Запад - Россия - Восток. Том 4 (Запад - Россия - Восток. Том 4.pdf), страница 14
Описание файла
PDF-файл из архива "Запад - Россия - Восток. Том 4.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
Он схватывает слово там, где в полной своей зародышевой силеоно еще погружено в молчание, и проращивает его из лесного гумуса» 40 . Все верно, все так. Однако остается и очень существенные "но".Онтология Хайдеггера — философская утопия. Утопия красивая.Но ведь прорваться к "ладу" простых вещей, учредить какой-то другой мир — вне традиционных и обновляемых техники, науки, культуры, философии — может, и хотелось бы, но, увы, не дано. Да и самХайдеггер, мечтая о непосредственном "проговаривании" бытия черезязык, создает для записи слышного ему голоса бытия сложнейшую"нотную грамоту", неотрывную от вековых традиций профессионального философствования.А теперь "но", пожалуй, самое существенное.
У каждого народаесть таланты, более всего питаемые именно корнями и первоисточниками народной, национальной культуры, особо чувствительные к вообще-то чистым голосам отеческой земли, таланты, умеющие несравненно работать с родным языком. Хайдеггер — один из таких талантов Германии, явление в немецкой культуре, да и в европейском духе.Однако именно в его судьбе обернулась трагедией та опасность, которая нередко подстерегает такие таланты.
Ибо не было в его философии человеческого бытия того демократического, гуманистическогокамертона, по которому он мог бы настраивать и свою мысль, и своеповедение. Ясперс точно отметил, что проблемы демократии никогдане интересовали Хайдеггера. Потому и не услышал Хайдеггер в 1933-м,51как "голос земли и крови", вообще-то способный объединить, сблизить людей с общими корнями, стал захлебываться в истошных воплях о происках, заговорах, неполноценности других народов.
Не услышал, как "голос крови" уже стал возвещать о жажде кровопролитий. А ведь как раз в такие дни, месяцы, годы, десятилетия, когдабольшие массы народа, нации захватывает ненависть, когда цивилизацию начинают превозмогать варварство и одичание, когда уже начинает литься "малая" кровь и пахнет очень большой кровью, — тогдалюди духа и культуры проходят через труднейшее испытание на подлинную верность своему народу и своей нации. (Надо ли говорить,что и нам сегодня история посылает подобные испытания?)Величие духа индивидов и наций основательнее и горше всего проверяется тогда, когда воинственные "голоса", предвещающие массовое кровопролитие, уже слышны.
Истинные патриотизм и мудростьсостоят, стало быть, в том, чтобы всеми силами бороться против опасных состояний своих наций, народа, против воинственных фюреров,против черно-коричнево-рубашечников, которые обычно плодятся наглубоких кризисах и народной боли. И еще один урок: выяснилось,что философская онтология Хайдеггера, несмотря на ее абстрактностьи специальный характер, толкала мыслителя к переосмыслению традиционного гуманизма и других животрепещущих проблем культуры.Хайдеггер о проблеме гуманизмаВ знаменитом "Письме о гуманизме" (это подготовленный для публикации в 1947 г. текст письма французскому философу Жану Бофре— в связи с появлением в 1946 г. брошюры Ж.-П.
Сартра "Экзистенциализм и гуманизм") Хайдеггер прежде всего исходит из того, чтосущество человеческой деятельности не продумано, хотя философиямного говорила именно о деятельности. Философ снова и снова возводит деятельность к бытию. «...Существо деятельности в осуществлении. Осуществить значит: развернуть нечто до полноты его существа,вывести к этой полноте, producere — произвести. Поэтому осуществимо, собственно, только то, что есть. Но что прежде всего "есть", такэто бытие...
Мысль не создает и не разрабатывает это отношение. Онапросто относит к бытию то, что дано ей самим бытием. От-ношениеэто состоит в том, что мысль дает бытию слово. Язык есть дом бытия.В жилище языка обитает человек. Мыслители и поэты — обитателиэтого жилища. Их сфера — обеспечение открытости бытия, насколько41они дают ей слово в речи, тем самым сохраняя ее в языке» .
Итак, упозднего Хайдеггера языку, а не мысли и действию, "проговариванию" через язык вверяется экзистенциальная функция"хранить бытие", приобщаться к его открытости.Хайдеггер готов признать оправданными заботы о возвращениичеловеку (homo) человечности (humanitas). "Однако на чем стоит человечность человека? Она покоится в его существе"42. А пониманиячеловека и его сущности заметно различаются — в зависимости, пола-52гает Хайдеггер, именно от особой метафизики. Но хотя "...всякий гуманизм остается метафизичным" *3, кардинальный вопрос об отношении бытия к человеческому существу не ставится. Гуманизм даже мешает поставить этот вопрос. И здесь Хайдеггер на новый лад повторяет уже известные нам темы метафизики, бытия, эк-зистенции. Новое втом, что усиливается риторика некоей поэтической метафизики, говорящей о требованиях бытия.
Это своего рода "метафизика света ипросветов": "стояние в просвете бытия я называю эк-зистенцией человека. Только человеку присущ этот род бытия" 44. А сущность человека, что нам уже известно из раннего Хайдеггера, "покоится в его экзистенции" л%. Далее Хайдеггер, вслед за Гегелем и Марксом, говорит оботчуждении, именуя его "бездомностью", которая "становится судьбой мира" 46 . Это снова побуждает Хайдеггера подвергнуть критикетрадиционный гуманизм.В хайдеггеровской критике традиционного гуманизма много оттенков.
Хайдеггера не устраивает бездумная апология человека и его далеких от совершенства деяний. Мыслитель возражает против того чтобыобраз гуманизма, возникший в определенную историческую эпоху (аею была эпоха римской республики'17), бездумно прилагался к болеепоздним эпохам. Тем не менее во всех видах гуманизма есть, по Хайдеггеру, нечто общее: понимание человека как разумного существа,animal rationale.
"Эта дефиниция человеческого существа не ошибочна. Но она обусловлена метафизикой"48. А традиционная метафизика,как мы теперь знаем, сама поставлена под вопрос.Хайдеггер понимает, сколь деликатный вопрос он затрагивает, когдапризывает ревизовать старый гуманизм и пробиться к новому гуманизму. «Поскольку что-то говорится против "гуманизма", люди пугаются апологии антигуманного и прославления варварской жестокости... Поскольку что-то говорится против "ценностей", люди приходятв ужас от этой философии, дерзающей пренебречь высшими благами49человечества» .
Хайдеггер критикует, впрочем, не только определенную философию — он вообще ставит под вопрос будущее философии.Правда, он оговаривает, что искомая противоположность "гуманизму" ни в коей мере не предполагает "апологии бесчеловечности"50 ичто «мысль, идущая наперекор "ценностям", не объявляет, что всеобъявляемое "ценностями" — "культура", "искусство", "наука", "че51ловеческое достоинство", "мир" и "Бог" — никчемно» . Но в чем жетогда пафос критики и "поворот" к новому "гуманизму" (при условии, что Хайдеггер в конце концов согласился бы сохранить сам этоттермин)? Главное, пожалуй, состоит в следующем. «Будущая мысль— уже не философия, потому что она мыслит ближе к истокам, чемметафизика...
Будущая мысль вместе с тем не сможет уже, как требовал Гегель, отбросить название "любви к мудрости" и стать самоймудростью в образе абсолютного знания. Мысль нисходит к нищетесвоего предваряющего существа. Мысль собирает язык в простое сказывание. Язык есть язык бытия, как облака — облака в небе. Мысльпрокладывает своим сказом неприметные борозды в языке. Они еще53неприметнее, чем борозды, которые крестьянин медленным шагомпроводит по полю»52.Итак, последнее слово хайдеггеровского философствования — неследование традиционному гуманизму или "абсолютистскому", высокомерному и элитарному философскому стилю, презирающему jipoстые проявления человеческой жизни. "...Мысль лишь дает в своей53речи слово невыговоренному смыслу бытия" .
Нам лишь остается"сдружиться" с "непривычностью простоты". Обернуться такой "поворот" может новыми образами мысли, культуры — или новым безмыслием, имитацией необычного хайдеггеровского языка. Совсем непраздно тб сомнение, которое высказал К. Ясперс в одной из своихзаметок к текстам Хайдеггера: "Если путь ведет не к разуму, коммуникации, свободе в сообществе, — то не ведет ли он к противоположности: к изоляции, исключительности, к претензии на фюрерство, кразрушительному — а значит, и к варварству?"54Спор философов выходит, таким образом, за рамки узкоспециальных вопросов.
Он касается жизни и призвания, сущности человека иприроды гуманизма. Спор не закончен, он продолжается.ЛИТЕРАТУРА1Собрание сочинений М. Хайдеггера: Heidegger M. Gesamtausgabe.Frankfurt a. M.На русском языке: Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997; Времяи бытие. М., 1993; Цолликонеровские семинары // Логос. 1993. № 3.С. 82—97; Разговор на проселочной дороге. М., 1991; Тождество иразличие. М., 1997.О жизни, сочинениях и идеях Хайдеггера см: Biemel W. MartinHeidegger in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek, 1976;Hermann F.W. von. Die Selbstinterpretation Martin Heideggers. Meis.am Glan, 1964; Jaspers K.