Диссертация (Социальная адаптация несовершеннолетних осуждённых в УИС России исправительные и постпенитенциарные практики), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социальная адаптация несовершеннолетних осуждённых в УИС России исправительные и постпенитенциарные практики". PDF-файл из архива "Социальная адаптация несовершеннолетних осуждённых в УИС России исправительные и постпенитенциарные практики", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Изучениеданной проблематики потребовало обращения к источникам, раскрывающим различные стороны (аспекты) теории и практики процессов пенитенциарной адаптации(ресоциализации) заключённых в закрытых учреждениях, таких как: 1) лагеря ГУЛАГа НКВД СССР; 2) ФКУ «СИЗО» ФСИН России; 3) ФКУ «ВК» ФСИН России(«ВТК» МВД СССР; «ВК» ГУИН России); ресоциализации несовершеннолетнихосуждённых в процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободыв пенитенциарных учреждениях ФСИН России, а также постпенитенциарной адаптации осуждённых, их становление в обществе как личности. Изученность данногонаучного вопроса на сегодняшний день достаточно велика, но тем не менее это неприводит к значительному снижению числа различных уголовных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними или с их участием.Те или иные криминологические концепции высказывались ещё древнимимыслителями.
Первые теоретические построения в этой области мы находиму древнегреческих философов Платона3 и Аристотеля4, а спустя столетия на даннуютему размышляли и писали Т. Гоббс5, Ш. Монтескье6, И. Кант7, Г. Гегель8, социалисты-утописты Т. Мор9, Т. Кампанелла10, Ш. Фурье11, Сен-Симон12, юрист Ч. Бекка-3См.: Законы. Послезаконие / пер.
А. Н. Егунова; Опутский, Ф. Платон «Законы» (354 год до н. э.).Платон и сицилийские тираны : Мудрец и власть [Текст] / Б.М. Могилевский. Изд. 2 URSS., 2013. – 160 с.4См.: Аристотель. Евдемова этика. 1220a5. Аристотель. Никомахова этика. 1103a; Аристотель // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Инс-т философии РАН / Нац. обществ. -науч. Фонд ; Предс. научно-ред. совета ак.В.С. Стёпин. – 2-е изд., испр. и допол. – М.: Мысль, 2010.5См.: Hobbes Т.
The Elements of Law, Natural and Politic, 1640 / (Элементы права, естественные иполитические) 1640.6См.: Монтескье, Ш. Избранные произведения. – М., 1955; Альбина, Л.Л. Екатерина II – читатель «О духе законов» Монтескье Ш. // Книга в меняющемся мире : 7-я научн. конф. по проблемам книговедения. Секция библиофильства. Тез. докладов. – М., 1992. – С.3–4.7См.: Асмус, В.Ф. Иммануил Кант. – М.: Высшая школа, 2005. – 439 с; Кант, И. Сочинения в шести томах.
Том2. – М., 1964, 510 с.; Кант, И. Сочинения в шести томах. Том 3. – М., 1964, 799 с.8См.: Гегель, Г. Философия права / пер. с нем. ; ред. и сост. Д.А. Керамов и В.С Нерсеянц. – М., 1990.9См.: Мор, Т. Утопия / пер. с латин. Ю.М. Каган. Вступ. ст. И.Н. Осиновского. – М.: Наука, 1978; Виппер,Р.Ю. Утопия Томаса Мора // Мир Божий № 3. – 1896; Chambers, R.W. Thomas More. London, 1938; MoreCresacre The Life of Sir Thomas More. London, 1726.10См.: О трудовом воспитании : хрестоматия / сост. Д.Е.
Аксёнов. – М.: Учпедгиз, 1962. – 410 с; Асмус,В.Ф. Томмазо Кампанелла // Под знаменем марксизма. – 1939. – № 7; Панченко, Д.В. Происхождение латинскойредакции «Города Солнца» Т. Кампанеллы // Вспомогательные ИД, № 18. 1987. – С.288–302.11См.: Фурье, Ш. Новый хозяйственный и социетарный мир / Избранные сочинения : в 4-х томах. Том 4. – М.:Изд-во Академии наук СССР, 1954; Fourier, Ch.
Livret d’annonce du nouveau monde (1828).-8-риа13, драматурги, писатели и мыслители, такие как Вольтер (Франсуа МариАруэ)14,Дж.Говард15,В.М.Гюго16, Ж-Ж.Руссо17,О.Уайльд18,Ф.М.ский19, А.И. Солженицын20, основоположники марксистского учения К. Маркс и Ф.Энгельс21.Диалог «Законы» является последним сочинением Платона (427 (428) – 347(347) до н.э.). Его написанию предшествовали неудавшиеся попытки философа реализовать в Сиракузах, греческой колонии на Сицилии, первоначальный проект наилучшего государства. В «Законах» Платон изображает «второй по достоинству» государственный строй, приближая его к действительности греческих полисов22.Так, Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной власти и законы наилучшего строя.
В отличие от первого проекта, здесь проводятсяидеи смешанной формы государства и сочетания моральных методов осуществления власти с правовыми23.Аристотель (384–322 до н.э.) делит все «добродетели» на нравственные, илиэтические, и мыслительные, или разумные, или дианоэтические24. Этические добродетели представляют собой середину между крайностями – избытком и недостатком – и включают в себя: кротость, мужество, умеренность, щедрость, величавость,великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость, практическая мудрость, справедливое негодование25.
Относительнонравственной добродетели Аристотель утверждает, что она есть «способность по12См.: Сен-Симон, А. Собрание сочинений. – М., Л., 1923; Сен-Симон, А. Избранные сочинения. Т. 1–2. – М., Л.,1948.13См.: Беккариа, Ч. О преступлениях и наказаниях / сост. и предисл. В.С. Овчинского. – М., 2004. – 184 с.14См.: Voltaire. L’Ingénu, 1767; Voltaire.
Aesthetics. Articles. Letters. – M.: Art 1974; Desnoiresterres G. Voltaire et lasociété du XVIII siècle, 8 vv.–P., 1867–1877; Pellissier G. Voltaire philosophe.–P., 1908; Lanson G. Voltaire.–P., 1906.15См.: Howard, J. «The state of prisons in England and Wales», 1777.16См.: Гюго, В.М. Отверженные (Les Misérables, 1862).17См.: Rousseau, F-F. Concept pédagogique de Jean-Jacques Rousseau (1712–1778).18См.: Wilde, O.
The Ballad Of Reading Gaol, 1897 in France.19См.: Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание [Текст] : роман / Ф.М. Достоевский / отв. ред. В.В. Виноградов и Ю.Г. Оксман. – М., 1970. – 808 с.20См.: Солженицын, А.И. Архипелаг ГУЛАГ [Текст] : полное издание в одном томе. – М., 2009. – 1279 c.21См.: Собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. Т.16 IX/1864 – VII/1870; Изд. 2. – М.: ГИПЛ. 1960.22См.: Платон и сицилийские тираны : Мудрец и власть [Текст] / Б.М. Могилевский. Изд. 2.
–URSS., 2013. –160 с; Учение о преступлениях и наказаниях (IX 853a- X 885a).23См.: Организация идеального государства : должности, воспитание и образ жизни граждан (VI 751a – VIII850d); Лосев, А.Ф. Комментарии к диалогам Платона «Законы» // Платон. Законы / общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф.Асмуса, А.А. Тахо-Годи. – М.: «Мысль», 1999.24См.: Лебедев, А.В. «Аристотель» // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Инс-т философии РАН / Нац.
обществ. -науч. фонд; Предс. научно-ред. совета ак. В.С. Стёпин. – 2-е изд., испр. и допол. – М.: Мысль, 2010; Аристотель. Евдемова этика. 1220a5. Аристотель. Никомахова этика. 1103a.25См.: Аристотель. Никомахова Этика. 1107a26–1108b6; Аристотель. Евдемова этика. 1220b38-1221a12.-9-ступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, апорочность – это её противоположность»26. Нравственные, или этические, добродетели («добродетели характера») рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Разумные добродетели («добродетели ума») развиваются в человеке благодаря обучению27.Данное обращение к источникам, раскрывающим различные стороны теории ипрактики пенитенциарной адаптации (в т.ч., и несовершеннолетних осуждённых), атакже их ресоциализации в процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, позволило нам, выявить то, что в области криминалистического исоциологического научного знания, накоплен значительный опыт исследованияпреступности, как социального явления, а также её причин (мотивов) и методовборьбы с данным явлением.
Так, классическими для исследований в области «социологии преступности», стали работы выдающихся учёных, таких как: Ч. Беккария(1939)[36], И.(Д). Бентам (1788–1790, 1791–1822, 1825–1828)[37], Р. Гарофало(1885–1888)28, Г.В.Ф. Гегель (1821)29, М. Гернет (1905)[40], Дж. Говард (1777,1779)30, Э. Дюркгейм (1966, 1996)[41], И.
Кант (1781, 1788)31, О. Конт (1830–1842)32, Ч. Ломброзо (1900)[44], Э. Мейо (1919)33, Р. Мертон (1992)[46], Т. Парсонс(1968, 1971)34, С.В. Познышев (1904–1910)[48], Э. Сатерленд (1924, 1931–1934)35, Т.26См.: Аристотель. Никомахова этика. 1104b25–30.См.: Аристотель. Никомахова этика. 1103a14–20.28См.: Garofalo, R. Di un criterio positivo della penalità – Napoli : Leonardo Vallardi, 1880; Garofalo, R. Criminologia :studio sul delitto, sulle sue cause e sui mezzi di repressione. – Torino : Fratelli Bocca, 1885; второе Изд.
Criminologia :studio sul delitto e sulla teoria della repressione. – Torino : Fratelli Bocca, 1891; Garofalo, R. Polemica in difesa dellaScuola criminale positiva. – Bologna : Zanichelli, 1886. (Совместно с Ч. Ломброзо, Э. Ферри и Giulio Fioretti);Garofalo, R. Riparazione alle vittime del delitto. – Torino : Bocca, 1887; Garofalo, R. Contro la corrente! Pensieri sullaproposta abolizione della pena di morte nel progetto del nuovo codice penale italiano.
– Napoli : E. Anfossi, 1888.29См.: Hegel, G.W.F. Grundlinien der Philosophie des Rechts, – Berlin, 1821.30См.: Казалет, Э. А. О значении Джона Говарда в истории тюремной реформы. М., 1892.31См.: Kant, I. Kritik der reinen Vernunft, 1781, Riga; Kant, I. Kritik der praktischen Vernunft, 1788, Riga; Kant, I. Kritik der praktischen Vernunft, 1788, Riga; Кант, И. Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980, – 710 с. – (Памятники философской мысли); Кант, И. Критика чистого разума. – М., 1994, – 574 с.; Кант, И. Собрание сочинений в 8 томах. – Издательство «ЧОРО», 1994.32См.: Конт, О. Дух позитивной философии.
(Слово о положительном мышлении) / пер. с фр. И. А. Шапиро. –Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 256 с; Конт, О. Дух позитивной философии. // Западно-европейская социологияXIX века. – М., 1996. – С. 58–59.33См.: Mayo, E. Democracy and Freedom : An Essay in Social Logic. Melbourne : Macmillan, 1919.