Диссертация (Лингвистические средства выражения понятия «сверхъестественное» в британской литературе викторианской эпохи и их передача на русский язык), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Лингвистические средства выражения понятия «сверхъестественное» в британской литературе викторианской эпохи и их передача на русский язык". PDF-файл из архива "Лингвистические средства выражения понятия «сверхъестественное» в британской литературе викторианской эпохи и их передача на русский язык", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Так, необходимо отметить, что в русском языке рассматриваемые слова несинонимичны по значению. В исследованиях по литературоведению вышеозначенные понятия не имеют четкого обозначения. Например, французский философи семиотик Ц. Тодоров в исследовании «Введение в фантастическую литературу»разграничивает термины «сверхъестественное» и «фантастическое». Исследователь полагает, что события, описываемые в художественных произведениях,можно отнести к сверхъестественным, но считает, что объем самого понятия«сверхъестественное» выходит за рамки литературы, приближаясь к понятию«фантастического» [Тодоров, 1997, с.
25].По мнению исследователя, «сверхъестественное» как литературная категория четкому описанию не поддается, в связи с тем, что невозможно представитьсебе жанр, охватывающий все произведения, в которых присутствует это понятие» [Тодоров, 1997, с. 43]. Тем не менее, в истории литературы понятие «сверхъестественное» актуально для многих произведений, относящихся к жанру готической прозы.В Кембриджском справочнике по готической литературе “The Cambridgecompanion of Gothic fiction” обнаруживается следующая трактовка: «Готика играет с колеблющейся границей между земными законами устоявшейся реальности ивероятностью «сверхъестественного» [Hogle, 2002, с.
2 ̶ 3]. Таким образом, можно говорить о существовании в одном произведении и «реального», и «ирреального».Следует отметить, что само понятие «сверхъестественное» в языке преимущественно имеет пугающую, отрицательную коннотацию. Писатель Г.Ф.Лавкрафт в своем эссе, посвященном готической поэтике, отмечает: «Страх – самое древнее и сильное человеческое чувство, а самый древний и самый сильный22страх – страх перед неведомыми явлениями» [Лавкрафт, 1927, Электронный ресурс].Писатель С. Кинг в книге-исследовании «Пляска смерти», посвященнойжанру триллера, употребляет понятия «сверхъестественное» и «готическое» вкачестве синонимов [Кинг, 2003, с. 185].В истории литературы понятие «сверхъестественное» широко распространяется лишь во второй половине ХVIII в.
с появлением готических романов. Дорассматриваемого периода, по замечанию литературоведа Е. П. Зыковой, в произведениях английской литературы это понятие практически отсутствует. «У просветителей сверхъестественное как мировоззренческая и философская категориявызывала неоднозначное отношение, а ее осмысление осуществлялось лишь врамках документальных жанров. От Дефо до Джонсона «сверхъестественное»представляло собой предмет серьезных раздумий, исканий, колебаний между верой и неверием, попытками примирить религиозные и научные истины» [Зыкова,2002, с. 20 ̶ 29].В творчестве готических писателей понятие «сверхъестественное» «становится эстетической категорией, служащей для художественных целей. Именно вготической литературе изображение сверхъестественного впервые приобретаетстатус жанрового маркера, развивающегося в своеобразную литературную стилистику и философию» [Там же].Существуют некоторые семантические особенности употребления категорий «чудесное» и «сверхъестественное».
Литературовед С.А. Антонов указываетна четкое разграничение между этими понятиями. С его точки зрения категория«чудесное» тяготеет к фольклору и средневековому рыцарскому роману, а«сверхъестественное» ‒ к более поздним произведениям готического жанра [Антоно, 2011, с. 5 ̶ 43].Литературовед Е.П. Зыкова в статье «Чудесное» и «сверхъестественное» всознании английских просветителей» указывает на разграничение рассматриваемых нами терминов: «Средневековый роман повествует о «чудесном», в котороепросто верят, готический же роман делает предметом изображения «сверхъесте-23ственное» – явления рационально непостижимые, требующие и для автора, и длячитателя какого-либо приемлемого объяснения» [Зыкова, 2002, с. 25]. Основноеразграничение между понятиями «чудесное» и «сверхъестественное» исследователь видит в том, что чудо в средневековом романе не вызывает страха, в то времякак в готических романах герои страшатся, сталкиваясь с необъяснимыми явлениями [Там же].
В связи с этим, необходимо отметить, что понятие «чудесное» обладает положительной коннотацией, а понятие «сверхъестественное» – отрицательной.1.2.Понятие «сверхъестественное» в британской литературе викторианской эпохиПод викторианской литературой подразумеваются произведения, созданныев Великобритании в эпоху правления королевы Виктории (1837 ̶ 1901). Повествования о человеческих контактах с потусторонним миром поначалу возникалилишь в английском фольклоре, но впоследствии проникли и в художественнуюлитературу. В XIX веке возникло несколько литературных жанров, связанных сосмыслением понятия «сверхъестественное», ‒ рассказы о домах с привидениями,оккультные детективы, романы о реинкарнации и проч.Осмысление понятия «сверхъестественное» обнаруживается во многих произведениях, содержащих готические сюжетные элементы.
В таких произведенияхавторы приводят размышления героев о реальности или нереальности существования сверхъестественных явлений, что в конечном итоге приводит к подтверждению их действительного существования. Такой сюжет выявляется в так называемых рассказах с привидениями (англ. ghost stories).Как отмечает литературовед М.Ю. Черномазова, возникновение рассказов спривидениями как литературного жанра, возникшего в русле готической прозы,связывают с именами писателей Чарльза Диккенса, Джеймса Хогга, Томаса Пек-24кета Преста и Уильяма Харрисона Эйнсворта.
Именно у этих авторов выявляютсяпервые рассказы, написанные в жанре “ghost stories” [Черномазова, 2010, с. 15].Литературовед Т.А. Боборыкина в монографии «Художественный мир рождественских повестей Ч. Диккенса» указывает, что писатель издавал специальныесвяточные выпуски журналов «Домашнее чтение» (1850–1859) и «Круглый год»(1859–1870), в которых печатались истории о призраках, что способствовалоосмыслению понятия «сверхъестественное» читательской аудиторией того времени [Боборыкина, 1996, с. 28].Ч. Диккенс, вдохновившись жанром рассказов с привидениями, написалрождественскую повесть “A Christmas Carol in Prose” – «Рождественская песнь впрозе», оригинальный текст которой и три его русскоязычные версии послужилиматериалом для практической части нашего исследования.К осмыслению понятия «сверхъестественное» в своих произведениях обращался и А.
Конан Дойл. Биографы писателя Дж. Д. Карр и Х. Пирсон отмечают, что особое место в его творчестве занимают мистические рассказы. Автор обратился к этому жанру достаточно поздно. Следует отметить, что за время работынад фантастическими произведениями, писатель опубликовал десять рассказов,шесть романов и повестей. В фантастических романах и рассказах А. Конан Дойла обнаруживаются оживающие мумии, таинственные чудовища, населяющиестратосферу и недра Земли, воздушный велосипед, уносящий труп своего изобретателя, ядовитая зона мирового пространства, в которую попадает наша планета,потомки обитателей Атлантиды, живущие на дне океана.
Увлечение писателяспиритизмом и оккультными науками оказало существенное влияние на его творчество [Карр, Пирсон, 1989, с. 250].Как и большинство писателей викторианской эпохи, У. Коллинз в своихпроизведениях не раз обращался к теме сверхъестественных событий и явлений.Совместно с другими авторами он принимал участие в написании рассказов дляпосвященных призракам и привидениям рождественских выпусков журналов«Круглый год» (англ.
“All the Year Round”) и «Домашнее чтение» (англ.“Household Words”), издававшихся Ч. Диккенсом. Среди значимых его произве-25дений о привидениях выделяется роман “The Haunted Hotel” – «Отель с привидениями» [Энциклопедия «Кругосвет». Электронный ресурс].Британская литература викторианской эпохи изобилует произведениями осверхъестественных явлениях. Зачастую о «сверхъестественном» писал и Р.Киплинг, а среди наиболее значимых его мистических рассказов приведем “ThePhantom’ Rickshaw” ‒ «Рикша-призрак» и “The Strange Ride of Morrowby Jukes” ‒«В кратере».По замечанию писателя Г.Ф.
Лавкрафта, и О. Уайльд занимает одно из ведущих мест среди авторов, посвятивших свои произведения сверхъестественныммотивам, благодаря и своим сказкам, и, безусловно, новелле “The CantervilleGhost” ‒ «Кентервильское привидение» [Лавкрафт, 1927, Электронный ресурс].Ирландский автор Дж. Ш. Ле Фаню в повести “Carmilla” (1872) первый иединственный раз в своем творчестве обращается к теме вампиризма. Как отмечает литературовед Е.П. Зыкова, «писатель не дает научного объяснения происходящему в повести, а обращается к фольклору и включает в повествование сведения о поведении вампиров и о средствах борьбы с ними, взятые из народных суеверий» [Зыкова, 2004, с.
5 ̶ 16].В вступительной статье к роману писателя «Дядя Сайлас» и сборнику новелл «В зеркале, отуманенном» литературовед Е.П. Зыкова указывает, что «предвосхищая сенсационный роман «Дракула» ирландского автора Брэма Стокера(1897), повесть «Кармилла» фигурирует во всех западных антологиях, посвященных вампирам, в связи с чем является одним из наиболее известных произведенийДж. Ш. Ле Фаню» [Зыкова, 2004, с. 5 ̶ 16].Британский исследователь К. Балдик в книге “The Oxford Book of Gothic Tales” среди образов викторианской литературы выделяет следующие типы сверхъестественных явлений: потусторонние силы и посещение с злой целью, феномен«призрак» и странное заболевание (ср.
вампиризм), жизнь после смерти, живыемертвецы, возвращающиеся из могилы, таинственное предопределение, проклятие [Baldick, 1992, с. 8].26Посредством описания необычных событий, инфернальных существ – выходцев из потустороннего мира, авторам викторианской эпохи удается не тольковоссоздать мистическую атмосферу, но и поддерживать у читателя напряженноенастроение страха и ужаса.