Запад - Россия - Восток. Том 4 (Запад - Россия - Восток. Том 4.pdf), страница 12
Описание файла
PDF-файл из архива "Запад - Россия - Восток. Том 4.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
е. соб--43ственную историчность (§ 74). Хайдеггер анализирует такой сущностный момент "озаботившегося времени" как датируемость, задавая вопрос: что есть "теперь" и "теперь-структуры" времени? Экзистенциальная концепция обосновывается в борьбе с расхожей, обычной ("вульгарной") интерпретацией времени. «Всего доходчивее главный тезисрасхожей интерпретации времени, что время бесконечно, — пишетХайдеггер, — обнажает в таком толковании нивелировку и сокрытиемирового времени и временности вообще.
Время подает себя ближайшим образом как непрерывная череда т е п е р ь . Каждое т е п е р ьесть уже и т о л ь к о - ч т о , соответственно в о т - в о т . Если характеристика времени первично и исключительно держится этой цепочки, то в нем как таковом в принципе не найти начала и конца... Такчто время "в обе стороны" бесконечно». Разбирая гегелевскую концепцию времени, Хайдеггер делает вывод, что Гегель движется в направлении вполне расхожего понимания времени (§ 82).Задумывая "Бытие и время", Хайдеггер наметил основные шаги,которые должны были привести к целостному пониманию бытия ивремени.
Сперва аналитика Dasein должна была раскрыть горизонт, вкотором станет понятным вопрос о бытии как бытии ( § 5 ) . Для этогонеобходимы, согласно Хайдеггеру, три этапа анализа.1. Фундаментальная структура Dasein в его повседневности("жизнь" в своей "фактичности") должна быть выявлена как бытие-вмире.2. Необходимо показать, что это бытие-в-мире является сущностным образом временным и историчным.3. Затем, на основе временности Dasein время должно быть понятокак необходимым образом принадлежащее к смыслу бытия.Первые две задачи были в основном выполнены. А третий раздел"Бытия и времени", составлявший главную цель работы Хайдеггера,так и не был написан. Проделанная Хайдеггером предварительнаяработа — выяснение способа бытия Dasein — была на последних страницах этого труда снова обозначена только как путь к главной цели,разработке смысла бытия вообще (S. 436).
Так, остались без ответавопросы о том, каким образом возможен переход от сущего и понимания способа бытия этого сущего к бытию, а также: как связаны временность Dasein и трансцендентальный горизонт вопроса о бытии.Хайдеггер также не добрался до обсуждения вопроса о том, каковавзаимосвязь бытия и истины. По мнению самого Хайдеггера, решитьэти вопросы в конце 20-х годов ему помешало то, что он еще не вполной мере освободился от языка традиционной метафизики.Отношение к метафизике — еще одна важнейшая тема, позволяющая понять специфику философии Хайдеггера и одновременно принять в расчет ее эволюцию уже после "Бытия и времени".44П р о б л е м ам е т а ф и з и к и( п о с л е" Б ы т и яив р е м е н и " )Вопрос о метафизике — ключевой в наследии Хайдеггера.
С егоосмысления начиналось "Бытие и время". А после, в 1929 г., при вступлении в должность профессора Фрейбургского университета, Хайдеггер прочитал доклад "Что такое метафизика?". В 40-х годах к этомутексту были добавлены Введение и Послесловие. В 1954 г. Хайдеггеропубликовал текст "Преодоление метафизики", основанный на записях 1936—1946 гг. И в других сочинениях Хайдеггер то и дело возвращался к обсуждению судеб метафизики. Чем же обусловлено пристальное и постоянное внимание Хайдеггера к теме метафизики?Следует напомнить, что в 20—40-х годах европейская философия— прежде всего под влиянием позитивизма — шумно отвергала метафизику.
Впоследствии, правда, оказалось, что искоренить ее из философии не удалось. Отношение Хайдеггера к метафизике с самого начала было противоречивым. С одной стороны, он понял всю серьезность критики традиционной метафизики и сам также предложил путькритического ее "преодоления". С другой стороны, он предвидел, чтостремление критиков раз и навсегда разделаться с метафизикой окончится неудачей. Ибо в метафизике Хайдеггер видел непреодолимую судьбу европейской культуры. Если мы невнимательны кметафизике, ничего не делаем по отношению к ней, то она что-нибудь"делает" с нами. Что здесь имеет в виду Хайдеггер? "Метафизика, —поясняет он, — это вопрошание сверх сущего, за его пределы, так, чтомы после этого получаем для понимания сущее как таковое и в целом" | 3 .
В упомянутом Введении к тексту "Что такое метафизика?" (схарактерным подзаголовком "Возвращение к основе метафизики") Хайдеггер напоминает о декартовском образе: если уподобить философиюдреву, то ее корни — это метафизика, ствол — физика, а ветви, растущие из ствола, — все другие науки. В чем суть и призвание метафизики? "Каким бы образом ни брались истолковывать сущее, или какдух в смысле спиритуализма, или как материю и силу в смысле материализма, или как становление и жизнь, или как представление, иликак волю, или как субстанцию, или как субъект, или как энергию, иликак вечйое возвращение того же, всякий раз сущее является в светебытия.
Повсюду, когда метафизика представляет сущее, бытие уже|4высветилось. Бытие в некоей непотаенности (dXT|0eia) пришло" . Итак,задача метафизики — высвечивать бытие в его непотаенности. Но как выполняет метафизика это свое призвание?Казалось бы, на след бытия метафизика напала еще со временидревних греков.
Как уже отмечалось, Хайдеггер усиленно занималсягреческой философией. В начале 20-х годов он читал лекции на тему"Феноменологическая интерпретация Аристотеля". В 1940 г. философ снова вернулся к этим темам; в 1958 г. увидели свет его разработки аристотелевской философии. От изучения Аристотеля Хайдеггерперешел к досократикам. Античную философию в целом Хайдеггер45ценил за постановку исконных и непреходящих тем философии —первоначала, логоса, бытия и ничто, единого и многого. "В греках онс самого начала находил истинных партнеров", — констатировал Г.-Г.Гадамер, справедливо отмечая, что в (немногих сохранившихся) изречениях Анаксимандра, Гераклита, Парменида Хайдеггер скорее всего"вычитывал" свои собственные идеи 15. Этим оценкам Гадамера, выдающегося знатока античности, вполне можно довериться.
Вместе с темв философии XX в. высоко оценивается попытка Хайдеггерараскрыть греческие корни современного мышления.Даже судьбу современной техники он склонен возводить к греческим образцам "технического делания". Стимул к выдвижению на первый план онтологического вопроса, вопроса о бытии, Хайдеггер такженаходил в античной философии. Уже в лекциях об Аристотеле былачетко заявлена бытийственная тематика: "Предмет философского вопроса — это человеческое Dasein, которое этим вопрошанием побуждено ответить на вопрос о характере своего бытия" | 6 .Однако именно от греков, подчеркивает Хайдеггер, ведет свое происхождение та поистине злая судьба метафизики, которая в конечномсчете и приводит к глубокому недовольству ею, к попыткам ее преодоления.
Дело в том, что метафизика, "расследуя" сущее, "остается присущем и не обращается к бытию как бытию... Метафизика думает,поскольку она представляет всегда сущее как сущее, не о самом бытии. Философия не сосредоточена на своем основании"17. Вот почему,согласно Хайдеггеру, на протяжении всей истории метафизики от Анаксимандра до Ницше "истина бытия остается скрытой" (8 . То, что вметафизике именовалось бытием, на самом деле всегда было толькосущим. Странная подмена бытия на сущее — не следствие халатностимышления и небрежности речи.
"Забвение бытия" есть роковаясудьба метафизики. Вот почему современное "преодоление" метафизики законно. «Мысль, попытка которой была сделана в "Бытии ивремени" (1927), выходит на путь так понятого преодоления метафизики», — отмечает Хайдеггер19. (Этот мотив деструкции метафизикиу Хайдеггера затем подхватили французские философы.) Но у Хайдеггера "преодоление" метафизики в конце концов оказывается ееновым утверждением (или ее де-конструкцией, как показали современные французские последователи Хайдеггера). Причина живучестиметафизики проста: «Выход за пределы сущего совершается в самойоснове нашего бытия. Но такой выход и «сть метафизика в собственном смысле слова.
Тем самым подразумевается: метафизика принадлежит к "природе человека". Она не есть ни раздел школьной философии, ни область прихотливых интуиции. Метафизика есть основноесобытие в человеческом бытии. Она и есть само человеческое бытие»20.Итак, вопрос о метафизике Хайдеггер не только переносит в плоскость темы бытия, но и почти отождествляет с нею.46Б ы т и еи н и ч т о .Б ы т и еиу ж а сНеклассический характер хайдеггеровской метафизики и, соответственно, онтологии, а также отход от направленной против психологизма феноменологии Гуссерля наиболее отчетливо воплотился в том,что в "аналитику бытия" оказались включенными такие понятия, которые раньше по принципиальным соображениям исключались из философской онтологии и отдавались на откуп психологии эмоций илипоэзии — страх, забота, ужас, покинутость, смерть и т.д.
Между темХаидеггер придал им и другим родственным понятиям метафизический, онтологический статус. Сколь нестандартно Хаидеггер это делает, можно видеть из текста упомянутого ранее доклада "Что такоеметафизика?" — доклада, который Хаидеггер дерзнул прочитать 24июля 1929 г. на общем собрании естественнонаучных и гуманитарныхфакультетов Фрейбургского университета.К вопросу о метафизике, вынесенному в заголовок, Хаидеггер поначалу движется обходным путем. Он начинает с выяснения предназначения наук: научная теория обращена к сущему. "Исследованиюподлежит сущее и более — ничто, одно сущее и кроме него — ничто;единственно сущее и сверх того — ничто" 21 .
И тут же Хаидеггер, какбы забыв о науке и даже привычных темах метафизики, переходит кпроблеме Ничто. "Где нам искать Ничто? Как нам найти Ничто? ...Какбы ни обстояло дело, Ничто нам известно, хотя бы просто потому, чтомы ежечасно походя и бездумно говорим о нем... Ничто есть полноеотрицание совокупности сущего"22. Когда мы нападаем на след Ничто? Когда нас охватывает глубокая тоска, "бродящая в безднах нашего бытия". «Бывает ли в нашем бытии такая настроенность, котораяспособна приблизить его к самому Ничто? Это может происходить ипроисходит — хотя достаточно редко, только на мгновения — в фундаментальном настроении ужаса.
Под "ужасом" мы понимаем здесьне ту слишком частую способность ужасаться, которая по сути деласродни избытку боязливости. Ужас в корне отличен от боязни... Ужа23сом приоткрывается Ничто» .Сущее впервые приоткрывается благодаря сопоставлению с Ничто: оно раскрывается именно как Сущее, а не как Ничто. "Только наоснове изначальной явленности Ничто человеческое присутствие способно подойти к сущему и вникнуть в него... Человеческое присут24ствие означает выдвинутость в Ничто" . И лишь после таких живописаний роли Ничто Хаидеггер переходит к коренному для него вопросуо метафизике. Но теперь проблемы метафизики приобретают новоеизмерение: "Выдвинутость нашего бытия в Ничто на основе потаенного ужаса есть перешагивание за сущее в целом: трансценденция. Нашевопрошание о Ничто призвано продемонстрировать нам метафизикусаму по ce6e"2S.