Запад - Россия - Восток. Том 4 (Запад - Россия - Восток. Том 4.pdf), страница 17
Описание файла
PDF-файл из архива "Запад - Россия - Восток. Том 4.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 17 страницы из PDF
С 1945 г. Сартр вместе с Симоной де Бовуар иМерло-Понти издавал литературно-политический журнал "Les tempsmoderns", который был идейным центром левого движения во Франции и рупором экзистенциалистской философии.1462В годы войны и послевоенное время Сартр проявлял немалый интерес к марксизму. Он придерживался левых политических взглядов,но дистанцировался от французских коммунистов. Последние (в лицеА. Лефевра, Р. Гароди) подвергали экзистенциализм Сартра резкойкритике. В 1948 г.
Георг Лукач, видный марксист, выступил с анитисартровским памфлетом "Экзистенциализм или марксизм?" Еще раньше, в 1946 г. в сочинении "Материализм и революция" Сартр подвергкритике марксистскую диалектику природы. Марксизм он определилкак революционаристский миф. В 50-х годах критика Сартром марксизма привела к разрыву с группой сотрудников "Les temps moderns"и в конце концов к выходу из состава редакции журнала одного из егооснователей — М. Мерло-Понти. В 1952 г. Сартр выступил с критикой сочинения А.
Камю "Бунтующий человек", что привело к разрывумежду этими двумя выдающимися писателями и философами Франции.Сартр был одним из первых, кто подвергал критике сталинизм(эссе "Фантом Сталина"). Венгерские события вызвали его резкийпротест и новое дистанцирование от коммунизма. Но затем пришланадежда на то, что идеологическая оттепель приведет к преобразованиюсоциализма. В 50 —60-е годы Сартр еще надеялся на синтез того лучшего, что есть в марксизме, с экзистенциализмом, а также с психоанализом.
В конце 50-х и 60-х годов Сартр и Симона де Бовуар неоднократнобывали в Советском Союзе, встречались с интеллигенцией нашей страны. В 1968 г., когда Сартр и его сподвижники выступили против советского вторжения в Чехословакию, поездки в СССР прекратились.Экзистенциалистскими идеями были вскормлены молодые поколения французов и, в частности, участники молодежного движения протеста, майских событий 1968 г.
Впоследствии популярность французского экзистенциализма заметно уменьшилась. Другие философы —"новые философы", структуралисты, постмодернисты — стали властителями дум во Франции. Но когда 15 апреля 1980 г. Ж.-П. Сартрумер, его, классика литературы и философии XX в., хоронил "весьПариж".В философском развитии Сартра исследователи выделяют следующие основные этапы.1) Подготовительный этап — создание специфического вариантафеноменологии сознания (предвоенные годы).2) Основной этап — философия экзистенции (кульминационныйпункт — "Бытие и ничто"), концепция свободы, построенная на основе феноменологической онтологии.3) На смену индивидуалистической теории свободы приходит учение о "социально ангажированной морали", перерастающее в теориюдействия, теорию практики (кульминационный пункт — "Критикадиалектического разума").4) Последняя фаза — особое внимание к философии культуры, клитературному творчеству (кульминация — работы о Флобере).Говоря о Сартре, нельзя не упомянуть о Симоне де Бовуар.63Симона де Бовуар (род.
1908) — вьщающаяся французская писательница, сподвижница Сартра, оставившая о нем воспоминания, известна своими исследованиями "Второй пол" (1949) и "Старость"(1970), где она широко применяет понятия сартровской онтологии, иособенно своими романами (из которых наиболее важный — "Мандарины Парижа", 1954). В повести "Самая легкая смерть" (1964) Симона де Бовуар жестко и сильно описала смерть собственной матери,прояснив на примере конкретной жизненной пограничной ситуациицентральное для экзистенциализма понятие смерти.Специфические особенности философии СартраЛитература о Сартре огромна. Утрата экзистенциализмом былойпопулярности, по существу, не отразилась на неизменно высокой оценкетворчества Сартра. Его философские и литературные произведениястали классикой XX в.
Их изучают в школах и университетах, импосвящают диссертации, книги, статьи. В специальной литературе широко признано, что философское творчество Сартра неотрывно как отобразов его художественных произведений — рассказов, новелл, романов, драм, так и от литературно-критических, эстетических работ.Для экзистенциалистской философии как таковой весьма характерно внимание к языку. Специфика французского экзистенциализма— в изначально образном, именно художественном, литературномхарактере философствования.
Подчас смысл категорий, которым Сартр,Камю, Марсель придавали общефилософское значение, лучше прояснялся через образы художественных произведений, поступки, мысли,мироощущения их героев, чем через сложные абстрактные выкладкисобственно философских сочинений.Важная особенность этого философско-художественного сплава(впрочем, традиционного для французской культуры — вспомним оВольтере и Руссо) — стремление авторов с его помощью выразитьдраматизм переживаний, умонастроений, устремлений, словом, духовного мира собственной личности. Откровенность самоотчета творческой личности, желание и умение говорить с читателями, слушателями,зрителями о самых глубоких и потаенных своих переживаниях (включая и те, о которых принято умалчивать) — специфическое и в чем-тоуникальное свойство таких писателей-философов как Ж.-П.
Сартр иСимона де Бовуар.Другая специфическая черта сартровского творчества — прямо устанавливаемая связь философии с социально-историческими событиями и предпосылками. Это связь, которая в немецком экзистенциализме, как правило, пропадала за "шифрами" абстрактного метафизического, онтологического языка. Конечно, и Сартр отдает дань этомуязыку, неизбежному для философских произведений, когда разбирает онтологические или гносеологические сюжеты. Однако он постоянно перекидывает мостик от таких общих экзистенциалистских понятий как бытие и ничто, пограничная ситуация, существование и т.д., кособенностям конкретной ситуации, переживаемой индивидами имен-64но в данный момент истории.
Например, в статье "Республика молчания", опубликованной в 1944 г., Сартр осмыслил войну и оккупациюкак ситуацию, в квторой более отчетливо и резко проступили общиечерты "человеческого удела", тесно связанного с сущностью человекаи историей человечества. "По большей части жестокие обстоятельстванашей битвы, сняв все румяна и покровы, сделали наконец самойнашей жизнью ту невыносимую, душераздирающую ситуацию, которую называют условиями человеческого существования. Изгнание,плен, особенно смерть, ловко замаскированная от нас в пору благоденствия, стали теперь постоянным предметом наших забот; мы постигли, что это вовсе не случайности, которых можно избежать, нидаже опасности, постоянные, и все же внешние; нет, нам пришлосьвзглянуть на них как на наш удел, нашу судьбу, глубинные истокинашей человеческой реальности"15.Феноменологические и экзистенциалистские истокиФормирование философии Сартра, как было сказано, началось сосвоения и критического переосмысления феноменологии Э.
Гуссерля. Историю феноменологии и первый опыт ее развития на почве экзистенциализма Сартр изучал на месте, в Германии первой половины30-х годов, где он начал работать над книгой "Эссе о трансцендентности Эго"16. Сартром двигало стремление выявить, принять на вооружение ценные конкретные идеи и методологические разработки феноменологии, отказавшись вместе с тем от ложных, с его точки зрения,общемировоззренческих выводов Гуссерля и его последователей.В произведениях Гуссерля раннего Сартра привлекало то, что вцентр исследовательского интереса были помещены сознание и егоструктуры. Это отвечало намерению самого Сартра отбросить "объективистские", "натуралистические" предрассудки традиционной философии. Поэтому в феноменологии Гуссерля Сартр поддержал учениео феноменологической редукции, благодаря которой философия "воздерживается" от объективистских утверждений о мире как он дан якобы вне и независимо от сознания. В первых работах Сартра нашелподдержку тезис Гуссерля и Хайдеггера: онтология должна быть развита только на почве феноменологии.
Сартру многое импонировало ив конкретных разработках гуссерлевской концепции сознания. Прежде всего это было стремление основателя феноменологии обнаружитьспецифику сознания, несводимую к его физиологическим коррелятам(к функциям человеческого тела, мозга, нервной системы). Кроме того,Сартр высоко оценил, что у Гуссерля важнейшим аспектом сознаниястало его единство с Я, Эго. Однако у Сартра нашлось немало тонкихзамечаний в адрес гуссерлевской феноменологии. Они касались: 1) непоследовательности в осуществлении Гуссерлем "очищающих" функций феноменологической редукции и раскрытии специфики "чистого"сознания; 2) неверного, по мнению Сартра, понимания Я, Эго у Гуссерля; 3) ошибочных мировоззренческих выводов и предпосылок65феноменологии, не позволивших Гуссерлю избежать опасностей идеализма, субъективизма и даже крайней из этих опасностей — солипсизма; 4) слабостей и просчетов в понимании соотношения Эго и сознания других людей.