диссертация (Современная каллиграфия как социокультурный феномен)
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Современная каллиграфия как социокультурный феномен". PDF-файл из архива "Современная каллиграфия как социокультурный феномен", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
»На правах рукописиКуланина Елена МихайловнаСОВРЕМЕННАЯ КАЛЛИГРАФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙФЕНОМЕНпециальность 24.00.01 – еория и история культуры (культурология)иссертация на соискание ученой степеникандидата культурологииаучный руководитель:доктор философских наук, профессорилантьеваосква – 2019.
.2ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ3ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ И СПЕЦИФИКА ФЕНОМЕНАКАЛЛИГРАФИИ1.1.17Развитие письменности и возникновение феноменакаллиграфии в историко-культурном аспекте1.2.Формирование каллиграфии как вида художественноготворчества в историческом опыте стран мира1.3.17Основные тенденции развития искусства каллиграфии3450ГЛАВА II. КАЛЛИГРАФИЯ КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ632.1. Каллиграфия как выражение культурных традиций632.2. Комплексный характер каллиграфии.Каллиграфия идипломатия752.3. Современные интерпретации культурной ценности каллиграфии:историческая, эстетическая, коммуникативная89ГЛАВА III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕЗНАЧЕНИЕ КАЛЛИГРАФИИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ(НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И КИТАЯ)1083.1. Роль и место каллиграфии в культурно-образовательнойдеятельности1083.2.
Деятельность центров обучения и изучения каллиграфиив России и КНР136ЗАКЛЮЧЕНИЕ185СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1923ВВЕДЕНИЕАктуальность темы диссертационного исследования.каллиграфия1–комплексноеявление,отражающееовременнаяпротиворечиясоциокультурного развития человека и общества в глобальном мире и вместес тем имеющее глубокие исторические корни.о все временачеловеккультурный» стремился сохранить память о важных событиях своей жизни,передать свой опыт потомкам.
Это послужило одной из предпосылоксоздания письменности, а вместе с ней – и различных способов графическогооформлениязаписанного,имеющихопределенныепрагматические иэстетические стандарты. ак возникла каллиграфия, которая имела не толькоутилитарные функции письменной фиксации особо значимых событий, нотакже стремилась закрепить связанные с этими событиями переживания,включитьэмоциональное сопровождение» когнитивных открытийвреестр» наиболее ценных знаний о мире.
Подобное цельное знаниевоспринималось каквневременное», достойное вечности. Эстетическисовершенное воплощение события в текст придавало его прочтениюдополнительные акценты путём создания бессмертного образа» события видеальном мире духовной культуры. Поэтому в историческое времякаллиграфия стала одновременно средством трансляции историческогоопыта и жанром изобразительного искусства, точнее – видом утонченныхизящных искусств, стремящихся к наиболее точной и вместе с тем образнойматериализации культурной формы своего времени.ак образецидеального» почерка каллиграфия тесно связана страдициями той культуры, в рамках которой она сформировалась.удучинамного древнее современных процессов этногенеза, она тем не менее тесносвязана с ними в силу прямой зависимости от языка и ценностей тойсоциокультурной общности, которой принадлежит.1другой стороны,греческого слово καλλιγραφία можно перевести как красивое письмо», сегодня речь идёт прежде всего опочерке – характерном для каждого пишущего двигательного навыка, с помощью которого на письме натом или ином носителе выполняются условные знаки.4установка на поддержание традиции в каллиграфии всегда сопровождаласьпараллельнымипроцессамикультуры во времени.реформации»,отражающимиизмененияаким образом, поддержание традиции происходилопутём её развития в ходе непосредственного освоения, прежде всего – вобразовательной практике.
тоит отметить, что освоение каллиграфии в тойили иной форме до сравнительно недавнего времени являлось обязательнымво всех странах мира, где школьное обучение начиналось с освоения письмаи счёта.егодня глобальный мир пронизан новыми информационнымитехнологиями, активно вытесняющими рукописное освоение упомянутыхвыше навыков.ысячелетиями поддерживавшие развитие способностейиндивида путём усвоения соответствующих социально-психологическихматриц за счёт совершенствования так называемой мелкой моторики», этинавыки сегодня оказываются вытеснены простейшими навыками клика» исенсорного контакта с джойстиком и экраном.ардинальные изменениятакого рода – равно как и обоснованность отказа от радикализма в данномвопросе – вызвали к жизни высокий общественный интерес к искусствукаллиграфии. нтерактивные музеи, дополнительные занятия для взрослых идетей, распространение курсов и мастер-классов по обучению каллиграфии,поддержание деятельности уже известных и создание новых мастерских длялюдей, занимающихся ею, – вот далеко не полный перечень актуализацииинтереса к каллиграфии в наши дни.аким образом, изучение феноменакаллиграфии связано с бурным ростом интереса к нему в современнойкультуре, воспринимающей искусство рукописного письма как альтернативустандартизации образа жизни и мышления в компьютерную эру; способдуховной концентрации как противоядие размыванию границ личности вэпохуфрагментаризации сознания» ивиртуальной прозрачности».другой стороны, искусство каллиграфии выступает как деятельность, дающаявозможность выйти в иную плоскость культурного бытия и переключиться спостоянноусложняющихсяпроблем организациисвоеговременив5информационном пространстве намедленную», неспешную ритмикуспокойного размышления.
то представляется очень важным с точки зренияподготовки действительно образованных людей, обладающих качествамивысокого профессионализма и личностной зрелости.2Степеньразработанностипроблемы.зучениесовременногоположения каллиграфии в культуре предполагает прежде всего освоениеосновополагающих трудов в области теории и истории культуры.Проблемамглобальныхпосвящены работы П.социокультурныхурдье,.аумана, Э.сдвиговсовременностиидденса,.иотара,.умана3 и др.; влиянию этих сдвигов на область международных отношений– труды.оркунова,..лексеевой,..ебедевой,..
Подберезкина,..естопала и др.4 еоретический фундамент исследования.составило обращение к теме культуры в различных её аспектах такихавторов, как..оброхотов,илантьева, . .2.стафьева,... . аева, П.аменец,... уревич, .ондаков,... лаголев,.ежуев,..лиер, . . лыщева5 и др.оркунов . . По дороге в будущее-2.5. 3-е издание, переработанное и дополненное. – .: спект Пресс,2017. 648 с.3урдьё П. оциальное пространство: поля и практики / ост.
и общ. пер. с фр. и послесл. . . матко.. 1. – Пб.: летейя, 2007. 567 с.; ауман 3. лобализация. Последствия для человека и общества / Пер.с англ . – .: здательствоесь ир», 2004. 188 с.; ауман . ндивидуализированное общество / Пер.с англ., под ред. . . ноземцева. – .: огос, 2005. 390 с.; идденс Э., аттон . сновные понятия всоциологии. – .: зд. дом ысшей школы экономики, 2018. 336 с.; иотар . . остояние постмодерна(1979) / Пер. с фр.
. . матко. – .: нститут экспериментальной социологии; Пб.: летейя,, 1998. 160с.; уман . то такое коммуникация? / Пер. с нем. . . зирченко // оциологический журнал.1995. № 3. . 114-125; уман, . оциальные системы. черк общей теории / Пер. с нем. . . азиева; подред. . . оловина. – Пб.: аука, 2007. 648 c.4лексеева . ., икитина Ю. ., удаков . ., лейнов . ., альгин . . онцептуализациямеждународных отношений / овременные международные отношения: чебник; под ред. .
. оркунова,. . альгина. – .: спект Пресс, 2018. 688 с. . 11-43; ебедева . . енность человека. Предисловиек кн.: асаткин П. . ксиология образования: архитектоника современного образовательного пространства/ . . ебедева. .:, 2018. . 4-7; овременные международные отношения: чебник / Под ред.. . оркунова, . . альгина.
– .: спект Пресс, 2018. 688 с.; оркунов . . ез знания собственнойкультуры и истории невозможно работать с зарубежными партнёрами // онцепт: философия, религия,культура. 2018. № 3 7 . . 7-14; ир в XXI веке: прогноз развития международной обстановки по странами регионам / [ . .
Подберезкин и др.]; под ред. . . лександрова, . . одионова;оссии, ентр военно-политических исследований. – .:, 2018. 768 с.; естопал . ., оннов .. ультура, наука, дипломатия: перспективы практико-ориентированного подхода // еждународныепроцессы. 2018. . 16. № 3 54 . . 214-224; естопал . ., илантьева . . ультурные границы впространстве современного университета // етаморфозы посткризисного мира: новый регионализм исценарии глобального управления. атериалы VIII онвента. 2015. . 113-131.5стафьева .
. нформационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования / тв. ред. ириллова. . – катеринбург: здательство ральского университета, 2019. 292 с.; аева . . Экзистенциальныеценности и риски в электронной культуре // одернизация культуры: судьба ценностей в современном6яд сочинений посвящен изучению феномена каллиграфии в различныхаспектах, таких как: сущность каллиграфии..стрин,азихмадуми и др.формирование культуры личностилингвокультурологический аспектуревич8идр. ;. .6. Ю..
оначини,; влияние каллиграфии наай Юн,исследованиекаллиграфического письма. . елозёрова,..елогуров,урия..психологическихнаньев, . . урьянов,7, включаяоевода,..особенностей. . урия,..юблинская 9 , его взаимосвязь с различными анатомо-физиологическимиструктурами мозга..евина,..иф,.словесного объяснения каллиграфических образов П.апорожец,.линкова 10 ; роль..альперин,.
Эльконин 11 ; развитие двигательного контроля....мире. материалы VIеждународной научно-практической конференции. амарский государственныйинститут культуры. 2018. . 5-10; уревич П. . ысль vs чувство // илософия и культура. 2016.№ 8 104 . . 1087-1090; лаголев . . бразные языки современной культуры: экранная реальность иручное письмо» в эпоху компьютерного шрифта // естник оронежского государственного университета.ерия:илософия.
2018. № 3 29 . . 105-112; оброхотов . .втор как субъект культуры:междисциплинарные аспекты проблемы // илософия и культура. 2012. № 8 56 . . 62-68; нуфриева .., аменец . . и др. еоретические и технологические основы социально-культурной деятельности.чебное пособие. – .:, 2018. 153 с.; ондаков . . Эстетика смысловой неопределенности //Первый российский эстетический конгресс.