диссертация (Современная каллиграфия как социокультурный феномен), страница 14
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Современная каллиграфия как социокультурный феномен". PDF-файл из архива "Современная каллиграфия как социокультурный феномен", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
Помимо прочего, различныеформы социальной нормативности, предложенные в тех или иныхкультурных образцах, как правило сопровождаются указанием на то, чтоименно такой способ типового решения поставленных задач являетсяоптимальным, и именно поэтому достоин сохранения и поддержания вжизнеспособномсостоянии.Правда,какпоказываютисследованияпсихологической антропологии, подобные нормы имеют двойственнуюприроду.зависимости от конкретной исторической ситуации социальнаяпсихология склонна наполнять лежащие в их основе ценности разнымсодержанием и разными, иногда противоречащими друг другу, полюсамиоценки128.ак следствие, традиция каллиграфии может быть рассмотрена впространстве других культурных традиций как наиболее нейтральная, непретендующая на то, чтобы конкурировать с другими традициями в качестве126аслобоева .
., Пигров . ., илантьева . ., рофимова . . ациональная стихия творчества:время и трансгрессия обзор международной научной конференции // опросы философии. 2018. № 3. .211-215.127лиер . . илософские пролегомены к нормативной теории культуры // ультура культуры. 2019.№ 1 21 .
. 1.128урье . . Психологическая антропология. стория, современное состояние, перспективы. – .:кадемический Проект, льма атер, 2005. 624 с. . 10-30.73безусловного добра или условного зла.озможно, дело в том, чтокаллиграфия не претендует на то, чтобы выразить иной нравственный смысл,чем общая установка на его поиск, вне конкретных рекомендаций илисодержательных запретов.апротив, искусство каллиграфии в каком-то смысле настолькоискусственно», что говорить о его специальном нравственном смыслепредставляется абсурдным.аллиграфия хороша уже тем, что она есть.этом просматривается позиция, хорошо знакомая как эстетизм».ногда еёсторонников упрекают за всеядность», однако, как видно из рассмотрениякаллиграфически ошибок, которые подвергались жесточайшей критике вревнем итае, это, мягко говоря, не совсем так.
аллиграфия не всеядна»,она именно нейтральна по отношению к оценке того, что может быть названодругим стилем; и вовсе не нейтральна к тому, что может быть названоиспорченным стилем.тобы разобраться в этой запутанной системе оценок а точнее, ихотсутствия , стоит обратить внимание на размытость рациональногокритерия, который позволил бы однозначно отличить хорошую, но другую»традицию каллиграфии от испорченной» или ошибочной». По сути, такоеотличие связано с оценкой некоего эксперта – носителя высшего знания осложностях и перипетиях устройства мироздания. Причём опора такойоценки приходится на интегральные показатели, в которых разум возможнодажеуступаетчувственнойоценкеещёодинпризнакэстетизма,свойственного каллиграфии как искусству с большой буквы .тоит подчеркнуть, что оцененная по достоинствудругая школа»делает каллиграфу не меньшую честь, чем категорическое отрицаниевозможности поддаться искушению заведомого упрощения своего искусства,или желанию утопить» противника только потому, что он – противник.этом смысле каллиграфия не случайно нередко была прибежищем людей,обличённых властными полномочиямиазиатской традиции –итай,орея,особенно это характерно дляьетнам,пония и т.д.
. Помимо74искусства концентрировать волю и мысль в единый поток переживаний иумениявыражатьэтоуникальноепереживаниевобщедоступнойканонической форме, каллиграфия развивала навык бескомпромисснойэкспертизы, оценкипоамбургскому счёту». Подобный навык во всевремена был и остаётся весьма важным для людей, обличённых властью:ведь именно от их способности отвлекаться от сиюминутной выгоды и,вместе с тем, не упускать из виду ни одной детали зависит общественное иличное благополучие их подданных, вверенных их ответственности.самым каллиграфию можно считать традицией,гармонизацииличныхиобщественныхразличным культурным традициям.емвносящей вклад вприоритетов,свойственнуюактически на примере каллиграфииможно проследить интересный феномен общего» запрос на осмысленностьмира, представленного в сознании с помощью символических форм ,воплощенного в уникальномпроизведение конкретного каллиграфапосредством особенного стилевые особенности конкретного культурноголокуса в историческом выражении .азличные интерпретации каллиграфии различаются, впрочем, какминимум на трёх уровнях.о-первых, имеет место внутристилевыеразличия, связанные с индивидуальным почерком конкретного мастера.о-вторых, следует выделить различия стилей в рамках общерегиональнойисторической общности, связывающей людей воедино в рамках народа,страны, языка и культуры.-третьих, не вызывает сомнения наличиеразличий между самими этими общностями и соответственно свойственнымиим интерпретациями прекрасного, выраженными средствами красивогописьма.свою очередь, среди последних можно выделить как минимум дваосновных подхода к красоте.
Первый связывает её с картиной мираповышеннойсложности»иувязываетискусствокаллиграфиисмаксимально подробной передачей этого переживания. ля данной традицииписьма наблюдаемой во всех известных локальных традициях характерно75обилиедеталей,стремлениебарочность» решений.кизогнутымлиниямисвоеобразнаяторой подход основан на понимании красоты вминималистском ключе, как такого совершенства, в котором нет ничеголишнеговгустин .окальные традиции условногоапада» и условногоостока» представляют эту традицию в формате выраженного геометризма,лаконичности изобразительных средств и художественных решений.Подводя итог отметим, что вопросы теории культуры применительно кобсуждению вопросов, связанных с искусством каллиграфии, находятся встадииразработки.Приналичииоченьподробныхисследований,посвященных истории культуры, взаимосвязи событийного ряда и егоосмысления в художественной практике, роли творческой личности всоздании и раздвижении культурных границ, остаются недостаточноразработанными вопросы теоретического плана, которые позволили быобобщить основополагающие характеристики такого социокультурногоявления, как каллиграфия, во всём многообразии её проявлений.менно этообстоятельство потребовало более детального рассмотрения комплексногохарактера каллиграфии и её связи с конкретными коммуникативнымипрактиками, в частности, с дипломатией.2.2.
Комплексный характер каллиграфии. Каллиграфия и дипломатиянаше время, в связи со стремительным ростом компьютерныхтехнологий, упрощается и ускоряется процесс ввода и сохраненияинформации. Письмо от руки отодвигается на второй план, при этомпроисходит неумолимая потеря живой письменности, утрата искусствакаллиграфии.дет процесс упрощения, упрощения культуры, потеря еёвысоких качественных составляющих, срезание» верхних пластов высокой76культуры.месте с каллиграфией уходят и внутренняя дисциплина,утонченность, концентрация внимания.озрождение культуры красивогописьма способствует повышению культуры общества в целом.Помимо потериживой письменности» и очевидной пользы длячеловечества, каллиграфия направлена на решение таких важных моментов,как стабилизация психоэмоционального состояния общества.казанныйдисбаланс связан с тем, что в наше время стресс становится привычным ихроническим состоянием человека.ем не менее он негативно влияет нетолько на психоэмоциональное состояние, но и приводит к тяжелымфизиологическим изменениям в организме человека.аллиграфотерапияобретениядушевногоприменяетсякакравновесияисредствоснятияглубокогостресса,расслабления(каллиграфотерапия, или каллиграфическая арт-терапия, – это вид арттерапии, основанный на использовании каллиграфических жанров и приемовв психотерапевтических целях).ворческийхарактерпроцессасозданияживописнойиликаллиграфической работы в наши дни изучен с различных точек зрения.
ак,например,искусств..околов- емизов в своем исследовании проблем синтезахудожественнойаллиграфия.культурыальнегоостокаитература.ивопись» сопоставляет точки зрения китайских философов,теоретиков, художников.н отмечает, что большинство мыслителейсравнивали процесс создания произведений искусства с глубокой итаинственной деятельностью, которая происходит в отдельные мгновениявдохновенного состояния художника: Перед тем как рисовать бамбук, надо,чтобы сначала его образ сложился в сердце.зять кисть, всмотреться вприготовленный лист бумаги и увидеть то, что хочешь изобразить… Пустькисть не останавливает своего полета, гонится за тем, что было увидено.77ловно вспугнутый заяц, словно сокол в падении на добычу.утьрасслабишься – и все пропадет»129.огласно древнекитайской философии в существующем пространствевсё находится во внутренней взаимосвязи.дин природный элемент,порождая изменения вокруг себя, соединит противоположные аспекты такимобразом,чтообразуетсякомплексноегармонично-организованноепродолжение процесса изменений и роста, характеризующегося одноцельное, единое течение со взаимозависимыми и взаимосвязаннымиэлементами.
Эта гармония дана человеку через его совпадение с природнымиритмами, что находит отражение в традиции и раскрывается через обучение,куда входят знакомство смировоззрениемразвитиеучением» этико-религиозным, философскими занятия искусством.координациителесныхсобое место здесь занимаетдействийидушевныхпорывов,формирование навыка управления ими, которое у многих народов и по сейдень носит название, наиболее близким образом переводимое словомкультура»130.числе занятий, способствующих развитию данного навыка, помимозанятий музыкой 131 , древнекитайская традиция особое внимание уделяетумениюкрасивокаллиграфия».отдельноеписать,вдальнейшемназваниезвестно, что это умение в дальнейшем развилось внаправлениеспособностейполучившемуиискусства,техническогогде,владенияпомимохудожественныхмастерствомвиртуозногопрописывания иероглифов, также требовалось наличие этико-социальныхкачеств: самообладания, дисциплины, воспитанности, глубоких знаний вразличных направлениях истории, философии, литературы и поэзии.лязанятий каллиграфией необходима предельная концентрация, достигаемаясвоим спокойствием, полноценной комплексной работой с сознанием и его129околов- емизов..итература, каллиграфия, живопись: к проблеме синтеза искусств вхудожественной культуре альнего остока.