Диссертация (Профессиональное развитие студентов вуза в волонтерской деятельности), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Профессиональное развитие студентов вуза в волонтерской деятельности". PDF-файл из архива "Профессиональное развитие студентов вуза в волонтерской деятельности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РосНОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РосНОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Результаты сравнительного системного анализафеноменов добровольчества и волонтерства представлены нами ранее (совместно сС.Л. Леньковым) в статье [119], где установлено, что «при сравнительном анализе целостных феноменов волонтерства и добровольчества, потребовавшем выхода в междисциплинарный дискурс, стали выявляться некоторые ―неудобные случаи‖, ―исключенияиз правил‖, показывающие, что различия между этими феноменами все-таки существуют, и было бы целесообразно зафиксировать их в определениях и содержательной сущности соответствующих научных понятий» [119, с. 96]. В результате применения рядасистемных критериев сравнительного анализа феноменов добровольчества и волонтерства выявлен ряд качественных проявлений их, с одной стороны, сходства, а с другой –различий [119, таблицы 2 и 3]. Проведем дальнейший анализ, опираясь на эти результаты и при необходимости дополняя и уточняя их.При всей важности в добровольчестве и волонтерстве деятельностного начала,данные феномены не сводятся только к деятельностным формам своего проявления.Например, в работе А.В.
Трохиной (2012) приведен ряд определений волонтерства в законодательстве зарубежных стран, в большинстве из которых волонтерство рассматри-38вается, в первую очередь, как специфическая деятельность (см.: [234, с. 12-13]), новстречаются и определения, которые выводят его понимание за деятельностные рамки:- Хорватия, «Закон о волонтерстве» (2007): «Волонтерство является инвестициями (выделено нами – Т.М.) личного времени, усилий, знаний и навыков на добровольной основе на выполнение услуг и действий в пользу другого человека или общества, ивыполненных людьми без финансового вознаграждения или любой другой материальной выгоды, если иное не указано Законом» (цит.
по: [234, с. 13]);- Ирландия, «Белая книга (официальный документ правительства) по поддержкеволонтерской деятельности» (2000): «Волонтерство – посвящение времени и энергии(выделено нами – Т.М.) пользе общества, местного сообщества, окружающей среды илилюдей вне круга ближайших родственников. Волонтерская деятельность осуществляется по собственной доброй воле и безвозмездно, за исключением возмещения накладныхрасходов» (цит. по: [234, с. 12]).Особенно показателен здесь второй пример: в нем дается и деятельностное понимание волонтерства, и более широкая его трактовка.
Подобные факты позволяют заключить, что феномены волонтерства и добровольчества не сводятся к соответствующимспецифическим разновидностям деятельности, а охватывают более широкий круг явлений действительности. Например, Е.В. Акимова (2006) отмечает, что волонтерство – это«особый взгляд на жизнь, своеобразное мировоззрение, впитавшее в себя все самое достойное из созданного в мировом педагогическом пространстве за много столетий» [6,с. 3].
Данный вывод подтверждают и результаты анализа феномена волонтерства с позиций различных методологических подходов. Так, по мнению М.Н. Баланян (2015):- с позиции институционального подхода волонтерство представляется «как механизм формирования гражданского общества, базирующийся на принципах взаимовлияния объективного и субъективного» [21, с. 20];- с позиции деятельностного подхода «волонтерство или волонтерская деятельность … понимается как широкий круг деятельности, включающей традиционные видывзаимопомощи, официальное оказание той или иной услуги, а также иные формы гражданского участия, которые осуществляются именно добровольно» [21, с.
10];- с позиции общностного подхода волонтерство следует рассматривать «как реально существующую, единую и самостоятельную взаимосвязь (социальную общность)граждан как субъектов добровольческой инициативы» [21, с. 20].39Близкую позицию занимает М.В. Певная, (2016): с позиции общностного подходаволонтерство определяется «в качестве реально существующей, относительно единой исамостоятельной взаимосвязи (социальной общности) людей как субъектов добровольческой деятельности, характеризующейся рядом признаков» [162, с.
20-21], а в контексте деятельностного подхода – как «вид деятельности, основанный на принципах сочетания целерационального и ценностно-рационального типов деятельности, свободы отвнешнего принуждения, возможности выбора варианта действия, альтруизма, деятельности за пределами семейных и дружеских отношений» [162, с. 21].Приведенные примеры характеризуют сложность феноменов добровольчества иволонтерства, их несводимость к упрощенному, только деятельностному пониманию.В соответствии с этим, в современной науке феномены как добровольчества, так иволонтерства изучаются в качественно различных аспектах:- как специфическая деятельность [6, с. 7; 19, с. 3; 200, с.
4 и мн. др.], в том числе,вид трудовой деятельности [21, с. 10; 24, с. 20], профессиональная деятельность [112];- как процесс вовлечения в неформальную общественную деятельность [6, с. 7],форма участия в общественных процессах [70] или проявлений благотворительности[129, с. 4], практика формирования общественных интересов (цит. по: [162, с. 6]), совместная общественно полезная деятельность [24, с. 20], проявление политической жизнив регионе (цит.
по: [162, с. 6-7]), социальная роль [24, с. 22], вид социальной помощи(цит. по: [21, с. 7]);- как особое мировоззрение [6, с. 3], своеобразная философия жизни [70];- как социальная общность [106], форма социально-культурной самоорганизации[148, с. 9], социальный или социально-культурный институт [42, с. 8]; как общественнаясистема «взаимодействующих добровольческих структур» [162, с. 12] или «объединяющая волонтерские центры» [42, с. 10];- как организованное общественное (волонтерское, добровольческое) движение[15, с.
14; 19; 24, с. 20; 43; 70; 99, с. 12; 112; 162, с. 7; 206, с. 3; 2127; 251; 253], в томчисле, протестное (цит. по: [162, с. 7]);- как феномен – социальный [162], культурный (добровольческий труд) (цит. по:[21, с. 12]), социокультурный [108, с. 3; 129, с. 12; 162, с. 13], филантропический [39,с. 15], социально-психологический [147];40- как педагогический, воспитательный или образовательный ресурс или потенциал [19, с. 10; 20; 99, с.
20; 142; 212, с. 20]; социокультурный капитал [129, с. 11], общественный ресурс [26, с. 10], ресурс благотворительности (цит. по: [162, с. 6-7]);- как труд, просоциальное поведение или досуг (цит. по: [162, с. 6]), особая форматрудовой занятости населения, трудовая активность [21, с. 10; 24, с. 20; 234, с. 6]- как форма межличностного взаимодействия [24, с. 20];- как форма гражданской активности населения (цит. по: [39, с. 4]), вид общественной активности населения [61, с. 3], особая форма социальной активности [70, с. 34; 147, с.
12]; активность граждан, одна из практик гражданского общества, ресурс модернизационного развития, форма активизации гражданского участия горожан (цит. по:[162, с. 6-7]); индикатор степени развитости гражданского общества [234, с. 14];- как системное образование, реализуемое на четырех уровнях социальной активности: трудовая активность, форма межличностного взаимодействия, совместная общественно полезная деятельность, организованное общественное движение [24, с. 20].Среди всех подобных аспектов можно выделить три главных, системообразующих качества, общих для феноменов добровольчества и волонтерства, которые проявляются как: 1) реальная социальная общность, институированная (движения, организации) или неинституированная; 2) специфическая деятельность индивидуальных и групповых субъектов; 3) специфическая субъективная реальность, которая является отражением двух предыдущих аспектов в общественном и индивидуальном сознании – мировоззрение, социокультурные традиции, ценности, смыслы, мотивы, потребности; межличностные отношения и т.п.
Данные качества создают глубокие объективные основания для сходства феноменов волонтерства и добровольчества. Вместе с тем, между нимиимеются качественные различия, первое из которых связано с историческим временемпоявления (точнее, начала широкого проявления) данных феноменов. Феномен добровольчества зародился в глубокой древности и был хорошо известен уже в античныевремена, в то время как феномен волонтерства, равно как и связанная с ним терминология, появились только в XVII веке (см.: [119]), а международный статус приобрели лишьв XX веке [161, с. 14]. Особенно важно подчеркнуть глубокие исторические и социокультурные корни отечественного добровольчества, которое было известно уже во времена Древней Руси [129, с.
5]. Так, Э. Д. Ахметгалеев (2009), ссылаясь на исследованиямногих авторов, отмечает, что «добровольчество как социальное явление имеет в рос-41сийской национальной культуре глубокие исторические и духовные корни» [19, с. 4].Вместе с тем, например, отмечается, что уже на рубеже XIX-XX вв. в России было 14854 благотворительных учреждений, состоялось три съезда (1886, 1910, 1914 гг.) по вопросам общественного призрения и частной благотворительности (цит. по: [212, с.
20]).Не менее яркие свидетельства развития отечественного добровольчества связаны с активным вовлечением в добровольческое движение детей и молодежи уже в начале XXвека (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.) (см.: [48, с. 18-22]). Таким образом, отечественное добровольчество активно развивалось задолго до формирования международного понимания термина «волонтерство». Данный факт характеризует важное отличие всоциокультурной традиции, которую выражают современные формы феноменов добровольчества и волонтерства. Многие авторы отмечают, что как сам термин «добровольчество», так и соответствующий феномен больше соответствует отечественной социокультурной и научной традиции, при этом – исторически очень давней, в то время какпонятие и феномен волонтерства до недавних времен соотносились с зарубежной имеждународной традициями и лишь с 1990-х гг.