диссертация (Ценностные основания популяризации научного знания во Франции), страница 8

PDF-файл диссертация (Ценностные основания популяризации научного знания во Франции), страница 8 Философия (56952): Диссертация - Аспирантура и докторантурадиссертация (Ценностные основания популяризации научного знания во Франции) - PDF, страница 8 (56952) - СтудИзба2020-03-27СтудИзба

Описание файла

Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Ценностные основания популяризации научного знания во Франции". PDF-файл из архива "Ценностные основания популяризации научного знания во Франции", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

Все эти различия являются искусственными следствиями однойпростой, материальной вещи. Дело в том, что у политика нет лаборатории, а уученого есть»43.Так, специфику науки Б. Латур видел далеко не в познавательных,социальных или психологических качествах.43Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир. М.: Логос, 2002. Т.

5. №. 6. – 35 с.34В отличие от своего коллеги социолог Стив Вулгар,в своей работекосвенно признает непосредственную роль личности ученого в интерпретацииполученных фактов на примере произошедшего в 1968 году случайного открытияпульсаров. Основное утверждение С. Вулгара заключается в том, что именноисследователь создает научный факт, применяя познавательные практики.С. Вулгар настаивает на исключительном значении агента в научнойдеятельности, однако в своем исследовании он не касается эпистемическойстороны вопроса, исключая ее из поля своего внимания так же, как и Б. Латур.Однако несмотря на разнообразие мнений, с увеличением исследований,характеризующихся широким обсуждением роли эпистемических ценностей ивосприятием личности ученого как непосредственного агента научного знания,стало очевидно, что классическая модель восприятия науки не удовлятворяетсовременную картину мира.

Так, вместе с переходом к «новой» науке возниклапотребность в создании принципильно иного подхода к интерпретации научныхфактов и роли исследователя в их определении.В 2013 году социологами Дэвидом Спэнсером и Кевином Уэлби 44 былопроведено исследование, в котором они попытались изучить роль эмоций вконструкции научного знания, обращая особое внимание на то, как эмоцииформируют опыт лабораторной жизни и как они способствуют объединениюученых для работы над тем или иным проектом.Выбор темы был не случаен, так как исторически образ ученого и наукивсегда ассоциировался с объективностью, высоким социальным статусом исвязаннойснимвластьюиобщественнымдоверием.Мировоззрениеклассической науки абсолютно исключало влияние ценностей, нивелировало рольсубъективного и отказывало признавать исключительность личности ученого,идеализируя его нейтральную позицию и дистанцируя от предмета своегоисследования.Hunt A., Walby K., Spencer D.

Emotions matter: A relational approach to emotions. – Toronto:University of toronto Press, 2012. – 156 p.4435Речь идет не только о ценностях, нормах и установках самого ученого,которые уже неоспоримо играют огромную роль в научной деятельности. Всечаще возникают попытки выявить закономерности, найти общий знаменатель,который бы в полной мере характеризовал группы ученых. Именно поэтому Д.Спэнсэр и К. Уэлби фокусируют свое внимание на эмоциях, объединяющихисследовательские коллективы в лабораториях, в рамках тесного сотрудничестваи общей работы над проектами.Поиск национальных особенностей в эоциональных проявлениях ученыхпредставляется неслучайным.

Согласно многочисленным исследованиям ДэвидаМацумото, именно культура, сформированная в социальном взаимодействиилюдей, определяет правила и закономерности в проявлении эмоций. Признаваясуществование кросс-культурных отличий в процессе восприятия и производстваэмоций, можно поставить вопрос о наличии национального элемента в науке.Несмотря на сложившуюся тенденцию рассматривать под микроскопом всеособенности личности исследователя с разных ракурсов, среди зарубежныхпубликаций практически отсуствуют исследования, касающиеся закономерностей«всей науки», ученых в целом, с точки зрения культурного контекста.Исследования, касающиеся определения национальных закономерностей,сформированных едиными, либо схожими нормами и ценностями научногосообщества на современном этапе – будь то американская национальная наука,немецкая либо французская встречаются довольно редко.

Западные специалистыпрактически не пытаются ответить навопрос: существуют ли в принципеособенности английской или американской науки? Правомерно ли подобноеутверждение? Есть ли своеобразие в функционировании преимущественнокитайских, японских, индийских (по своему национальному составу) коллективовученых в их учебной подготовке к научной деятельности, распределениюфункциональных ролей, отличающемуся от европейских или американскихтрадиций? Чем принципиально отличается психологическое содержание научныхдискуссий в этих сообществах от американо-европейских традиций аналогичнойдеятельности?36В отличие от западных коллег, российские психологи и социологи все чащерассматривают российскую науку не с точки зрения ее институциональной иорганизационной идентичности, сколько с позиции национальных особенностей,определенных историческим, лингвистическим и культурным контекстами.

Так,например, ведутся попытки структурировать и классифицировать научноисследовательскую культуру в России. А ряд исследователей признаетсуществование национальной науки или вернее, различия наук, обусловленныеналичием «культурных особенностей в подходах к анализу единой для всехистины»45.Чтобы ответить на поставленный вопрос необходимо обратиться кпервооснове любого научного поиска - ценностям познания или эпистемическимценностям 46 . Именно этими установками и предлагает руководствоваться Р.Мертон в классической концепции познания.

Однако с формированием новогопредставления о роли субъекта исследования возникает и новое восприятиесоциальных ценностей, психологических особенностей и их непосредственнойроли в науке. Взаимодействие эпистемических и общечеловеческих ценностейстановится особым предметом дискусси в научном сообществе.В своей работе, ученый Эрнан Мак-Маллин, ирландский богослов,занимавшийся проблемами философии науки, утверждает, что пропасть между«классической» и «новой» философией науки, может быть наилучшим образомпонята именно сквозь призму изменений в нашем восприятии роли ценностей внауке.

Рассуждая о природе самого понятия «ценности» он выделяет двеосновные категории.Первая категория – ценности, связанные с чувствами и эмоциями, представляет наименьший интерес, так как Э. Мак-Маллин считает, что нетУкусова Е. Национальная наука. – Наука и технологии России – STRF.RU. 16.10.2009. URL:http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=24639#.yr_lK0w3OU (дата обращения:15.03.2014).46 Вахштайн В. Слово редактора. «ВИДЕТЬ КАК…» Осмысляя оптику институтов. –Социология власти.

№4-5. 2012. URL: http://socofpower.rane.ru/arhiv/3-4-2012-videt-kak...osmyslyaya-optiku-institutov-1-1 (дата обращения: 18.03.2014).4537причин рассматривать человеческую эмоциональность в качестве надежногоключа к достижению истины. Поэтому гораздо важнее вторая категорияценностей – ценности, которые характеризуют объект.КподобнымценностямЭ.Мак-Маллинотноситвсевозможныехарактеристики объекта, как то – скорость, которую может развить поезд, иливысота дома. Значение этой группы заключается в том, что необходимо дляначала определить, какие именно харакеристики объекта или исследуемогоорганизма действительно представляют ценность47.Иначе эту категорию можно обозначить как ценности-суждения об объектеисследования. Ценность-суждение не может быть категоричной, так как и ейсвойственна дихотомия между научным фактом и ценностью.

Не исключено ивлияние человеческого фактора в вопросе определения истины, и в подобнойверсии ценность-суждение также выглядит ненадежной. Поэтому Э. Мак-Маллинсчитает, что ценность должна быть измерена, либо проверена экспериментальнымпутем. Только тогда можно говорить о ее достоверности.В целом, Э. Мак-Маллин проводит различие между социальнымиценностями, которые оживляют научный поиск, и теми познавательнымиценностями, которые направлены на проверку теории ради ее возможного успеха.Такая двойственность объясняется тем, что ученые, выдвигая теорию наосновании некого явления, впоследствии верифицируют данную теорию.Таким образом, «хорошая наука», с точки зрения Мак-Маллина, безусловнообладает «эпистемическими ценностями», и не может руководствоваться «неэпистемическими» (non-epistemic), представленными в религии и политике. Э.Мак-Маллин отрицает благотворную взаимосвязь социальных (внешних) ивнутринаучных ценностей, не отрицая притом их влияние на современную науку.Анализирует «эпистемические ценности» и социальные ценности иканадский социолог Мартин Кэрриер, который считает, что проблема ценностейзаключается в их предвзятости и неуниверсальном характере.

Это в свою очередь47Macmullin E. Scientific controversy and its termination, Scientific controversies: Case studies inresolution and closure of disputes in science and technology. – Cambridge: Cambridge UniversityPress,1987. – 92 p.38влияет, по мнению ученого, на объективность, которая представляется высшейценностью научного исследования в классическом понимании. М. Кэрриерполагает, что ценности можно систематически изучать, однако наука не может нидоказать, ни опровергнуть ценностные суждения.Выделяя среди познавательных ценностей такие, как обоснованность,скрупулезность,тождественностьидостоверность,исследовательтакжеуказывает на их недостаток, обосновывая свою точку зрения тем, что они ненаходят сторонников в должном масштабе, поэтому не могут обеспечитьединодушие в научных кругах.

М. Кэрриер утверждает, что научному сообществунужно больше «совместных ценностей». Однако и сложившаяся ситуация, прикоторой характерными особенностями являются плюрализм эпистемическихценностей и не одинаковое количество их сторонников обеспечивают своего родаслаженность работы всего научного механизма.В декларации ЮНЕСКО 1999 г. отмечается существование единогонаучного сообщества, служащего единой цели науки: «Все культуры могутвносить вклад в научные знания, имеющие универсальную ценность»48.

Однакосуществование ценностного плюрализма в науке позволяет предположить, чтонаучные сообщества различных стран формируют под влиянием своихнациональных культур разные наборы ценностей. В свою очередь, эти особыенаборы ценностей могут служить основой для возникновения национальныхнаучно-исследовательских культур. Выдвигая на передний план аксиологическоеизмерение познавательного процесса, интересно проанализировать особенностифранцузского научного сообщества, так как именно Франция отличаетсятрепетным отношением к ценностям как таковым.Для структирования модели научно-исследовательской культуры воФранции хорошо подходит схема Д.

Ойзерман, предназначенная для описаниякультур как совокупности трех взаимосвязанных групп факторов. К первой48Declaration on Science and the Use of Scientific Knowledge. - Unesco W. C. S. - 1999.39группе относятся религиозные и философские воззрения, исторический контексти языковая традиция.Вторая включает социальные институты, связанные с правовой иэкономической системами общества, а также с воспитанием и образованием.Третья – это интериоризированная индивидом часть культуры, которая включаетусвоенные им культурные нормы и ценности. Руководствуясь предложеннойсхемой, мы рассмотрим научную культуру во Франции с точки зрения трехизмерений: лингвокультурного, институционального и ценностного.1.3 Французская научно-исследовательская культураКак известно, ученый может работать в любой стране, где для этогосуществуют минимальные условия.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее