диссертация (Современная каллиграфия как социокультурный феномен), страница 9
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Современная каллиграфия как социокультурный феномен". PDF-файл из архива "Современная каллиграфия как социокультурный феномен", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
скусство ислама. аспространение персидского стиля: от сфахана до адж- ахала / Пер. сангл. . . етесовой под науч. ред. ореняко . – .: стрель, 2003. 319 с.; Пиотровский . .мусульманском искусстве. – Пб.: лавия, 2001. 144 с.; айт аид охамед ассан ли. нижный дизайнмана: художественные источники, эволюция, современное состояние : дис.
… канд. искусствоведения:17.00.06 – техническая эстетика и дизайн. Пбтехнологии и дизайна. – осква, 2010. 384 с. . 17-25.86олсом . стория письма. ., 2002. 324 с.; укописная книга в культуре народов остока. . 1.-2.- .,1988.46линий, их гибкость, округлость, переплетение или, наоборот, угловатость,строгость и общая симметрия87.аллиграфическое исполнение орнамента в составе письменногоорана представляет собой неотъемлемый элемент высокодуховногохудожественного оформления, который закреплён традицией мусульманскихнародов и стал отличительной чертой их искусства.раза, вписанная вкаллиграфический орнамент, может читаться с трудом, ведь все её детали всоответствиисидеальнойпропорциейрасстоянием друг от друга.выписанысминимальнымередко для того, чтобы в полной мерерассмотреть все составляющие каллиграфического рисунка и прочесть всевходящие в него элементы то есть уловить их смысл, – что является главнойзадачей чтения священного текста требуется увеличительное стекло.
акимобразом,первоначальнаяфункцияхудожественно-декоративногооформления раскрывает глубокое значение эстетического как чувственнодоступного способа представления и выражения глубинного сакральногосодержания88.акже орнаментальная каллиграфия создаёт ритмический рисуноктекстаорана. При этом, как правило, в орнамент вписана в основномповторяющаяся фраза или басмала каждой суры кроме девятойллаха,илостивого,илосердного»89.ледуето имязаметить,каллиграфический орнамент сохраняет пространство текстачтоорана такимобразом, что включение ориентального изображения придаёт некое движениерисунка с помощью непрерывных переплетающихся и изогнутых линий, атакже мелкого сложного характера внутренних вертикалей вписанных букв.лагодаря87этойритмическойдинамикесжатуюивместестемПиотровский . . рнамент и единобожие // инарет.
2007. № 1 11 . . 98-110; ерчук Ю. . то такоеорнамент? труктура и смысл орнаментального образа. – .: аларт, 1998. 326 с.88Пиотровский . . Парадоксы мусульманского искусства // аталог выставки осток и апад. скусствоисламского мира» в выставочном центре Эрмитаж– ыборг» 1 марта – 18 сентября 2011 года .осударственный Эрмитаж, анкт-Петербург, 2011. Пб.:лавия», анкт-Петербург, 2011. 96 с. .
5;Притула . . осток и апад. скусство исламского мира / аталог выставки осток и апад. скусствоисламского мира»в выставочном центре Эрмитаж– ыборг» 1 марта – 18 сентября 2011 года .осударственный Эрмитаж, анкт-Петербург, 2011. Пб.:лавия», анкт-Петербург, 2011. 96 с. . 6-8.89ьюби . раткая энциклопедия ислама A Concise Encyclopedia of Islam / Пер.
с англ. – .: аир-пресс,2007. 384 с. . 384.47выразительнуюформукаллиграфическогоорнаментаможноохарактеризовать как движение танца и непрерывный поток орнаментальныхабстрагированных фигур: округлостей, горизонталей, вертикалей, что такжесоздаёт своеобразную музыкальность изображения.По мнению исследователя искусстваостокаутисуркхардта 90 ,каллиграфия в мусульманском мире играет роль, близкую по значению кроли иконы в христианском искусстве, поскольку представляет видимуюплотьожественногоцивилизациилова.сследователь традиционного искусства и.уркхардтрассматриваетпринцип,каллиграфическоеискусствовзаимосвязаностекстомпокоторомуорана.нутверждает, что основой такого тесного взаимодействия является преждевсего внешняя сторона изображения, именно то, что позволяет придатьглубокому смыслу изреченийорана через осмысление текста егорукотворную форму91.дно из изречений Пророкаполовина знания» 92 .ухаммада гласит о том: что Письмо –ак следствие соблюдения данного толкования, наостоке считалось, что владение навыками красивого каллиграфическогописьма является показателем высокой образованности человека, егоинтеллектуального развития личности и духовного становления.основекак мусульманской культуры, так и арабской каллиграфии лежит принципсоблюдения писанного слова», сказанийсевышнего и подчинения волеорана.
ак следствие, письменная культураостока – каллиграфияполучила особое распространение и почиталась с особым уважением ибережностью.рабская каллиграфия включает в себя большое количество различныхвидов почерков.90дним из ранних считается стиль куфи 93 до XII в. , гдеуркхардт . акральное искусство остока и апада. Принципы и методы / Пер.
. П. окман. – .:летейа, 1999. 216 с. . 147.91уркхардт . скусство ислама. зык и значение. – аганрог: рби, 2009. 288 с. . 61.92Панова . ., ахтин Ю. . изнь ухаммеда. – .: Политиздат, 1990. 493 с.93айт аид охамед ассан ли. нижный дизайн мана: художественные источники, эволюция, современноесостояние: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.06 – техническая эстетика и дизайн. Пбтехнологии идизайна.
– осква, 2010. 384 с. . 10-11, 30-39.48активно применяются прямолинейные линии, геометрическая форма букв,данным видом письма стилизуют заглавия сур из орана.концу VIII-IX вв.возникает иной почерк – насх (иначе – переписка»), который используетсяпереписчиками книг того времени.н также входит в шесть стилейклассического арабского письма, которые рассмотрены ниже. Почеркправильный» или мухаккак характеризуется чёткостью букв, а райхани,иначе–базиликовый»,отличаетсянепревзойденнойтонкостьюиизысканностью, подобие которой поэтические тексты видели в ароматецветущего цветка базилика.оржественному стилю сульсаодна треть»свойственны прямолинейные элементы с загибами в соответствии одному ктрём».тиль тауки приобрёл характерную убористость, а стиль рика сталсамым скорописным из всех почерков арабской письменности.сследователи и историки арабской письменной культуры выделяюттакже особый стиль каллиграфического письма, который лежит в основесистемыуставного письма» – хатт мансуб, – изобретение багдадскогокаллиграфабнуклы 886–940 .анная стилизация предполагает особыевиды пропорций, которые определяют соотношение вертикальных игоризонтальных элементов букв, количества букв в слове каждой строки.дальнейшем на основе классических стилей арабской вязиперсидские каллиграфы разработали новые стили талик и насталик, которыевозродили декоративные почерки; а на территориирана,урции изербайджана в XV-XVII вв.
распространился особый жанр каллиграфии –кита, представляющий собой картину-миниатюру, включающую в себясразу несколько почерков, соединённых в единую композицию94. рнамент иарабескивместескаллиграфическиминадписямисоздавализдесьхарактерную узорчатость, в которой сочетали плавность и гибкостьарабского письма вместе с четкими математическими пропорциями истрогостью расположения элементов орнамента.94тирлен . скусство ислама.
аспространение персидского стиля: от сфахана до адж- ахала / пер. сангл. етесовой . . под науч.ред. ореняко . – .: стрель, 2003. 319 с.49рудиемписьмаарабо-мусульманскойкаллиграфиислужилотростниковое перо калам , способ очинки которого зависел от выбранногостиля и традиций школы.втор трактата XIV в. писал:алам очиняетсякосо, и знай: кончик калама должен соответствовать длине фаланги большогопальца, но багдадские писцы очиняют его по длине ногтя…».тметим, что проведённое здесь рассмотрение основных стилей арабомусульманской культуры нельзя считать исчерпанным, – в том числе потому,что творческие разработки арабских каллиграфов, их поиски мира,гдесветское и духовное не разделено, всё бытовое имеет и духовную суть, всякаяземная радость предрекает радость небесную, а всякий узор есть и символбесконечного» не завершились и по сей день95.акимобразом,различных странахформированиекаллиграфическихтрадицийвостока и апада отличаются условиями историческогоразвития, тесно связано с традициями и ценностямив том числе,религиозными , характерными культуре той страны, в которой тот или инойстиль каллиграфии получил своё распространение.ледует также отметитьособую вариативность стилевых характеристик каллиграфических текстов.ни создавались на протяжении нескольких тысячелетий, передаются вистории культы как величайшие духовно-материальные ценности, что даётширокие возможности их изучения современными исследователями.тметим, что каллиграфические традиции свойственны культураммногих народов мира, а постоянная модернизация методов передачикоммуникативных навыков, как и инструментов коммуникации, такжесоставляет предмет специального изучения.95айт аид охамед ассан ли.
нижный дизайн мана: художественные источники, эволюция, современноесостояние: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.06 – техническая эстетика и дизайн. Пбтехнологии идизайна. – осква, 2010. 384 с. . 91-99; Пиотровский . . усульманское искусство в коллекцияхЭрмитажа // скусство ислама. Памятники исламского искусства из собрания осударственного Эрмитажа.Произведения древнего и современного исламского искусства из собраний музеев еспублики атарстан.аталог выставки в ациональном культурном центре азань» г.