Диссертация (Идеологический элемент в художественной литературе как фактор формирования единства общества социально-философский анализ), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Идеологический элемент в художественной литературе как фактор формирования единства общества социально-философский анализ". PDF-файл из архива "Идеологический элемент в художественной литературе как фактор формирования единства общества социально-философский анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
И в то же время, человек можетвоспринимать окружающую реальность только сквозь призму усвоенных нормсоциального поведения и, как следствие, в соответствии со своей идейноценностной ориентацией, и никак иначе.Определим сущность и содержание идеологии. Очевидно, основныеэлементы идеологии – это идеи, системно друг с другом связанные. В то жевремя, идеологию формируютобщественные институтыиинструментыреализации идей на практике. Безусловно, каждая идея является элементомдуховной сферы жизни общества, продуктом духовного производства.
Длядостижения целей проводимого исследования необходимо выделить основныепризнаки, присущие идеям, образующим идеологию. [55, с. 19-22] Итак, идеи,составляющие идеологию определѐнной социальной группы, обязаны:- выражать еѐ коренные интересы;- взаимно дополнять друг друга;- представлять собой единое целое, формирующее идеальный облик социумаи его самосознание;- выделенное целостное образование должно представлять собой системуидей, поскольку система имеет специфическое качество несводимости еѐсвойств к сумме свойств идей, еѐ образующих;54- система идей, составляющих идеологию, должна ориентировать людей,заинтересованной социальной группы, на определѐнные практическиедействия.Следовательно,идеология–чѐткоструктурированнаясистемавзаимосвязанных идей, представляющая собой единое целое, отражающая в своѐмсодержании суть коренных интересов определѐнной социальной группы истимулирующая членов этой группы к определѐнным практическим действиям.Осуществляя практически преобразовательную деятельность, человек нетолько воспроизводит и формирует определѐнную культуру, но и преследуетопределѐнныецели,стремясьудовлетворитьконкретныепотребности.Потребности – объективно побудительные причины любой деятельности.Осознанные потребности социальных групп выступают как интересы.
К.Х.Момджян утверждает, что понятием «интерес» фиксируется «отношение кнеобходимым средствам удовлетворения потребностей». [89, с. 272] По сути,интерес – это диалектическое единство объективной и субъективной сторондеятельности социального субъекта; «одновременно и объективное отношение ксоциальным условиям и институтам, и степень сознания человеком своегоинтереса». [98, с. 269] Интересами определяется положение индивида в системеобщественных отношений, а также предпочтительная программа действий, врамкахкоторойнепосредственнореализуетсяпоискудовлетворенияпотребностей.
Данный поиск соответствующим образом мотивирован, посколькумотив предшествует волевому акту и позволяет увидеть цель действия субъекта, атакже более обоснованно судить о содержании и характере потребностей. Такимобразом, на основании мотивов среди самых существенных, важных и значимыхприоритетов (потребностей) могут быть выделены те, что выступают длясубъекта в качестве ценностей. [107, с. 31-36]Очевидно, ценности, как идеи и идеалы, не являются плодом воображениясубъекта. Их невозможно придумать и насильственно внедрить в общество,поскольку несуществующие потребности, не нуждаются в удовлетворении, равно55как и значительный отрыв идеологии от материальной действительности ведѐт кизменению еѐ сущности и значительной утрате социальной значимости. Ценность– это качество или свойство объекта, которое делает его полезным илижелательным.
Сам по себе ни один объект не обладает ценностью вне контекстасоциальных взаимодействий. Определѐнные модели поведения в рамкахконкретнойкультурыилиобщества,рассматриваемыекаксущественнозначимые, могут выступать как социальные ценности, т.е. цели индивидуальныхили групповых устремлений. Следовательно, ценности – наиболее значимая частьдуховной культуры человека, народа, этноса, его системообразующий стержень,могущий выступать в качестве фундамента общенациональной идеологии.1.3. Литература и идеология в духовной сфере жизни обществаКак уже было показано, феномен идеологии, с момента возникновениятермина в начале XIX века, занимает неизбежное промежуточное положениемежду философией и религией, этикой и политикой, практикой и теорией,осуществляясвоеобразноепосредничествовуказанныхобластяхсоциокультурной жизни.Что касается литературы в целом и художественной литературы вчастности, то она, очевидно, обладает определѐнной двойственностью, посколькуеѐ можно понимать и как деятельность писателя, и как деятельность читателя.
Втаком случае, художественная литература, с одной стороны – процесс познаниялюдьми действительности с помощью художественных образов, выраженных втекстах литературных произведений и обеспечивающих активный обменмировоззрениями, а с другой – результат указанного процесса, воплощѐнный влитературных произведениях.Разнообразиеподходовкисследованиюфеноменахудожественнойлитературы подтверждает его сложность и многокачественность. Языкознание илитературоведение рассматривают художественную литературу, как языковойстиль, обладающий характерными особенностями. [21, с.
288-297] Как вид56искусства и элемент культуры, использующий в качестве материала длятворчества слова и конструкции естественного языка. [77] Обращение клитературе как к совокупности авторских текстов [71, с. 95-96] не ставит передсобой цели осмысления еѐ социального значения, а потому данный аспект болеехарактерен для работ посвящѐнных истории литературы в целом, и «массовой»литературы в частности.
Вместе с тем отметим, что до сих пор попытки датьединственно верный подлинно научный метод изучения литературы в рамкаходной конкретной научной дисциплины не увенчались успехом [69, с. 15], чтоделает очевидным следующий вывод. Необходимо разумно обоснованноерасширение методологии исследований за счѐт методов смежных областейгуманитарного знания.
В философской литературе в настоящее время несуществует единой законченной модели художественной литературы каксоциального явления, однако в отдельных работах присутствуют положительныерезультаты исследований по взаимодействию литературы с иными феноменамидуховной сферы жизни общества.Итак, рассмотрим основные функции художественной литературы каксоциального явления, развивающегося в пространстве и времени. Наиболеезначимые–гносеологическая,аксиологическая,эстетическая,логическая, историческая, идеологическая,коммуникативная.Благодаряуказаннымфункциям литература создаѐт информационные предпосылки формированияличности, обеспечивает достижение определѐнного образовательного уровняиндивида, влияет на его самосознание и способствует оформлению определѐнныхидентичностей через усвоение коренных интересов и ценностей тех или иныхсоциальных групп.Гносеологическая и логическая функции тесно взаимосвязаны.
Всякийобраз,персонажилисюжетявляютсячем-тобольшим,нежелинампредставляется с первого взгляда. Они несут в себе традиционные культурныезначения и смыслы, вызывая определѐнные ассоциации. Созданный образ – непросто выдумка, а воплощение существенных признаков описываемой эпохи.Воспринятый как архетип, он становится инструментом познания и осмысления57внелитературных реалий. Формируемая литературным произведением модельмира и многообразие переплетѐнных сюжетных линий всегда подчиненыопределѐннойлогикеавтора,предлагающегочитателюинформациювыстроенную в определѐнной последовательности в зависимости от его позиции итрактовки событий.
В таком случае значимы и мировоззрение автора, и егосоциальный статус, и уровень социализации, и прочие детали, обеспечивающиечитателю возможность познания обстоятельств эпохи и сути рассматриваемыхколлизий.Художественная литература – значимая часть мировой и национальнойистории: она не только с определѐнной долей достоверности отражаетисторическую действительность23, но и является одним из еѐ важнейшихэлементов. Присущие изящной словесности образность и эмоциональностьпозволяют большинству членов общества в увлекательной и доступной формеусваивать исторические знания.
В то же время, восприятие образно обобщѐнныхситуаций и событий, осмысленных автором, и вдумчивое прочтение позволяютвнимательному образованному читателю максимально полно раскрыть авторскийзамысел, постигнув основную идею произведения. Подходящим примером можетслужить роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, сочетающий в себе достоинства исюжетной составляющей, и яркие художественные образы, и адекватноеотражение современных ему социальных явлений. Тема зарождения радикальнойдемократической оппозиции, и еѐ борьбы с дворянским обществом, его идеями иценностями, у Тургенева хотя и придаѐт глубину содержанию романа и остротусюжету, в то же время не выдвигается на первый план, уступая местоГоворя об исторической функции литературы, следует различать формы исторического знания.Элементарная, обыденная форма присуща каждому индивиду и выражается в общих представлениях опрошлом.
Следующий уровень складывается в процессе усвоения исторических фактов и их хронологиис анализом этих фактов на основе оценок, даваемых неспециалистами. Впрочем, подобные оценкивсегда формируются под влиянием экспертов, а зачастую и с их участием. И потому художественнаялитература, отражая исторические события в ряде случаев не только поднимается до уровня экспертногознания, но и значительно усиливает восприятие читателем событий прошлого. Следующая ступень –научное знание, формирующееся при теоретическом осмыслении событий в попытке их объяснения ивыявления закономерностей исторического развития общества.2358лежличностным отношениям персонажей и их духовным переживаниям.