западноевропейской философии в XV-XVIII веках1. Философия ВозрожденияНачиная с XIV—XV вв. в странах Западной Европы происходит ряд изменений,знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения.Эти перемены были связаны прежде всего с процессом секуляризации (освобожденияот религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной иобщественной жизни.
Самостоя75тельность по отношению к церкви приобретает не только экономическая иполитическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Правда, этот процесссовершается вначале очень медленно и по-разному протекает в разных странахЕвропы.Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образажизни, способа мышления и чувствования, откуда и идет само название Ренессанс,т. е. Возрождение. В действительности, однако, ренессансный человек иренессансная культура и философия существенно отличаются от античной. ХотяВозрождение и противопоставляет себя средневековому христианству, оно возниклокак итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты,которые не были свойственны античности.Неверно было бы считать, что Средневековье совсем не знало античности илицеликом ее отвергало.
Уже говорилось, какое большое влияние на средневековуюфилософию оказал вначале платонизм, а позднее — аристотелизм. В Средние века вЗападной Европе зачитывались Вергилием, цитировали Цицерона, Плиния Старшего,любили Сенеку. Но при этом было сильное различие в отношении к античности вСредние века и в Возрождение. Средневековье относилось к античности как кавторитету, Возрождение — как к идеалу. Авторитет принимают всерьез, ему следуютбез дистанции; идеалом восхищаются, но восхищаются эстетически, с неизменнымчувством дистанции между ним и реальностью.Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается егоориентация на искусство: если Средневековье можно назвать эпохой религиозной, тоВозрождение — эпохой художественно-эстетической по преимуществу.
И если в центревнимания античности была природно-космическая жизнь, в Средние века — Бог исвязанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре вниманияоказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можноохарактеризовать как антропоцентрическое.Гуманизм и проблема индивидуальностиВ средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи междулюдьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали, как правило, в качествепредставителей той корпорации, той системы, которую они возглавляли, подобноглавам феодального государства и церкви. В эпоху76Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, онвсе чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастаютновое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость исамоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительнымикачествами человека.