диссертация (Современная каллиграфия как социокультурный феномен), страница 10
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Современная каллиграфия как социокультурный феномен". PDF-файл из архива "Современная каллиграфия как социокультурный феномен", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
азань, 9 января – 14 апреля 2002 года /ед. . . ихалева. – Пб.: лавия, 2001. 88 с. . 12-40.50Основные тенденции развития искусства каллиграфии1.3.тановлениекаллиграфии,какбылопоказановпредыдущемпараграфе, имеет ярко выраженные географический горизонтальный иисторический вертикальный векторы развития. огатство и разнообразие еёстилевых характеристик таким образом оказывается в тесной связи скультурой того или иного общества в тот или иной период его историческогопути. Поэтому имеет смысл проследить основные тенденции развитияданного искусства на одном из горизонтальных локусов, рассмотревдинамику его развития во времени.дним из наиболее интересных с этойточки зрения регионов для современного исследователя являетсяставшая эпицентромвропа,культурного разрыва» с каллиграфией в результатеизобретения печатного станка; и вместе с тем обеспечившая каллиграфиигарантии музейного существования.заодно – и поставившая вопрос о еёместе в современной культуре, переживающей новый всплеск интереса кручному» – производству, умению, письму.авыкам, соответствующимуровню дорогого» и одновременно культурно продвинутого» потребления,которое характеризуется как элитное» со всех точек зрения.огласно данным выдающегося исследователя истории письменности..обиаш- ождественской, развитие письменности и каллиграфии натерриториивропы96прошли ряд периодов, каждому из которыхсоответствует усиление определённой тенденции модификации на основерешения конкретных социокультурных задач.целом таких задач можновыделить три, это чёткость, скорость, красота сила воздействия ...обиаш- ождественская обращает внимание, что анализимеющихся исторических данных показывает, что первоначально в развитиистилей, в частности, западной каллиграфии видна тенденция к созданиючёткого,96большого,монументальногописьма,чтоспособствовалообиаш- ождественская .
. стория письма в средние века: руководство к изучению латинскойпалеографии. – .: иброком, 2012. 242 с.51появлению классических канонов и ясных отчётливых форм изображениябукв. Примером может служить стиль капитального письма (древнейший видримского письма, для которого характерно отсутствие пробелов междусловами).ледующая важная тенденция состоит в стремлении к сохранениюдостигнутой чёткости, но с привнесением в неё некой смягчённойсоставляющей, происходит переход от рубленой» внятности написанного кобретениюэстетики внешней формы» – красоты написания.
Подобныеизмененияпроизошливрезультатепоявлениятехникимедленной,неспешной, немного наклонной и удобной вырисовки буквенных форм нанетвердом или даже достаточно мягком материале папируса и пергамента,что способствовало зарождению разнообразных книжных письменныхстилей римско-христианского периода в истории.ретьяосновополагающаятенденцияразвитиякаллиграфиизаключается в переходе к большей скорости написания и удобству егоисполнения, что привело каллиграфию к видовому разнообразию различныхкурсивов, которые использовались в обиходе.акой стиль письмареализовывался за счёт непрерывного написания путём безотрывноговедения пером или каламом по бумаге, что сокращало время на написание исберегалосилыкаллиграфа:емуболеенетребовалосьактивноманипулировать инструментом письма.
опускалось неотрывное скольжениечернилами, а особое удобство составлял сильный наклон почерка исоответствующейбуквеннойформывправо,придававшийкаллиграфическому написанию естественность.алее развитие каллиграфии происходит в направлении большейхарактеризации элементов письма, противоречивое движение в сторону, содной стороны, их вычурности и одновременно – к удобству чтениянаписанного текста. азновидность уже известных курсивов помогает прийтик такому результату, но включает в себя стилевые композиции, которыеиспользовались в написании грамот и различных канцелярских писем.52аким образом, тенденции развития форм алфавитной письменностиразвивалисьвсоответствиивзаимосвязанногоистилямпоследовательногокаллиграфии,имеяхарактерколебания,опираясьтонамонументальное капитальное письмо, то на скользящий быстрый курсив, чтопривело перечисленные формы к их закреплению в истории культуры присохранении тенденции к выработке целой палитры различных комбинаций икаллиграфических вариаций.связи с проявлением указанных тенденцийождественскаявыделяетследующиеэтапы.развития.обиаш-европейскойкаллиграфии в средневековой вропе97:–аннийклассическийпериод,длякоторогохарактернаотносительная простота чистового стиля монументального и капитальногописьма,чемувпоследствиипротивостоитнебрежностькурсивногонаписания.–Позднему классическому периоду мы обязаны появлениемпромежуточныхформ,такчточерезпоявляется рустика (от лат.
rusticus –монументальноеизображениедеревенский», то есть простой,грубый, неотесанный; угловатый стиль письма), унциал вид письма, длякоторого характерны округлые линии, не выходящие за пределы строки приотсутствии ломаных линий и острых углов , и различные подвидыкурсивного стиля, который использовали, совершенствовали и постепенновидоизменяли на различные типы среднего и позднего римского курсиваимператорских грамот.–Период раннего средневековья подарил огромное разнообразиеярких запоминающихся стилей письма через совершенствование унциала(который представлен в неизменном виде в книжном письме ; а такжекурсивной формы полуунциала – семиунциал, четверть-унциал и письмоирландского типа под названием97обиаш- ождественскаяпалеографии.
. 60..гибернское письмо».появившихся. стория письма в средние века: руководство к изучению латинской53стилевых особенностях преобладают усложненные варварские тональности вчётких прописываниях и добавленной стилизации.–о времена каролингского ренессанса создаётся знаменитыйкаролинский минускул – утончённый, особо красивый, летящий, легкоподдающийсячитающемуглазувидшрифта,являющийсяусовершенствованным вариантом написания строчных букв, мысленноукладывающихся в четыре горизонтальные линии.ля каролингскогоминускула характерны все привилегии курсивного написания: скорость,удобство неотрывного движения и т.д.акое письмо обладало особойэлегантностью и удобством начертания, поэтому неудивительно, что современем именно этот стиль начинает активно использоваться для книжногописьма: унциальный стиль и курсив, соединившись, в конечном итогеспособствовали стандартизации и исчезновению в едином книжном типеписьма внешнего проявления обиходного и дипломатического видовкаллиграфического письма.–а классическую эпоху средневекового письма приходится пикпопулярностииспользованиякаллиграфическогонаписания.меннокаллиграфия была единственным способом, с помощью которого создавалиськниги, велась переписка и организовывались публикации вновь созданныхкниг.аждый экземпляр книги создавался вручную и переписывался дляраспространения.этотпериоднашлаширокоераспространениедеятельность монахов – профессиональных переписчиков иблии и другихманускриптов.
Помимо тренировки умения управляться каллиграфическиминструментоминавыковработысдрагоценнымиматериалами,средневековые каллиграфы изобретают новые стилизации в соответствии совкусами региональных культурных сообществ, концентрирующихся вокругкрупныхибогатыхмонастырейпросветительской деятельностью.сихэтобиблиотекамивремяидуховно-рукописные изданияпредставляют собой не только величайшую духовную, но также и огромнуюматериальную ценность.екоторые из них сопоставимы со стоимостью54целых городов, причём не только из-за использования драгоценных металловв красочной основе текста, украшающих его миниатюрах или драгоценныхокладов, прообразов обложки или суперобложки современных книг.громную ценность составляло само мастерство переписчика, его искусствозакреплять во времени лово ожие или комментарии к нему учёных мужей.редневековая экономика поддерживала спрос на эту деятельность: в любомселениивропы этого времени должен был быть храм; для проведенияслужбы были нужны книги.–Постепенно искусство каллиграфии становится всё болеедоступно и разнообразно в применении.изобретением печатного станка в1440 г.
и соответственно появлением книгопечатания наступает падениеспроса на каллиграфию, что способствует по преимуществу консервациитрадиций, сложившихся в данной сфере к указанному моменту.акимобразом,историческиобусловленноестановлениекнигопечатания, к сожалению, приостановило развитие каллиграфическихшкол рукописного искусства.обиходныхформписьмакачестве наиболее распространённыхсвёртываниераспространениякаллиграфиизакрепило два основных её направления:–каролингскийпопулярный во–стильсузнаваемымокруглымнаписанием,ранции и талии;готическиймонашескийстиль,характерноугловатый,распространенный в XIV в. на территориях стран германской культуры. Этотстиль рукописного начертания в своем историческом развитии следует заизменениями стилевых особенностей других видов искусства, прежде всего –архитектуры и скульптуры.редневековая готика вызвала к жизнисоответствующие видоизменения в изображении букв исторического периодарубежа XII–XIII вв., в результате чего приемлемый прежде слегка округлыйкаролингскийминускулготического письма.переходит вхарактерновытянутыйшрифт55овершенствобуквенныхформ, избранныхдляреализациивкнигопечатании, серьёзно ограничит прежнее разнообразие рукописныхиндивидуальных стилей письма.днако, поскольку неверно было быутверждать, что книгопечатание полностью исключило каллиграфию изкультурного обихода, стоит выяснить, какие именно ниши она заняла впоследующиеэпохи.ачнёмгеографических открытий исвои границы далеко насрассмотренияпериодаеликихового времени, когда ападный мир отодвинулапад, распространив своё административное икультурное влияние на оба мериканских континента.названные периоды, как и в предшествовавшие эпохи, историческийпутьвидоизменениярукописныхтекстовсоотноситсяснаиболеезначительными событиями в жизни народов и культур.