диссертация (Современная каллиграфия как социокультурный феномен), страница 12
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Современная каллиграфия как социокультурный феномен". PDF-файл из архива "Современная каллиграфия как социокультурный феномен", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
. 68-75.61высокой стоимости материальных компонентов, необходимых для созданиятекстов такого рода, цене мастерства каллиграфапрежде всего, тоговремени, которое было необходимо затратить на его обучение; а такжевремени, необходимого для создания самого рукописного текста , – так и внеисчислимойстоимостинематериальныхценностей,которыетранслировались с помощью этого искусства. Прежде всего объектамипереписыванияспомощьюкаллиграфическихтехникстановилисьсвященные тексты и их комментарии; далее располагаются по ранжированиюофициальные документы включая подписи и личная переписка важныхперсон.лавнойценностью,которуюзакрепляеткаллиграфическоеоформление подобных документов, становится уникальный характер тогоили иного события, а также его высокая значимостьпо мнениюсовременников и их потомков для сохранения в культурной памяти народа.зобретение печатного станка в вропе в 1440 г.
вызвало изменения вкультуре, приведшие к тому, что каллиграфия постепенно утрачивает своёпревосходство в процессе передачи информации. Почти повсеместноисчезает практическая надобность в её утилитарном использовании, темсамымтеряютсянаработанныевекамитехникиисполнениякаллиграфических символов и стилизаций рукописных почерков.днакополностью это искусство всё-таки не утрачивается: благодаря усилиямэнтузиастов к 1893 г. удаётся частично возродить каллиграфию уже как видизящного искусства, вернув ей должное внимание общественности.Постепенновозрождаютсяутерянныехудожественныевозможностинаписания текстов, искусство каллиграфии получает дополнительныйимпульс своего существования в истории культуры.озникает вполне обоснованный вопрос: что именно вкладываютисследователи в понятие каллиграфии какценности культуры»?нымисловами, как именно реализуется тот самый нематериальный слой ценностей,транслируемый с помощью красивого ручного письма?состоит эта самаянаконец, в чёмкрасота», соединяющая руку, глаз и ум в единство,62которое не подвластно времени?следующей главе.тветы на эти вопросы будут даны в63ГЛАВА II.
КАЛЛИГРАФИЯ КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ2.1. Каллиграфия как выражение культурных традицийдно из высказыванийпереводе с латинского значит:едины» 103 .ицерона гласит:E pluribus unum», что вз многих единое» (илимногообразииух этой древней формулы напрямую соответствует томузначению, которое со временем приобрела в культуре разных народовписьменность, а впоследствии – и каллиграфия как наиболее изощрённаяформа её выражения.азнообразие видов письменности, потрясающаяинновационность концепций письма в различных культурах, а затем иуникальность стилей каллиграфии позволяют говорить о ней в том числе како способе выражения ментальных открытий, обретённых народами наисторическом пути своего развития и закреплённых соответствующимитрадициями.том числе, и каллиграфическими.сторически письменность объединила народы возможно не меньше,чем язык.тилевые особенности каллиграфии играют при этом роль непросто вкусовых объединений носителей и ценителей тех или иныхэстетических канонов.охраняя традицию, каллиграфия развивается всторону большей технологичности тех или иных начертаний.
аким образом,в ней парадоксальным образом сочетается несочетаемое – традиционализмкак стремление следовать установленным образцам, найденным раз инавсегдаобразамнаилучшего»,ивместестем–постоянноесовершенствование подобных образцов, не склонное цепляться за букву»,направленное на поиск наилучших способов выражения с помощью этойсамой буквы интеллектуальных достижений своего времени, сохранения ипреумножения достижений прошлого.аллиграфия строится как традиция и по способу самовоспроизведенияв культуре.
тиль и метод письма передаётся от учителя ученику, он основан103ицерон . уллий. Полное собрание речей. 2 т. . 1 // Пер. . . лексеева, .ред., введ. и примеч. . . елинского. – Пб.: здание . . ибермана, 1901. 767 c.. елинского; общ.64на копировании, постепенно переходящем к разрешенной модернизации, - нотолько тогда, когда и если ученик достигнет высочайшего мастерства, авозможно даже будет превосходить своего учителя.арактерно, что дополнительные смысловые оттенки интерпретацииискусства каллиграфии приобрели во времена укрепления витаеконфуцианского учения, где традиция является ключом и нормой,определяющей культуру в самом широком китайском» понимании этогослова.онфуцианские нормы, традиции, церемонии и система ценностейсформировали многоликий портрет образованного человека, которыйзаключался в понятии благородный муж» 104 .ак, на протяжении многихстолетий согласно конфуцианской этике складывались характеристикиидеального образа человека, включающие в себя понимание устремлений,умений, навыков, личностных характеристик, образа жизни и т .
д. 105Поскольку каллиграфия была причислена к священным шести искусствам»и стояла в одном ряду со следованием ритуалу, пониманием музыки,стрельбой из лука, управлением колесницей и счётными навыками, еёзначение для воспитания благородного мужа» трудно переоценить.нтересно, что ещё в IX в. крупнейший историк и теоретик живописи витае жан ньюань заметил, что те, кто создавал отменные картины, почтибез исключения являлись высокопоставленными чиновниками или ученымис общественным признанием и знатными титулами106. то вполне понятно –ведь успешно сданные письменные экзамены давали реальную возможностьполучить хорошую должность при императорском дворе, приличноежалование и круг общения в среде высокообразованных, а нередко италантливейших людей своего времени107.104онфуций.
роки мудрости: сочинения / Пер. с кит. . . емененко, . тукина, . . ейманопштейна. – .: арьков, 2010. 985 с.105унбо . лияние китайской традиционной культуры на быт / . унбо. ингвистика и межкультурнаякоммуникация в современном мире: материалы международной конференции. – ита, 2007. . 2. . 238-241.106тепанищев . . удожественный музей в системе средств духовно-нравственного развития личности.оссийское учительство в модернизации духовно-нравственной культуры общества: традиции, судьбы,идеи, опыт: материалы едьмой межрегиональной научно-практической конференции. – урск, 2011. .251-255.107саева .
. адость на кончиках бровей. – .: аска, 2016. 799 с.65При этом считалось: умелое и даже виртуозное владение кистьюсвойственно человеку не только по его происхождению. Принциписправления имен» предполагал, что соответствия своему социальномурангу ещё нужно достичь.ля этого недостаточно просто родиться варистократической среде, нужно также воспитать в себе силу духа, высокуюнравственность, умение строго следовать философско-этическим канонам итрадициям.се это должно было сочетаться с гибкостью характера, что, помнению конфуцианских моралистов, свидетельствовало о высоких душевныхкачествах.
Почерк выступал психологически достоверным и вместе с темнаглядным свидетельством такой гибкости108.различных культурах существовали различия между женской имужской каллиграфией.нтересный факт: мужчины племени туареговжители пустыни ахары и прилегающих территорий должны, в отличие отженщин, покрывать лицо и голову повязкой, а женщины пользовалисьособым уважением и имели власть.письмом»109– данное историческое поверие имеет корни туарегскогоматриархального общества на территорииженщинметь власть – значит владетьутверждаласьфрики.ласть как прерогативас помощью использования особойженскойписьменности – тифинаг, – имеющей четкие геометрические формы. Этоособоеженское»письмо,произошедшееотливийскогоалфавита,передавалось от матери к дочери, и обучали ему с самого раннего возраста.ужчины в свою очередь использовали арабский алфавит (и то только вособых случаях, – для фиксации записок или надписей на горшках,поскольку мужчинам допускалось быть неграмотными).осточное имеется в виду прежде всего китайское, японское и арабомусульманское понимание каллиграфии и по сей день считается наиболеепроработанным с точки зрения глубины и цельности понимания личностных108лаголев .
. нутренний мир художника: парадоксальность и противоречивость //внутреннего мира: философские ракурсы: борник статей. 2016. . 32-45.109орж . стория письменности и книгопечатания. – .:, стрель, 2005. 115 с.ногомерность66характеристик этого процесса 110 , соотносящих личность каллиграфа и егопроизведения.восточной традиции полагается считать, что искусство каллиграфииесть сам человек; мы есть то, как мы пишем.каллиграф периодаан I в.
до н. э.нилософ, поэт, мыслитель июн заметил:ечь слово – голосдуши сердца ; каллиграфия – её зримое отражение образ , и слово, играфический образ раскрывают перед нами натуру – либо достойную,возвышеннуюничтожный» » 111 .благородный» , либо мелкуюеловек,который внутренне неспокоен, чье сердце и голова заняты постороннимипереживаниями и посторонними мыслями, не в силах в полной мереследовать ценностям искусства каллиграфии.тобы написать текст так,чтобы визуальное сообщение передалось зрителю, согласно китайскойтрадиции и её рецепциям, включая японскую , необходимы предельнаясосредоточенность, собранность лица»112, 113 за счёт предельного вниманияк деталям.огласно такой философии, каждая линия или отдельный штрихспособныпередатьдуховныйпотенциалмастера-каллиграфа,еговнутреннюю культуру, являясь зеркальным отражением его духа.
читается,что при этом возможно уловить высоту и тембр голоса мастера, скоростьвоспроизведения,предполагаемыеовременный каллиграфыражаясебя,цветокандаударенияиритмикусообщения.юко – японская поэтесса заключает:источаетсвоёнеповторимоеблагоухание.аллиграфия – это цветок души человека»114.итмика письма таким образом трактуется как отражение моральноэтических110качествхудожника,выполняющая,подобнокамертону,лаголев . . енность личности и ее творческий потенциал.