Диссертация (Идеологический элемент в художественной литературе как фактор формирования единства общества социально-философский анализ), страница 14

PDF-файл Диссертация (Идеологический элемент в художественной литературе как фактор формирования единства общества социально-философский анализ), страница 14 Философия (59727): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Идеологический элемент в художественной литературе как фактор формирования единства общества социально-философский анализ) - PDF, страниц2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Идеологический элемент в художественной литературе как фактор формирования единства общества социально-философский анализ". PDF-файл из архива "Идеологический элемент в художественной литературе как фактор формирования единства общества социально-философский анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 14 страницы из PDF

На раннем этапе развития духовнойжизни общества можно говорить о наличии художественной литературыисключительно в виде мифов.Первые попытки построения моделей картины мира находят отражение вдревних мифах и позже переносятся в первые письменные источники –протолитературу.Мифология–древнейшеесредствосамовыраженияипроявления творческих способностей человека, поскольку первым и основнымэлементом любого мифа является сам человек, его внутренний мир, духовныежелания и стремления. Миф, создавая мир фантастический, помогает понять,каковы роль и место человека в мире реальном. Возникая под влияниеминдивидуальногосознанияипостепенноформируясознаниемассовое,мифология отражает бытие социума и организует его духовную жизнь. Мифы впримитивных обществах тесно связаны с обрядом и магией и функционируют как63средство поддержания природного и социального порядка, а кроме того в древнихцивилизациях мифология была исходным пунктом для развития философии илитературы.

[87, с. 152, 163]По сути, всю культуру человечества можно разделить на дописьменную иписьменную, причѐм появление письменности подняло культуру на качественноновую ступень, привнеся новый способ знаковой объективации. Художественнаялитература, впоследствии выступая преемницей мифа, во многом перенимает еготрадиции, концентрируясь на метафоричном, образно-символическом отражениии осмыслении наиболее значимых жизненных переживаний индивида. Создаваядлячеловека«вторуюреальность»,онаспособствуетсамопознаниюисамовыражению, удовлетворяя основные стремления человеческой души.Впрочем, не стоит забывать, что развитие художественной литературыневозможно без развития языка, поскольку он является основой и материаломсоздаваемых художественных образов.

В данном случае прослеживается прямаязависимость между богатством языка и тем, насколько яркие и выразительныеобразы могут быть созданы писателем, какие эмоции и настроение могут бытьпереданы. Образный, предметный язык художественной литературы позволяетвыразить отношение к различным явлениям реальности как словом, так иинтонацией, придающей словам специфическую эмоциональную окраску,воспринимаемую в определѐнном контексте повествования.В то же время существует такое понятие как литературный язык, нетождественноепонятиюязыкахудожественнойлитературы.Согласноязыковедческим исследованиям литературный язык – это общезначимый языкконкретного народа, взятого как единое целое, в отличие от диалекта илижаргона, характерных для отдельных социальных групп26.Что же касается идеологии, то следует отметить следующий факт. Любоечеловеческое общество, поднимаясь в своѐм развитии выше первобытности,Развивая данное утверждение, языковед и исследователь литературы В.В. Виноградов, к примеру,придерживался мнения, что в дописьменную эпоху литературный язык существовал в качестве языканародного словесно-поэтического творчества.

[21]2664претерпевает деление на классы и социальные группы. Разнообразныевзаимоотношения между нимипоповодуудовлетворенияпотребностейвызывают объективную необходимость в идеологическом обосновании своегоприоритета. А потому идеология неизбежно зарождается и развивается совместнос развитием общества. Безусловно, в древнем мире не было понятия «идеология»,возникшего только в начале XIX века, однако феномен, понимаемый нами какструктурированная система взаимосвязанных идей, представляющая собойединое целое, отражающая в своѐм содержании суть коренных интересовопределѐнной социальной группы и стимулирующая членов этой группы копределѐнным практическим действиям, очевидно был.Вэтойсвязиэтнографическимипримечателенматериалами,тотвесьмафакт,чтоважнуюрольвсоответствиивжизнислюдейпервобытного общества играла система религиозных запретов – табу.

Истокиразличных видов и форм табу лежат в условиях реальной жизни общества, апредписываемая ими регламентация имеет в большинстве случаев рациональныйхарактер. Системой табу регламентировались как личные, так и общественныестороны жизни человека: запреты и ограничения закрепляли структуру родовойобщины, еѐ хозяйственную и культурную деятельность.Все формы общественного сознания являются объективным отражениембытия и, отражая это бытие, каждая в своей специфической форме закрепляет егоидеологически в виде определѐнной системы идей, посредством которых людивыражают своѐ активное отношение к общественному бытию, воздействуя нанего сознательной деятельностью. На такие рациональные идеологическиеформы, как право, мораль, искусство и т.д., часто наслаивалась иррациональнаярелигиозная мотивировка, придававшая социальным регламентациям характеррелигиозных санкций.

Таким образом, табу – рациональный запрет со стороныгосподствующей в обществе идеологии, облачѐнный в религиозную форму.Позднее, с разложением родового строя и трансформацией родоплеменнойдемократии,этирелигиозныезапретыспособствовали,кпримеру,65идеологическому обоснованию и закреплению частной собственности, а такжеимущественного и социального неравенства. [4, с. 160-161]Дальнейший процесс развития духовной жизни человеческого обществасвязан с постепенным преобразованием ментальности в массовое сознание. Содной стороны исследователи говорят о близости понятий менталитета имассового сознания, поскольку оба они несут в себе знания, нормы,представления и ценности, разделяемые определѐнной общностью индивидов ивыработанные в процессе общения и взаимодействия между ними.

С другойстороны массовое сознание уже нельзя считать низшим уровнем восприятия иосмысления действительности, потому как в нѐм «органично связаны исобственно психологические образования, и идеологические представления ивзгляды». [116, с. 172] Подобные взгляды на массовое сознание подчѐркивают егопереходный характер в процессе самоорганизации духовной сферы жизниобщества. В силу своей переходности массовое сознание хотя и неоднородно, но,тем не менее, представляет собой относительно целостное образование,проявляющее себя в народном творчестве, фольклоре, общественном мнении.Неоднородность обусловлена присутствием ментальностей различных этническихобщностей и, как следствие, непредсказуемостью и противоречивостью реакцийнародных масс на различные события и факты социальной жизни.На данном этапе художественная литература, берущая начало в народномтворчестве и фольклоре, активно участвует в самоорганизации сферы духовнойжизни общества.

В качестве еѐ феномена, она выступает носителем национальныхценностей, способствует их сохранению и формированию новых. Впрочем, это жеобстоятельство предполагает, что одно и то же литературное произведение можетбыть по-разному воспринято и истолковано представителями различныхэтнических общностей, выявляя противоречия в общественном мнении. При этомв формировании определѐнной оценки литературного произведения участвуюткак читатели, чья социализация прошла в условиях конкретной среды, так иписатель, который в своѐм творчестве не только ориентируется на представителейконкретного этноса, но и сам является подобным представителем.

Данное66утверждение наглядно иллюстрирует высказывание К. Маркса: «Жить в обществеи быть свободным от него нельзя». [80, с. 4]Изобретение книгопечатания стало, по сути, началом развития массовойлитературы. Получая широкое распространение, она тем самым увеличивала своюидеологическую и социальную значимость. Процесс преобразования литературыиз достояния немногочисленной интеллектуальной элиты правящих слоѐв в«духовного поводыря» народных масс происходил под пристальным вниманием иконтролем государства.Так в ранние периоды существования Руси литература, являясь носителемвеликодержавной идеологии, изначально служила цели объединения русскихземель.

Позже находилась на службе у церкви, активно содействуя духовномуединению общества. При этом лишь во второй половине XVIII века начинаютпоявляться частные типографии, а до этого момента всѐ книгопечатание было введении государства ввиду его особой социальной значимости. [97, с. 52-53]Впрочем, в период царствования Ивана IV Грозного, несмотря наподавление религиозно-гуманистических движений и запрещение «неполезныхповестей», литература, тем не менее, развивалась и выражала новые идеи ивзгляды, не связанные с официальной идеологией. Публицистика того временинесѐт в себе необычные для средневековья авторские, индивидуальные черты и нетолько обращается к «мирским» темам, но и в значительной степени имеетсветский характер.

Литераторы того времени яркие, не похожие друг на другаличности: Иосиф Волоцкий, Вассиан Патрикеев, Максим Грек, Иван Пересветов,А. М. Курбский. Примечательно, что различных по мировоззрению писателейсближает между собой вера в силу разума, в возможность построения общества игосударства на неких разумных началах, а также характерное стремлениесветского обоснования назначения государства, как института, служащегочеловеческому благу.

[50, с. 273-283]Дальнейшее развитие духовной жизни общества тесно связано с такимфеноменом как разделение труда и, как следствие, появлением духовногопроизводства, как специфической сферы деятельности. Данные обстоятельства67способствуют обособлению и закреплению форм общественного сознания, аименно: научной, философской, эстетической, политической и т.д. При этомформы общественного сознания конституируются и за ними закрепляютсясоответствующие социальные институты, а процесс самоорганизации духовнойжизни продолжает развиваться. Профессиональная деятельность оказываетсятесно связана с формами общественного сознания и соответствующимиинститутами,обеспечивающимиэтудеятельность.Этическоесознаниетрансформируется в мораль, эстетическое – в искусство, правовое – в право и т.д.На данном этапе литературная деятельность также становится профессией.Поскольку духовнаясфера жизниобществабазируетсянасферематериальной, то они структурно в значительной мере схожи.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее