Диссертация (Вовлечённость в спортивную деятельность как фактор изменения ценностно-смысловой сферы личности подростков), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Вовлечённость в спортивную деятельность как фактор изменения ценностно-смысловой сферы личности подростков". PDF-файл из архива "Вовлечённость в спортивную деятельность как фактор изменения ценностно-смысловой сферы личности подростков", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
В более широком аспекте смысл– это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессееё выработки, присвоения, осуществления…Способность субъекта переживатьценность жизни, удовлетворяться ею и составляет смысл жизни» [3, с. 72].Важно отметить, что Дикая Л.Г. отмечает связь ценностных ориентаций сособенностями деятельности человека, а так же, что ценностные ориентациивлияют на формирование профессионально-важных качеств [167].По мнению Поварницына А.П. «Сфера ценностей и ценностных ориентацийличности – одно из самых сложных глубинных и многомерных интегративныхпсихических образований личности, в которых отражается уникальностьличности» [111, с. 30].По словам Поварницына А.П. ценностные ориентации « … отражаютсубъективную значимость (ценность) вещей и явлений окружающего мира,различных видов человеческой деятельности, других людей, несут в себеопределённоеэмоционально-смысловоенаполнение,сказываютсянапотребностях, влечениях, желаниях, стремлениях и уровне притязаний, целях,мотивах личности» [111, с.
4] «…ценности и ценностные ориентации личностисоставляют те внутренние психологические реальности, в которых заключеныистоки мотивации, активности, воли личности как субъекта жизнедеятельности,её поведения, самосовершенствования» [111, с. 6]. Автор предлагает следующееопределение ценностных ориентаций «…системы ценностных представлений иустановоквысшегодиспозиционногоуровнясаморегуляцииличности,определяющих кратковременную и долговременные программы поведения идеятельности человека, как важнейшие психические образования личности,инициирующие активность и волю» [110, с. 234].Шпунтова В.В.
разнообразие определений понятия «ценность» объясняетразночтениями по таким позициям как соотношение субъективного (ценностьсвязывается с оценочной деятельностью субъекта (Петровский А.В., ЯрошевскийМ.Г.))–объектиного(ценность–присутствующийобъективнофеноменкультурного пространства (Слободчиков В.И., Фромм Э.)), индивидуального52(ценность относится к индивидуальной реальности, значимой только дляпереживающего субъекта (Маслоу А., Юнг К.Г.)) – надындивидуального(Тугаринов В.П., Франкл В.), устойчивого (ценности устойчивы и неизменны втечение жизни (Маслоу А., Фрейд З.)) – динамического (Климова С.Г., ЯницкийМ.С.) в природе ценностей [179].Несмотря на указанные противоречия, многие авторы признают важностьценностей в жизни и деятельности человека [2; 9; 12; 44; 82].Для подчёркиванияучёнымииспользуетсяименно психологическогопонятие«ценностнойхарактера ценностей,ориентации»,определяемое,согласно Тугаринову В.П., направленностью личности на определённые ценности[150].
В своей работе Шапенкова И.П. отмечает, что ценности, существующие наиндивидуальном уровне, чаще всего называют «ценностными ориентациями»[174]. В нашей работе мы будем считать понятия «ценность» и «ценностнаяориентация» синонимами.Важно так же остановиться на тех функциях, которые выполняют ценности.Система ценностей личности, согласно Корниенко Н.А. связывает внутренниймир человека и окружающую действительность (с помощью ценностей личностьсоциализируется [70]), так же это высший контрольный орган регуляцииактивности личности, является внутренним источником жизненных целейчеловека,способствуетразрешениюконфликтовипротиворечийвмотивационной сфере личности. Таким образом, согласно Яницкому М.С.система ценностей может быть определена как важнейший психологическийорган саморазвития, который определяет одновременно направление и способыего существования; определяет «вектор» развития личности и связывает в одноцелое личность и социальную среду [184].Соколов Э.В.
выделяет такие функции ценностных ориентаций как:экспрессивная (человек стремится принятые ценности передать другим), защитыличности (ценностные ориентации – фильтры, которые пропускают толькоинформацию, которая не требует значительно перестраивать всю личность),познавательная (поиск объектов и информации, необходимой для сохранения53целостности личности), координация внутренней психической жизни (работа спсихическими процессами) [135].Здравомыслов А.Г. отмечает следующую особенность регулятивнойфункцииценностныхориентаций:«…спецификадействияценностныхориентаций состоит в том, что они функционируют не только как способырационализации поведения, их действие распространяется не только на высшиеструктурысознания,ноинате,которые обычнообозначаются какподсознательные структуры.
Они определяют направленность воли, внимания иинтеллекта» [57, с. 202]. Согласно Донцову А.И. ценностные ориентациикорректируют и направляют процесс целеполагания людей [47].Согласно Чудновскому В.Э. нравственные нормы и ценности могут такглубоко усваиваться человеком, что имеют возможность противостоять не толькосознательным его намерениям, но и бессознательным побуждениям [172].Ценности, усваиваются вроде бы из внешнего мира, но для каждого человекаимеют своё особенное значение.Отечественная традиция изучения ценностей во много сходна с зарубежной,в частности с изучением ценностей в гуманистической психологии, котораярассматривает ценности в контексте изучения свойств личности.ВасилюкФ.Е.отмечает«…когдазнакомишьсяспопыткамипсихологической науки ответить на вопрос, что есть ценность, часто создаетсявпечатление, что главное стремление этих попыток — отделаться от ценности каксамостоятельной категории и свести ее к эмоциональной значимости, норме,установке и т.д.
Но ценность явно не вмещается в узкие рамки этих понятий» [33,с. 292].Важно рассмотреть характеристики понятия «ценность» с точки зренияразличных отечественных авторов. Так Головаха Е.И. считает « … предметыпотребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущимижизненными ценностями» [44, с. 258]. Василюк Ф.Е. не соглашается с автором,говоря о том, что предметы потребностей и мотивы стремятся достичь толькосвоего интереса, в то время как ценность выполняет скорее объединяющие54функции [33].
Леонтьев Д.А. соглашается с выводом о не эгоистичностиценностей, отмечая, что они не ограничены моментом, не стремятся к чему-тоизнутри, а «притягивают извне» [84, с. 40].Личностные ценности у Братуся Б.С. определяются как « … осознанные ипринятые человеком общие смыслы его жизни» [24, с. 89].
Среди ценностей онвыделяет:1.1.осознанные смыслы жизни;2.2.внешние для человека, назвные ценности,у которых нет эмоционально-переживаемого, смыслового, отношения к жизни [24].Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. говорят о том, что только смыслы, скоторыми субъект уже определился становятся личностными ценностями. Онисчитают, что важно не только осознать смысл, но и решить стоит ли приниматьего или нет. Для образования личностной ценности осознанный личностью смыслнеобходимо принять [29].Коростылёва Л.А. наоборот считает, что ценности являются источникомсмыслообразования: «Жизненные ценности наиболее неизменный и устойчивый вмасштабе жизни субъекта источник смыслообразования, автономный поотношениюкконкретнымситуациямжизнедеятельности…Становлениеличностных ценностей происходит посредством интериоризации личностисоциальных ценностей» [72, с.
42].Американский учёный Ингельхарт Р. изучает причины изменения системыценностей. По его мнению, усвоение новых ценностей – процесс не быстрый,обусловленный политическими изменениями [167].Согласно Ананьеву Б.Г. система ценностных ориентаций личностискладывается на основе социального статуса. Ценностные ориентации на ряду состатусом и социальными ролями входят в первичный класс свойств личности,определяющих характер, склонности и поведение человека [11]. СогласноЗдравомсыслову А.Г., ценности – важный связующий элемент между обществоми внутренним миром личности [57].55Дробиницкий О.Г. выделяет два типа ценностей: предметные (то, что мыоцениваем) и ценности-представления (высшие критерии наших оценок).
Первыеявляются знаками, опредмеченными во внешних объектах способностей ивозможностей человека [49].Сержантов В.Ф. считает, что ценность можно охарактеризовать личностнымсмыслом и значением. Первое – это отношение ценности к потребностямчеловека. Ценность – предмет потребности человека, которым может бытьпредмет или идея. Автор выделяет материальные (вещи) и духовные (идеи)ценности.
В сознании ценности отражены в качестве значений, имеющих длячеловека определённый смысл [130].Ценностные ориентации влияют на формирование потребностей человека.Согласно Анурину В.Ф. это продукт противоборства субъекта и условий егосуществования. В зависимости от ценностных ориентаций человека внешниеусловия могут вызывать разные потребности у разных людей.
Затем человексравнивает свою потребность с общественными, опираясь на ценностныеориентации. И, согласуясь с последними, принимает решение о способеудовлетворения данной потребности [13].Кирилова Н.А. ценностные ориентации определяет следующим образом:«…сложныйсоциально-психологическийфеномен,характеризующийнаправленность и содержание активности личности, являющийся составнойчастью системы отношений личности, определяющий общий подход человека кмиру и к себе, придающий смысл и направление личностным познаниям,поведению, поступкам…Система ценностей имеет многоуровневую структуру.Вершина её – ценности, связанные с идеалом и жизненными целями личности»[165, с.
29].Автор выделяет четыре вида ценностных ориентаций, направленных на:1.ценности социального взаимодействия;2.ценности индивидуальной самореализации;3.общечеловеческие ценности;4.ценности социальной успешности [165].56Петровский А.В. и Петровский В.А. определяют ценность как мотив,который характеризуется в системе самоотношений субъекта определённымместом [108].АнцыфероваЛ.И.всвоейработеотмечаетособоеотношениепрофессионала высокой квалификации к его труду, становящемуся у него главнойжизненной ценностью, основой самоопределения личности и источникомсамоуважения [14].Большинство отечественных и зарубежных исследователей представляютценности,ценностныеориентацииважнейшимэлементомличности,характеризующий её волю, направленность и активность.Понятие смысла вначале разрабатывалось философами-экзистенциалистами(Камю А., Сартр Ж.) и в науках о языке (как синоним значения) [34].Взарубежных исследованиях вопросами смысла занимались такие учёные какАдлер А., Левин К., Франкл В.