диссертация (Традиционная культура Японии в современной массовой культуре (на примере аниме и манга)), страница 12
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Традиционная культура Японии в современной массовой культуре (на примере аниме и манга)". PDF-файл из архива "Традиционная культура Японии в современной массовой культуре (на примере аниме и манга)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
По специальности он, скорее всего, быластрологом, обучавшимся у представителя второго главного клана оммё:дзи,Камо-но Ясунори.Далее, судя по историческим документам, можно сделать вывод о том, чтоСэймэй привлекал к себе внимание «высокой эффективностью» своих ритуалов.Например, однажды Сэймэй провёл обряд, направленный на выпадение дождя, ив скором времени дождь пошёл; также те ритуалы, которые были направлены навыздоровление больного, часто завершались скорым выздоровлением. Вчастности, ритуал изгнания злых духов, который Сэймэй провёл над императоромИтидзё, принёс ему повышение до относительно высокого пятого ранга.И ещё одна деталь, которая, возможно, сыграла определённую роль взакреплении именно Абэ-но Сэймэя в народной памяти, заключается в том, что онпопуляризовал обряд 泰山府君祭 Тайдзан-фукун-сай, который с тех пор одним изсамых узнаваемых ритуалов в оммё:до:.
Суть обряда заключалась в том, чтобыпризвать ряд буддийских божеств, ассоциирующихся с миром мёртвых (такихкак, например, двое из «десяти повелителей Преисподней» Тайдзан-о: и Энма-о:,а также бодхисаттву Дзидзо:, защитника детей как в обычной жизни, так и взагробной). Все эти божества должны были отвратить от человека, над которымпроводился ритуал, различные беды и поспособствовать его здоровью,благополучию и процветанию. Сигэта указывает на то, что до императора Итидзё,во время правления которого Сэймэй как оммё:дзи достиг максимальногоавторитета и влияния при дворе, ритуалы, которые включали в себя призывмогущественныхбожествмирамёртвых,непользовалисьбольшойпопулярностью.
Однако же, после 989 года Тайдзан-фукун-сай начал проводитьсядостаточно часто, и нередко осуществлял его не кто иной, как Абэ-но Сэймэй.Что же касается сикигами, легендарных духов-прислужников оммё:дзи,Сигэта признаёт, что они играют важную роль не только в легендах, – в57частности, сикигами упоминаются не только в таких широко известных сборникахпреданий, как Кондзяку моногатари сю: и Удзи сюи моногатари, но и висторической хронике Оокагами, относящейся ко времени правления императораКадзан. Однако же, в исторических записях, касающихся Абэ-но Сэймэя, какихлибо упоминаний о сикигами обнаружить не удалось. Более подробно темусикигами в своей статье рассматривает Каролин Панг [81], взяв в качестве основыдля исследования дневники аристократов эпохи Хэйан, в том числе и дневникавтора «Повести о Гэндзи», придворной дамы Мурасаки Сикибу.Современный интерес к теме оммё:до:, в течение долгого времениостававшейся «в тени», сопровождается и во многом даже обусловлен резкимростом интереса к этому явлению в современной массовой культуре.
НорикоРэйдер [42, с. 124-143] рассматривает самое раннее из современных и наиболеезнаменитое произведение, посвящённое теме оммё:до:, – сборник рассказовЮмэмакура Баку, который так и называется «Оммёдзи» (1988). Жанр этой работыможно определить как «мистический детектив» и «триллер», а в основе сюжеталежат приключения легендарного оммё:дзи Абэ-но Сэймэя и его другапридворного Минамото-но Хиромаса, основным занятием которых являетсяборьба с многочисленными и разнообразными злыми духами.
Это произведениеснискало огромную популярность и заложило основные стандарты дляизображения оммё:дзи в последующих работах авторов манги, аниме, фильмов ителесериалов. Несмотря на то что Норико Рэйдер больше интересует то, как в«Оммёдзи» изображены японские демоны они – это в принципе её основная тема,которой она впоследствии посвятила целую монографию, – тем не менее,характерные особенности собственно рассказов, как и причины их популярности,тоже сформулированы в статье достаточно точно.В первую очередь важно то, что Юмэмакура Баку впервые изображает Абэно Сэймэя как привлекательного молодого человека, а не увенчанного сединамимудрого старца, как это часто бывало в средневековых легендах (и что, впринципе, было логичнее, учитывая биографию реального Сэймэя).
Далее,немаловажно то, что характер и образ Сэймэя полностью «выдержан» в духе58эпохи Хэйан: временами он может быть очаровательным, остроумным ибеззаботно-весёлым, временами – серьёзным и сосредоточенным. При этом, образСэймэяпостоянноокутанромантическимфлёромтайны,посколькусверхъестественные способности наделяют его возможностью видеть то, чтоостальным недоступно, предугадывать события и видеть истину сквозь иллюзию.По сути, Юмэмакура не изобрёл ничего нового, – он просто очень удачноналожил стереотипный образ непобедимого мага из народных легенд на не менеестереотипный образ прекрасного принца Гэндзи из классического романа Х века«Повесть о Гэндзи» [25].Далее, очень удачной находкой автора было проведение аналогии склассической дихотомией «Шерлок Холмс – доктор Ватсон», где в роли Холмса,конечно, выступает Сэймэй, а в роли Ватсона – соответственно, Минамото-ноХиромаса.
Как и в случае с Ватсоном, немного простоватый, но очень сильный исмелый Хиромаса словно служит «проводником» между читателем и загадочнымгениальным оммё:дзи, – и, конечно, его физическая сила и непоколебимая силаволи не раз приходят на выручку Сэймэю в тех случаях, когда одних магическихтехник для успешного разрешения проблемы может не хватить [42, с.
124-143].Таким образом, в результате сочетания Абэ-но Сэймэя, принца Гэндзи иШерлока Холмса получился очень убедительный по меркам современноймассовой культуры интеллектуальный супергерой. Причина того, что такой геройболее привлекателен для японцев, чем, условно говоря, тот же Шерлок Холмс,вполне очевидна – он полностью «свой». И не только за счёт того, что он имеетдело с национальным фольклором, но и из-за того, что в драматичных судьбахлюдей и даже демонов, чьи проблемы он решает, прослеживаются непростыеяпонские жизненные реалии.Примечательно, что в фильмах Оммё:дзи (2001) [137] и Оммё:дзи-2 (2003)[138] по мотивам книги (над сценарием к этим лентам работал сам Юмэмакура),на роль Абэ-но Сэймэя выбрали профессионального актёра театра кёгэн по имениНомура Мансай II.
Как показало время, этот выбор оказался единственно вернымрешением, потому что именно актёрская игра Номура Мансая придала этим59фильмамсовершенноособеннуюатмосферу,ввконечномитогепредопределившую их широкую популярность. Интересно, что в русскоязычномлюбительском переводе фильм известен под названием «Колдун», – это говоритдаже не столько об отсутствии адекватного эквивалента в русском языке, сколькоо принципиальном непонимании самой сути явления оммё:до: (что, конечно,совсем не удивительно).В контексте разговора о фильмах Оммё:дзи интересно упомянуть о том, чтоименно танец Абэ-но Сэймэя из второй части дилогии (в контексте повествованияочевидно, что это не что иное, как аллюзия на миф о танце Удзумэ-но-микото,выманивающей богиню солнца Аматэрасу из пещеры) стал основой для первойпрограммы, выдержанной в национальном духе, олимпийского чемпиона Сочи2014 по фигурному катанию (и первого японского олимпийского чемпиона в этомвиде спорта) Ханю Юдзуру в сезоне 2015-2016.
С произвольной программой,основанной на ритуальном танце кинематографического оммё:дзи Абэ-но Сэймэя(с музыкальным сопровождением из того же фильма), Ханю с промежутком в двенедели поставил два мировых рекорда, впервые набрав сумму баллов выше 300, –сначала на этапе Гран-При в Японии, а затем и в Финале Гран-При в Барселоне[180].
Примечательно, что во время работы над постановкой этой программы,которая так и называется “SEIMEI”. Ханю специально встречался с НомураМансаем II для консультаций по хореографии и постановке. Таким образом, дажеесли до сих пор дилогия Оммё:дзи не пользовалась широкой популярностью намировом уровне, в настоящее время, при непосредственном участии всемирноизвестной «живой легенды» фигурного катания Ханю Юдзуру, несомненнопроисходит широкая популяризация этих произведений – а значит, и популярногообраза оммё:дзи – в самых разных странах мира.Оммё:дзи и элементы оммё:до: начинают активно появляться в манге ианиме, начиная с конца 1990-х годов.
Если посмотреть на современный образоммё:дзи, то получится нечто вроде высокообразованного госслужащего,работающего в сфере государственной безопасности, защищающего простыхграждан и представителей политической элиты от демонов и злоумышленников,60владеющих магическими навыками. Как правило, такой положительныйсотрудник сверхъестественной безопасности изображается своеобразным «юнымгением», сочетающим в себе природный талант и всеобъемлющую эрудицию.Часто в повествовании появляется и семья героя-оммё:дзи, которая неизменнооказывается древним профессиональным кланом, практически все члены которой– специалисты в сфере оммё:до.Главные атрибуты инь-ян магии – это пентаграмма, магическая схема вформе пятиконечной звезды, вписанной в круг; бумажные обереги о-фуда;элементы эзотерического буддизма, такие как чтение сутр и складывания мудр; и,конечно, самый известный и характерный для современного образа оммё:дзиэлемент – загадочные фамильяры-прислужники сикигами.В массовой культуре сикигами – это нечто вроде призванных духовфамильяров, или прислужников.
При этом, их истинное обличие – листочкибумаги, которым придана какая-либо элементарная форма (обычно самолётикаили человечка) и на которых написано заклинание. Благодаря своей природесикигами могут быть «глазами и ушами» оммё:дзи. Их часто используют какшпионов: листочек бумаги может проникнуть в помещение даже сквозь узкующель, и едва ли кто-то, кроме опытного мага, сможет обнаружить егоприсутствие. Если произнести нужное заклинание, листочек может даженезаметно «прицепиться» к одежде человека, за которым нужно проследить, иотслеживать его перемещения, параллельно передавая «картинку» хозяину.Однако, у сикигами есть и боевое применение: чем больше магическая сила италантоммё:дзи,темболеемощногодуха(илидажемифическоесверхъестественное существо) он может призвать себе на защиту. Одновременноможно призвать даже нескольких сикигами, правда, на это способны лишьнемногие.
Но обычно главный герой произведения (как и его легендарныйпрототип Абэ-но Сэймэй) является абсолютным исключением из правил,способным призывать и управлять до двенадцати сикигами одновременно.Строго говоря, в некоторых произведениях сикигами встречаются иотдельно от оммёдзи [147] [166].