диссертация (Кросс-культурная концептуализация иноязычной ментальности (на материале арабо-американской литературы)), страница 7

PDF-файл диссертация (Кросс-культурная концептуализация иноязычной ментальности (на материале арабо-американской литературы)), страница 7 Филология (56988): Диссертация - Аспирантура и докторантурадиссертация (Кросс-культурная концептуализация иноязычной ментальности (на материале арабо-американской литературы)) - PDF, страница 7 (56988) - СтудИ2020-03-27СтудИзба

Описание файла

Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Кросс-культурная концептуализация иноязычной ментальности (на материале арабо-американской литературы)". PDF-файл из архива "Кросс-культурная концептуализация иноязычной ментальности (на материале арабо-американской литературы)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 7 страницы из PDF

Тютчева. − М.: 1999. − С. 203-212.31условию мышления, восприятия, переживания. Язык как онтология культуры −изобретение современной эпохи»67.Обращаясь непосредственно к художественному концепту, важноотметить, что несмотря на широкое применение концептуального анализахудожественного произведения, сам художественный концепт в отечественнойлингвистике стал изучаться сравнительно недавно. С.А. Аскольдов в 1928 годуположил начало традиции рассмотрения художественного концепта, применяяпсихологический подход. Таким образом, художественный концепт былопределен как «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мыслинеопределенное множество предметов одного и того же рода»68.

Определение А.Вежбицкой четко указывает на способность художественного концепта«отражать определенные культурно-обусловленные представления человека омире “Действительность”» 69 . Художественный концепт имеет особенностьцеленаправленного выражения, в отличие от концептов в обыденной речи.Выделение концептов и средства их оформления в чужом для писателей языкепредставляется актуальным при ответе на вопросы о взаимовлиянии языка имышления, об отражении ментальности в литературном нарративе, о процессеформированияидентичностивэмиграции.Концептуальныйанализхудожественного текста позволяет раскрыть сложное ментальное образованиене только автора текста, но и определенного этнокультурного сообщества как«универсального художественного опыта, зафиксированного в художественнойпамяти и способного выступать в качестве фермента и строительного материалапри формировании новых художественных смыслов»70.

Г. Гадамер отмечал, чтонекий художественный опыт, будучи уже данным, не может не определятьспособ мысли о том или ином предмете, или «понятийная система, в которую мы67Касавин, И. Т. Миграция. Креативность. Текст : монография / - СПб.: РХГИ, 1998.- С. 327Аскольдов С. А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов // Русская словесность: От теории словесности кструктуре текста: Антология. - 1997.

- С. 269.69Wierzbicka A. Lexicography and conceptual analysis. Cambridge: Cambridge University Press, 1985. − p. 368.70Миллер Л. В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория / Мир русского слова. 2000. - №4. - С. 41-42.6832пытаемся облечь свои мысли, пред-запечатлена в нас и предопределяет то, чтомы способны постичь, исходя из нашего собственного мыслительного опыта»71.Сущность концептуального анализа заключается в раскрытии потенциалаконцепта, его языковом воплощении, а также образных, понятийных иценностных компонентов.

Таким образом, концептуальный анализ имеет многообщего с семантическим анализом, однако основной фокус падает на поискконцептов, которые представлены в знаке и которые передают знания о мире.Семантический же анализ, согласно Е.С. Кубряковой, нацелен на разъяснение иуточнение коннотативных, сигнификативных и денотативных значений слова.Хотя эти два анализа имеют разные цели и методы, их объединение играетважную роль в определении содержания концепта. Анализ вариаций сем слова вразличных его употреблениях позволяет выявить концептуальные признаки,присущиеконцепту.Л.В.Миллердаетобобщенноеопределениехудожественного концепта, в котором особое внимание уделяется соотношениюузуального и индивидуального.

Слово «концептуальный» требует некоторойкорректировки вследствие того, что ученые вкладывают разный смысл в него:это может предполагать как анализ концептов, так и анализ с помощьюконцептов72. В данной работе фокус будет направлен на исследованиереализации или воплощении концепта в тексте, выявление индивидуальноавторского в содержании концепта. Таким образом, вслед за Л.А.

Грузберг73 иЛ.В. Миллер74художественнойбудет применен концептный анализ. Узуальные средстварепрезентациивключаюттропыифигуры,наборстилистических приемов, в то время как в индивидуально-авторских находяторигинальные71средства,эксплицирующиеконцепты.СимволическиеГадамер, Г. Г. Актуальность прекрасного : сборник / Г. Г. Гадамер.

- М: Искусство, 1991.- С. 129.Никитина С. Е. О концептуальном анализе в народном языке // Логический анализ языка. Культурныеконцепты. − М.: 1991. − С. 117-131.73Грузберг, Л. А. Концептуальный (концептный) анализ – есть ли он? [Электронный ресурс] / Интернет-журнал"Филолог" - 2010. - Режим доступа: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_10_17774Миллер Л. В. Лингвокогнитивные механизмы формирования художественной картины мира (На материалерусской литературы) : автореф. дис. … д-ра филол. наук : 10.02.01. - СПб.., 2004.

- 303 с7233коннотации в содержании концепта реализуются средствами лингвистическойэкспликации. В.А. Маслова выделила особенности художественного концепта:«Во-первых, в основе связи его лежит ассоциация; во-вторых, художественныйконцепт заключает в себе не только потенцию к раскрытию образов, но иразнообразные эмотивные смыслы; в-третьих, художественный концепттяготеет к образам и включает в себя их»; «в отличие от обобщенныхпознавательныхконцептовхудожественныеконцептыиндивидуальны,личностны, размыты и психологически более сложны; это комплекс понятий,представлений, чувств, эмоций, иногда даже волевых проявлений, возникающийна основе художественной ассоциативности.

Чем богаче культурный иэмоциональный опыт поэта, тем глубже и обширнее его концепты»75.Л.В. Миллер считает, что концептуальный анализ реализуется черезописание языковых проявлений концепта. В вопросе методики анализаконцептов И.А. Тарасова выделяет понятийный, предметный, ассоциативный,образный и символический слои концепта. Л.В. Миллер считает, чтоконцептуальный анализ реализуется через описание языковых проявленийконцепта. В монографии И.А.

Тарасовой утверждается, что методологияконцептуальногоанализадолжнавключатьнетольковыявлениеактуализированных слоев концепта и их вербализации, но и нахождение связеймежду отдельными концептами. Когнитивные, или концептуальные, структурыесть форма организации знаний (Желтухина 2003). О.В. Беспалова определяетхудожественный концепт как «единицу сознания поэта или писателя, котораяполучаетсвоюрепрезентациювхудожественномпроизведенииилисовокупности произведений и выражает индивидуально-авторское осмыслениесущности предметов или явлений»76.

Связь отдельных художественныхконцептов составляет концептуальную структуру текста, эти концепты7589. Маслова, В. А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой : монография / В. А. Маслова. - М.:Флинта: Наука, 2004.- С. 34-3576Беспалова О. Е. Концептосфера поэзии Н. С. Гумилева в ее лексическом представлении : автореф. дис. …канд. филол. наук : 10.02.01 / Беспалова Ольга Евгеньевна. - СПб., 2002. - 24 с.34репрезентируются словами и предложениями одной семантической области, чтоспособствует цельности концептосферы текста. Согласно определению Д.С.Лихачева, совокупность концептов нации и составляет концептосферу77.

Толькоязык дает ключ к концептосфере. Целью когнитивно-авторского подхода кхудожественному концепту является изучение и анализ культурных и языковыхсоставляющихотдельногописателядляпониманияеговариантаконцептуализации мира. Данный подход вскрывает индивидуальный способпознания мира через художественный текст. Соотношение индивидуального иуниверсального в художественной картине мира текста всегда разнится.Исследованиереализациихудожественныхконцептоввтекстепредполагает ряд этапов: поиск лексем, способствующих вербализацииконцепта, а также анализа контекстуального пространства.

Необходимоисследование синтагматических и парадигматических связей, в которыевступают концепты и их видовые группы. Ассоциативно-смысловое полеявляется одним из способов языковой репрезентации художественногоконцепта78. Анализ ассоциативно-смыслового поля через текстовые ассоциации,выраженные в лексических микроструктурах текста, дает понимание концептачитателем. Этот подход предполагает выявление ядра, которое включает в себярему или номинант концепта, а также выявление текстовых ассоциатов.Ассоциативный ряд образуется набором ассоциатов, объединенных каким-либонаправлением.

Ассоциатом называют «реакцию на стимул, смысловой коррелятк слову-стимулу − элементу лексической структуры текста, соотносимый всознании воспринимающего текст субъекта с реалиями текстового мира,сознания, а также с другими словами 79 .

Текстовые ассоциаты в идиостилехудожника воссоздают образ действительности и мира. Ассоциативный ряд77Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка / Известия РАН. Сер. лит. и яз. , т.52. - 1993. - №1. - С. 3-9.Болотнова Н.С. Об изучении ассоциативно-смысловых полей слов в художественном тексте // Русистика:Лингвистическая парадигма конца XX в. СПб: Изд-во С.-Петерб.

ун-та, 1998. − С. 242–247.79Болотнова, Н. С. Коммуникативная стилистика текста : Словарь-тезаурус / Н. С. Болотнова. - М: Флинта,2009.- С. 8.7835образуется набором ассоциатов, объединенных каким-либо направлением.Ассоциативно-смысловые поля могут включать как слова, близкие в смысловомотношении, так и связанные косвенно с друг другом. Таким образом,реализованный в тексте через вербальные единицы художественный концептявляется сложной, многоаспектной структурой, которая включает в себяассоциативные ряды и ассоциативно-смысловые поля. Ассоциативные полястимулируются различными лексическими структурами, в том числе ирегулятивными.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее