Запад - Россия - Восток. Том 4 (Запад - Россия - Восток. Том 4.pdf)
Описание файла
PDF-файл из архива "Запад - Россия - Восток. Том 4.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ:ЗАПАД-РОССИЯ-ВОСТОКкнига четвертая:Философия XX в.Под редакцией проф. Н. В. Мотрошиловой ипроф. А. М. РуткевичаУчебник для студентоввысших учебных заведенийВторое изданиеГреко-латинский кабинет*Ю. А. ШичалянаМосква 2000Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинамдля высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института «Открытое общество»(Фонд Сороса) в рамках программы «Высшее образование».Взгляды и подходы автора не обязательно совпадают с позициейпрограммы.
В особо спорных случаях альтернативная точка зренияотражается в предисловиях и послесловиях.Редакционный совет: Б.И.Бахмин, Я.М.Бергер, Е.Ю.Гениева,Г.Г.Дилигенский, В.Д.ШадриковИ75История философии: Запад - Россия - Восток (книгачетвертая: Философия XX в . ) . 2-е изд. - М.: «Греко-латинский кабинет»®Ю. А.
Шичалина, 2000. - 448 с.ISBN 5-87245-065-6На обложке: К. Малевич. Черный квадрат. 1914—1915. Фрагмент.Р. Магрит. Лампа философа. 1936. Фрагмент.> «Греко-латинский кабинет»®Ю. А Шичалина Оформление, 1999i И. С Вдовина, 1999i А. Ф Грязнов, 1999> А К Гусейнов, 1999i И Д Джохадзе, 1999i В. Дитрих, 1999> Л Б Макеева, 1999> H Б Маньковская, 1999© И А Михайлов, 1999© Н В Мотрошилова, 1999© А Л Никифоров, 1999© О В Посконина, 1999© A M Руткевич, 1999© С Н Табачникова, 1999© Г М Тавризян, 1999© М А Хевеши, 1999Редактор и корректор В.
С. ЕгороваОтпечатано с готовых диапозитивов.«Греко-латинский кабинет»® Ю. А. Шичалина ЛР № 040433 от 3 июня 1997 г119435, Москва, Новодевичий проезд, д. 6а Тел./факс: (095) 246-97-26Подписано в печать 8.06.2000 г. Формат 60 х 90 '/16.Гарнитура Петербург.
Печать офсетная.Уел печ. л. 28,0. Тираж 2500 экз Зак. 1827.ISBN 5-87245-065-69 785872 450658Отпечатано в ГУП«Облтипография «Печатный двор»,432049, г. Ульяновск, ул Пушкарева, 27Глава 1ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ПРОБЛЕМЫЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИЕвропейская философия обратилась к проблеме человека в эпохуВозрождения и на заре нового времени. Но мыслители XX в. сочлинеобходимым осуществить новый поворот к проблематике человека,причем именно к теме его существования. В результате родилась экзистенциально-персоналистская философия XX в.Необходимо учитывать особую трудность изложения экзистенциальной философии, которая проистекает из ее аморфности и плюральности.
К экзистенциальной философии в широком смыслеэтого слова целесообразно относить философские учения и направления, в которых акцент сделан на проблеме человека, его существования, развития его личности, отношения человека к природе, обществу, другим индивидам, к культуре, Богу и религии. К такому широко понятому экзистенциально-персоналистскому движению можно причислить целый ряд учений и направлений XX в., о которых уже шлаили еще пойдет речь, — экзистенциализм, в том числе религиозный,персонализм, философскую антропологию, герменевтику (в этом учебнике им посвящены специальные главы).
В данной главе выделенадля более обстоятельного анализа собственно экзистенциалистс1кая философия, или экзистенциализм . Само название этого направления выражает его программу: заменить классическую "философию сущностей" (essentia) философией человеческого существования (existentia). И хотя сегодня экзистенциализм как направление (никогда не бывшее однородным и единым) принадлежит истории, он остается философской классикой XX в. — его изучают в университетах, колледжах, сочинения выдающихся представителей экзистенциализма всегда находят заинтересованных читателей.Корни экзистенциально-антропологического поворота уходят ещев XIX столетие, когда некоторые философы и писатели (например,Кьеркегор, о котором речь шла в кн. 3 этого учебника) сделали вопрос о человеке и его существовании главным пунктом своего размежевания с философией и культурой прошлого.Самые ранние по времени формы экзистенциального философствования в XX в.
— это учения русских философов Н. А. Бердяева иЛ. И. Шестова, испанского писателя М. де Унамуно (1864 — 1936).После первой мировой войны получил широкое распространение немецкий экзистенциализм, основатели которого К. Ясперс (1883—1969)и М. Хайдеггер (1889-1976). Писатели и философы Ж.-П. Сартр(1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973) пред-ставляют французскую ветвь экзистенциализма. К экзистенциализмубыл близок также испанский философ X. Ортега-и-Гассет (1883 —1955).Анализ экзистенциалистской философии в данном разделе построен следующим образом. Сначала эта философия и ее основные идеирассматриваются в контексте ее эпохи, затем исследуются те идеи иконцепции, которые можно считать характерными для всего направления. После этого более подробно рассматриваются произведения испецифические идеи выдающихся философов, которых правомерноотнести к экзистенциализму.Экзистенциалистская философия XX столетия, которая, как и всякая философия, тесно связана со своей эпохой, несет на себе печатьнашего драматического, конфликтного века.Человек в эпоху социального кризисаЦентральная проблема, на которой сосредоточивают свое внимание наиболее крупные философы, обычно относимые к экзистенциализму, а также к персонализму, философской антропологии, — этопроблема жизнедеятельности и мироощущения индивида в обществе,переживающем глубокий кризис.Экзистенциалисты констатировали широкое распространение трагических, болезненных чувств и умонастроений индивида.
Но онивидели смысл философии не только и не столько в констатации, а темболее не в увековечивании настроений страха и покинутости. Им представлялось, что философия обязана помочь человеку, охваченномутрагическими умонастроениями, если не преодолеть их — что в принципе невозможно, — то, во всяком случае, искать и находить свое Я,смысл своей жизни в самых трагических, "абсурдных" ситуациях.К. Ясперс после второй мировой войны опубликовал цикл работ,посвященных проблеме атомной войны и будущего человечества, атакже анализу социальной и духовной ситуации, сложившейся в Ф Р Р .И он не один раз предупреждал, что современному миру грозит опасность, которой не знало прошлое: может быть прервана многотысячелетняя история человечества.
Перед философией нашей эпохи К. Ясперс ставил весьма ответственную и срочную задачу — убеждать человечество, отдельных индивидов, партии и их идеологов в том, чтонастоятельно необходимо использование "высших возможностей человеческого бытия" в борьбе с охватившим людей отчаянием.Разумеется, связь экзистенциальной философии человека с эпохойи ее событиями неоднозначна, внутренне противоречива. Так, один изоснователей немецкого экзистенциализма, М. Хайдеггер, в 1933 г.
несумел разглядеть суть фашизма и его идеологии, согласившись при-нять от национал-социалистов пост ректора Оренбургского университета. Однако очень скоро он отошел от дел, почти не публиковал своих работ. К чести же других лидеров экзистенциализма надо отметить, что они всегда занимали активную антифашистскую позицию.(Французский экзистенциализм приобрел особое влияние в годы второй мировой войны, причем Ж.-П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуарбыли не только активными участниками, но и идеологами движенияСопротивления в своей стране.) И не случайно именно в военный ипослевоенный периоды родились наиболее значительные произведения французских экзистенциалистов.В драматических и философских произведениях Ж.-П.
Сартра периода войны предметом страстного, заинтересованного разбора служила ситуация, сложившаяся во Франции и других оккупированныхнацистами странах Европы. Ж.-П. Сартр призывал к сопротивлениюфашизму, и, несмотря на мифологическую символику поставленной воккупированном Париже пьесы "Мухи" (в основу ее положен древнегреческий миф об Оресте), призыв был хорошо понят читателями изрителями.
Одновременно сложившаяся во время войны ситуация служила Ж.-П. Сартру и другим экзистенциалистам трагическим поводом для выявления самого смысла человеческого существования, сутипроцессов нравственного выбора, отношения к смерти и т. д., т. е. дляпостановки проблем, которые экзистенциалистско-персоналистскаяфилософия с самого начала ставила в центр философствования.Роман А. Камю "Чума", написанный уже после войны, также содержит в себе это двойное измерение. Речь идет, с одной стороны, обалжирском городе Оране, на который, как повествует А. Камю, в194... г.
обрушилась чума. Чиновники муниципалитета упрямо отказываются признать болезнь чумой — намек на политиков, долгое время "закрывавших глаза" на коричневую чуму фашизма, а заодно и навсякое будущее благодушие правителей и подданных перед лицом назревающих социальных катастроф. В образе доктора Риэ, берущегона себя тяжесть ответственности в борьбе с чумой, Камю воплотилчерты тех, кто решился на активное сопротивление фашизму.
СамКамю отмечал, что явное содержание "Чумы" >- это борьба европейского Сопротивления против нацизма. Но он, с другой стороны, вполне определенно расширял историко-ситуационные рамки борьбы человека с "чумой", так же, как и Сартр, придавал трагическим обстоятельствам, бунту и сопротивлению характер человеческой судьбы дляобозримого периода истории.Последние страницы "Чумы" — рассказ о том, что горожане, празднуя конец эпидемии, готовы сразу же и забыть о ней. Доктора Риээто тревожит. Надо предупредить людей: "...микроб чумы никогда неумирает, никогда не исчезает...
он может десятилетиями спать... и,возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чумапробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города",3— таким предостережением А. Камю завершает "Чуму" .Наиболее крупные из экзистенциалистских философов были выразителями резко критического отношения к обществу отчуждения, креакционным социально-политическим режимам. Они чаще всего становились защитниками широко понятых демократии, прав и свободличности (и потому встречавшееся в популярных работах советскоговремени причисление, скажем, экзистенциализма к реакционно-консервативным буржуазным концепциям по меньшей мере необъективно).Экзистенциальная философия как идейное течение в философии илитературе XX в. последовательно выдержана в трагико-драматических, а порою и в пессимистических тонах.