диссертация (Современная каллиграфия как социокультурный феномен), страница 8
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Современная каллиграфия как социокультурный феномен". PDF-файл из архива "Современная каллиграфия как социокультурный феномен", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
, вводит в работы каллиграфовстрогие вертикальные формы и начертания, характерные в целом для данногоэстетического стиля, распространенного в средневековой вропе.–отунда, швабское письмо XV в. представляет собой немногосмягченный итальянский вариант готического письма и т.д.Подобныевариациистилевыххарактеристиккаллиграфическихтекстов зависят от умения манипулировать инструментом письма, сложностьуправления которым напрямую зависит от инструмента.апример, точность39исполнения букв ширококонечным пером и узкоконечной кистью будетнеидентична, сложнее у последнего инструмента, соответственно.своеймонографииаллиграфия для всех» 76 современный теоретик и практиккаллиграфииеонидванович Проненко приводит различные техникивладения инструментом каллиграфии.а Рис. 1 представлены творческие возможности каллиграфии спомощьювариантоводновременнымманипулирования,поступательномуикоторыевращательномусоответствуютвидамдвиженийпишущего инструмента, а вместе с тем и руки художника.Рис.
1еперькраткорассмотримдвенаиболеераспространённыекаллиграфические традиции Восточных культур – китайскую и арабскую.ачнем с китайской каллиграфии.ак известно, письменность возникла в процессе совершенствованиясоциального управления хозяйственными ситуациями.оциальные условиязапрашивали» более удобный и комплексный метод счёта и управления, аименно: письменная фиксация показалась необходимым новшеством и76Проненко .
. аллиграфия для всех. –.: тудия ртемия ебедева, 2013. 336 с.40существенно облегчила весь процесс решения трудностейписьменности,всвоюочередь,потребовало77.азвитиесовершенствованияматериальной базы письма, а также приёмов и навыков, которые позволялиоптимизировать фиксацию коммуникации через письменный текст.том числе по этим причинам особое место в изучении становленияписьменностипринадлежитанализуособенностейкультурревнегоостока, и прежде всего – китайской, которую можно считать родинойискусства каллиграфии.ревнемитае каллиграфию почитали с особымуважением уже начиная с 4 тысячелетия до н.э. десь искусство каллиграфиииздревле приравнивалось к особым видам умений благородного человека.Произведения каллиграфии были предметами поклонения, передавались изпоколения в поколение.китайской традиции тщательно оберегались и инструменты трудаписца-каллиграфа, причастные к созданию его работ: кисть, тушь, бумага,тушечница, – так называемые четыре драгоценности».ни выступали какатрибуты и даже обереги лица» – не просто некоторой антропологическойданности, но одновременно показателя места, занимаемого человеком вобществе 78 .оциальную ценность человека таким образом можно былопрямо проследить по этим атрибутам.итайская письменность отличается своим подходом к процессунаписания иероглифов, в особенности – к продумыванию техническойстороны прописывания иероглифических знаков.апомним:каждыйиероглифкитайскогоязыкасостоитизопределённых черт-мазков, количество которых может достигать до 26–28штук, и все они должны быть вписаны в форму условного квадрата, размеркоторого7778неизмененврамкаходноготекста.Почепцов .
. оммуникация как процесс. еория коммуникации. –саева . . адость на кончиках бровей. – .: аска, 2016. 799 с.вадратная.: ефл-бук, 2006. 656 с.матрица41расположения иероглифов может иметь или не иметь разметку деления на 4или 9 равных частей79.бщая видовая картина изображается в соответствии с полнойгармонизацией знаков и входящих в них графем между собой по стилю,размеру, характеру написания, цветовой гамме писали в основном чернойтушью и художественной композиции по отношению к расположениюпустого пространства на материале свиток, лист бумаги и др.
.давних времён существует эталон написания всех имеющихсязакрепленных стандартом графических черт, которые могут быть вписаны виероглиф. аким эталоном является иероглиф китайского языка вечность»,который приведён на Рис. 2.н включат в себя наиболее возможныеварианты манипулирования кистью при написании черт, каждая чертаиероглифа получила своё название и направление движения мазков кисти.бычное расположение свойственно последовательным движениям сверхувниз и слева направо, как это свойственно и принципам западного письма.о в древних текстах также возможно встретить иное вертикальноенаправление строк и расположение иероглифов справа налево.ак следует из вышесказанного, китайская письменность требуетчёткого соблюдения последовательности написания черт иероглифа, недопускает пренебрежения пространственно-временными соответствиями,которые строятся на определённом понимании структуры мира и как бывписывают» человека, занимающегося каллиграфией, в эту структуру.Поэтому последовательность написания черт, связанная, с одной стороны, ссугубо практическими требованиями удобства и красоты начертания,увязывает действия человека с гармонизацией его целостного участия вобщей картине мироздания.79Петровский .
. римый глагол.имиздат, 2012. 632 с.нига 2.т рисунка к знаку.озникновение письменности. –Пб.:42сли рассматривать уже приведенный иероглиф вечность» Рис. 2 , тоего написание слева направо в стандартном написании будет выглядетьследующим образом.Рисунок 2Примечателен тот факт, что несоответствие стандартам и канонамнаписания китайская культура выделяет в термин болезни каллиграфов»,описание которого приведены в трудахПетровского81...тророжук80и..писания ошибок в написании китайских иероглифовотличаются необычными поэтическими названиями, выражающими сарказмв адрес тех, кто им подвержен, то есть не следует принятым законамкитайской каллиграфии.апример: коровья голова» – нарост и расширениев начале ведения линии;мышиный хвост» – растянутое и чрезмерноутончённое завершение штриха мазком кисти;тонкое коромысло» –необходимая прямая линия в данном типе ошибки слишком выгнута внизили вверх в сравнении с закреплённым расположением стандарта;срубленное дерево» – ошибка проявляется, если в конце линии штрихапоявляются изображения, характерные деревянным щепкам;журавлиноеколено» – при неестественном увеличении толщины линии в соединениилиний;угловатые выступы»– если замечено отсутствие плавности,мягкости и чёткой прорисовки линий иероглифов, что на штрихах8081Cторожук .
. ведение в китайскую иероглифику. – Пб.: аро, 2010. 589 с.Петровский . . римый глагол. нига 2. т рисунка к знаку. озникновение письменности. . 456.43появляются торчащие угловатые отступления; бамбуковое сочленение» –такаяошибкаподразумеваетчрезмерноеутяжелениезакругленногоокончания штриха с добавлением ко всему прочему глубокого проседаниявнутрь и прогиба самой линии; осиная талия» – при увеличенном начале изавершении штриха наблюдается невероятно тонкая серединная часть линии,что создаёт образ, соответствующий названию данного ошибочногонаписания.аким образом, даже простое перечисление ошибок начертаниядаёт представление о том, насколько трепетно китайские каллиграфыподходят к искусству каллиграфии. ребование чёткого соблюдения правил,помимо прочего, связано с установкой на уважение и поддержание традиции,вменённые в обязанность потомкам.
акому уважению мастера каллиграфиина протяжении тысячелетий старательно обучали своих учеников ипоследователей.огласно исследованиям известных востоковедовтророжук83,. .юй. . елозёровой82,и84 и др., стили (почерки) китайской каллиграфииразделяются между собой на несколько подвидов, сменявших друг друга напротяжении веков:•жуаньшу III в. до н. э. – стиль письма древних печатейчжуаньшу .спользуются вертикальные и горизонтальные, тонкие истройные линии, их концы слегка заострены.вариантачжуаньшу – большой чжуаньуществовало два основныхдачжуаньи малый чжуаньсяочжуань , где дачжуань отличался от сяочжуаня более округлыми чертамиизображения линий и большей строгостью.•ишу вторая половина III в.
до н. э. . анный стиль зарождаетсяпри возникающей в то время потребности в более быстром способе обменаинформацией и создании удобных письменных форм.ля данного стиляписьма характерны квадратные формы иероглифического написания;особенно82важнажесткостьструктурыиероглифовистрогаяелозёрова . . скусство китайской каллиграфии. – .: нститут восточных культур и античности, 2007. 482 с.83Cторожук . . ведение в китайскую иероглифику. – Пб.: аро, 2010. 589 с.84юй и. итайская каллиграфия. – .:, 2010.
144 с.44последовательность горизонтальных и вертикальных черт.сли сравнитьописываемый стиль со стилем чжуаньшу, то стоит отметить, что лишустановился более удобным в применении, поскольку отличался легкостьювыполнения стилевых особенностей и соответственно его использованиетребует меньше времени на написание.•эпохиайшу 206 г. до н. э. – 220 г. н. э. считается уставным письмомань.тиль кайшу на протяжении долгого времени имел широкоераспространение как среди любителей каллиграфии, так и среди обычныхжителейитая, так как отвечал потребностям повседневной жизни людей.менно этот стиль получил особое развитие в каллиграфической традицииитая: большое число знаменитых деятелей данного вида искусстваразвивали стиль кайшу.•иншу (III–V вв. до н.
э. – иначе говоря, ходовое письмо»,названное такпотому, чтоформа изображениязнаков характерноассоциируется с образом идущего человека. тиль занимает промежуточноеположение между уставным письмом и скорописью, которая получила своёразвитие позже.тилю синшу не свойственна угловатость, котораянаблюдается у лишу, не свойственна также и округлость стиля чжуаньшу.ледует отметить небольшое сходство со стилем кайшу (некоторыеисследователи вообще считают синшу одной из разновидностей данногостиля). тиль синшу также комфортен и удобен в применении, способствуетбыстрому написанию иероглифов.•аошу около 207 г. до н.э.) – вид скорописи, включающий всебя разнообразие подвидов скоростного письма (таких как цаочжуань –скорописный вид печатного письма, цаоли – скорописный тип официальногописьма, куанцао – неуловимое плетение линий под названиемскоропись»).экономность,бешенаятилю цаошу и всем её подвидам характерны упрощенность,плавность,удобноенаписание,прикоторомнеподразумевается отрывание кисти от бумаги, то есть иероглиф пишется45неотрывным движением.
Этому виду письма также свойственна особобыстрая скорость написания текста.ругая письменность, подарившая миру искусства особое разнообразиемягкого стилевого письма, представлена в арабской культуре.рабская письменность отличается большим разнообразием стилей иформ каллиграфии: от куфического стиля из иракского г.современных видов каллиграмм откаллиграфия» иуфа доидеограмма» , гдеграфический рисунок букв или строк складывается одновременно вфигурную и графическую форму изображения.
акое разнообразие стилевыхособенностей связано прежде всего с пластичностью арабо-мусульманскойписьменности,высокойстепеньюеёизобразительности,атакжеособенностями исламской культуры, в которой как известно запрещаетсяолицетворятьллаха, изображать живых существ – людей и животных этосчитается против волистановитсяосновойллаха85).е удивительно, что письменность здесьдекоративногоискусства,способствуяразвитиюорнаментальной техники, а не фигуративных изображений.ак, в арабской каллиграфии распространён особый стиль орнамента,который может зашифровать целую фразу в искусном исполнениивключённых в его форму тонких деталей86.огласно мусульманскойкультуре, каллиграфия, соединённая с орнаментальным исполнением,является основой художественного творчества, являясь декоративнымпроявлением внешних представлений о бесконечном многообразии красоты.рнамент предполагает особую сложную структуру, в которой используютсяразнообразныехудожественныевыразительныесредства:композиция,цветовая гамма, фактура, геометрические составляющие, а также ритм85тирлен .