диссертация (Кросс-культурная концептуализация иноязычной ментальности (на материале арабо-американской литературы))

PDF-файл диссертация (Кросс-культурная концептуализация иноязычной ментальности (на материале арабо-американской литературы)) Филология (56988): Диссертация - Аспирантура и докторантурадиссертация (Кросс-культурная концептуализация иноязычной ментальности (на материале арабо-американской литературы)) - PDF (56988) - СтудИзба2020-03-27СтудИзба

Описание файла

Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Кросс-культурная концептуализация иноязычной ментальности (на материале арабо-американской литературы)". PDF-файл из архива "Кросс-культурная концептуализация иноязычной ментальности (на материале арабо-американской литературы)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».На правах рукописиДубовицкая Мария АнатольевнаКросс-культурная концептуализация иноязычной ментальности(на материале арабо-американской литературы)Специальность 10.02.04«Германские языки»Диссертация на соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорИвушкина Татьяна Александровна.Москва – 20182ОглавлениеВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 4ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕКСТА ........................................

15Глава 1. Лингвокогнитивный и лингвокультурный уровни художественноготекста ...................................................................................................................... 151.1 Художественная картина мира как проявление художественногомышления ...............................................................................................................

171.2 Концептосфера и ментальность .................................................................. 191.3 Когнитивный уровень языковой личности персонажа ............................. 221.4 Идиостиль в когнитивном аспекте ............................................................. 261.5 Концепт. Лингвокультурный концепт. Художественный концепт. ..........

28ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ .......................................................................................... 38Глава 2. Категории мышления в художественном тексте и способы ихвыявления ...............................................................................................................

392.1 Лингвистическая креативность как форма мышления в художественномтексте ...................................................................................................................... 392.2 Мотив как ассоциативно-информативный импульс для концепта ............

412.3 Концептуальная метафора и метафорический концепт ........................... 432.4 Образ как форма лингвокреативного и лингвокогнитивного мышления452.5 Средства выдвижения концептуальных смыслов в художественномтексте ......................................................................................................................

482.5.1 Стилистическая конвергенция и ее когнитивно-регулятивная роль втексте ...................................................................................................................... 512.5.2 Роль авторских графических средств в выдвижении концептуальныхсмыслов .................................................................................................................. 552.5.3 Роль заголовка в художественном тексте в выдвиженииконцептуальных смыслов .....................................................................................

57ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ .......................................................................................... 59ЧАСТЬ 2. ПРАКТИКА АНАЛИЗА ТЕКСТА .................................................... 61Глава 1. Феномен арабо-американской кросс-культурной литературы началаXX века ................................................................................................................... 621.1 Социально-исторический контекст формирования арабо-американскойлитературы ............................................................................................................. 6231.2 Выражение идентичности и ментальности в арабо-американскойлитературе первой половины XX века ................................................................

651.3 Концептуализация в кросс-культурной литературе .................................... 73ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ .......................................................................................... 88Глава 2. Средства выдвижения концептуальных смыслов в произведенияхДжебрана Халиля Джебрана, Амина ар-Рейхани и Михаила Нуайме. ........... 892.1 Кросс-культурная концептуализация в произведениях Джебрана ХалиляДжебрана ................................................................................................................

902.2 Стилистическая конвергенция в произведении «Книга Халида» Амина арРейхани ................................................................................................................... 952.3 Когнитивно-стилистический анализ названий глав и частейхудожественных текстов Амина ар-Рейхани, Джебрана Халиля Джебрана иМихаила Нуайме ................................................................................................. 1042.4 Роль иноязычных вкраплений в выдвижении авторского смысла ..........

1082.5 Графические средства выдвижения в произведениях Амина ар-Рейхани,Михаила Нуайме и Джебрана Халиля Джебрана ............................................ 1182.6 Роль иллюстраций в выдвижении концептуальных смыслов впроизведениях Джебрана Халиля Джебрана и Амина ар-Рейхани ............... 132ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ ........................................................................................ 140ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 142БИБЛИОГРАФИЯ ...............................................................................................

146СПИСОК СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...................................................... 1624ВВЕДЕНИЕОдним из источников для изучения и исследования неповторимогомировидения и механизмов мышления определенной группы или общностилюдей является словесное художественное творчество, которое рассматриваетсяне только с точки зрения эстетически богатого и стилистически оформленногоединства, но и как блок информации, получивший выражение в художественномтексте. Художественное произведение не рассматривается как вещь в себе, егоизучениеявляетсямногоаспектнымпроцессомивыходитзарамкинепосредственно текста, соприкасаясь с коллективным художественнымопытом. Сам текст неразрывно связан с реципиентами и культурнойдействительностью.

Внутри произведения присутствуют интертекстуальныевключения и ассоциации, которые обеспечивают полихудожественностьпроизведений, его диалогичность. Эти особенности становятся еще болееяркими, когда мы говорим о мультикультурной литературе, которую ещеназываюткросс-культурной,иликонтактной.Отличительнойчертойлитературы, написанной на неродном языке, на примере произведений арабоамериканских произведений, является смешение двух культур и литературныхтрадиций, а также богатое использование культурных и литературных аллюзийи неординарный подход к стилистике произведения. Кросс-культурнаяконцептуализация в мультикультурной литературе представляет собой сложныйментальный процесс, исследование которого дает понимание концептуальныхсмыслов, заложенных писателем как языковой личности.Образ мира в эстетической плоскости, или внутренняя индивидуальнаямодель мира, называется художественной картиной мира.

Именно в нейвскрывается ментальная основа творчества писателя, вбирающая в себя какиндивидуализированныеавторскиеконцепты,такиуниверсальные,общефилософские концепты, анализ которых дает представление о коннотациях,чувственных образах, оценках, свойственных определенной культуре иотраженных в языковом сознании.5Язык является сферой экспликации смыслов, однако познание и изучениехудожественной картины мира не ограничивается языком, гораздо важнее выйтик категориям сознания, ведь языковое проявление есть отражение глубинныхпроцессов сознания 1 . При исследовании текста, таким образом, необходиморассмотреть тот масштабный контекст, в котором этот текст «живет» и обретаетсвою аксиологическую ценность.

Когнитивные процессы, задействованные вхудожественной картине мира, присутствуют в сознании личности писателя и вколлективном сознании. «Эти идеальные смысловые конгломераты являютсяхудожественными концептами»2.Художественный концепт выступает гиперонимом по отношению кхудожественному образу, поскольку в художественном концепте содержатся «нетолько образные представления, но и зафиксированные моменты специальногознания, связанного с литературно-критическим, литературоведческим аспектомосмысления текстов» 3 . Рассмотрение образности в когнитивном освещениипозволяет воспринимать средства создания образов не только как факты языка,но и как мыслительные операции.

Когнитивный подход при исследованииобразности в художественном произведении помогает выявить этнокультурныйкод общества в определенный социокультурный временной срез и ментальность,которая в кросс-культурной литературе прослеживается в средствах не родного,а второго для писателя языка. Таким образом, необходимы особые инструментыдля работы с внутренними механизмами текста, кодирующими оценки,1Кубрякова Е.С., Ирисханова О.К. Проблемы лингвокреативной деятельности человека // На стыке парадигмлингвистического знания в начале XXI века: грамматика, семантика, словообразование.

Калининград: 2003. – С.167-1752Миллер Л. В. Лингвокогнитивные механизмы формирования художественной картины мира (На материалерусской литературы) : автореф. дис. … д-ра филол. наук : 10.02.01 / Миллер Людмила Владимировна. - СПб..,2004. – С. 103Лошаков, А. Г. Сверхтекст как словесно-концептуальный феномен : монография.Архангельск: Поморский унт, 2007. С.

83-84.6суждения и взгляды как писателя, так и определённой общности или группылюдей.Степеньразработанностипроблемы.Произведенияарабо-американских писателей приобрели широкую известность на Западе, однако вотечественныхисследованияхонинефигурируют.Ихпроизведения,переведенные с арабского, получили признание у отечественных арабистов,однако их наследие, написанное и изданное на английском языке, никогда неизучалось.Произведенияписателей-иммигрантовявляютсячастьюмультикультурной литературы, которая начинает пользоваться огромныминтересом у филологов, лингвистов и культурологов. Мультикультурнаялитература выдвигает на первый план круг вопросов, ответы на которые могутпривнести дополнительную ясность в разных областях: в литературоведении,лингвистике,психологии,психолингвистике,культурологии,лингвокультурологии и когнитивной лингвистике.

Многоаспектный подход вметодологическом плане расширяет область изучения взаимодействие языка исознания на материале художественной литературы.Актуальность темы диссертации заключается в необходимостирасширенного изучения культурных влияний в тексте.

Перспективнымматериалом для этого представляется так называемая кросс-культурная, илимультикультурная, литература, для которой характерна концептуальнаягетерогенность, т.е. включенность концептуальных элементов иной культуры влитературный языковой дискурс. Это явление можно наблюдать, когда авториммигрант делает попытку приобщения к иной культуре и пишет в новой длясебя культурной среде. В диссертационном исследовании рассматриваютсяпервые произведения арабо-американской литературы первой половины XXвека: произведения, написанные на английском языке авторами-арабофонами,иммигрировавшими в США в начале XX века (Амин ар-Рейхани, МихаилНуайме, Джебран Халиль Джебран). Эти произведения рассматриваются вкачествепредвестниковсовременнойарабо-американскойлитературы,7занимающей в настоящее время все более значительные позиции.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее