диссертация (Ценностные основания популяризации научного знания во Франции), страница 9
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Ценностные основания популяризации научного знания во Франции". PDF-файл из архива "Ценностные основания популяризации научного знания во Франции", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Одно из них – это достаточное свободноевремя. Свободное от повседневной борьбы за существование, от мучительныхзадач выживания, когда человек находится на грани голода, жажды, зноя, холода,в лихорадке болезней, когда испытывает мучительную потребность в реализациизадач, обеспечивающих выживание близких ему людей.Во-вторых, когда он располагает свободой воли в выборе целейисследования, способов достижения намеченных результатов, уверен, что онреализует некоторый целостный идеал своей жизни и деятельности, дающийдуховные силы даже тяжело больным людям49.Известно, что Л.
Пастер значительную часть своей жизни работал будучиполупарализованным, подвижническая судьба Стивена Хокинга отражена вдесятках его популярных книг, в фильме ему посвященном и т.д. Но, разумеется,ни Л. Пастер, ни С. Хокинг не могли бы состояться как ученые, если неподдержка среды, разделявшей их смысложизненные идеалы и помогавшейдобиваться им реализации этих идеалов.За исключением, наверное, философов, нуждающихся в фиксации своихмыслей на материальных носителях или, как Сократ, лишь в слушателях,вступающих с ними в беседу и ставящих вопросы, благодаря которым возникаетфилософская мысль и происходит ее развертывание в направлении тех знаний и49Robert G. France in the Age of the Scientific State //N.J.: Princeton.
- 1968. - P. 2-111.40ценностей, в значении которых философы убеждены. Все остальные ученыенуждаются в соответствующей материальной и материально-технической среде50.Конечно, сегодняшнюю математику в отличие от древнегреческогонедостаточно песка и прутика, чтобы нарисовать геометрические фигуры илизаписать математические формулы. Даже, когда перед ним всего лишь доска имел, пачка бумаги, карандаш или ручка, математик нуждается в огромном объемесправочной литературы в трудах своих теоретических единомышленников либооппонентов, в общении с другими математиками. Без этих условий, по-видимому,непременных, его интеллектуальные усилия достаточно быстро иссякнут, теряянеобходимые точки опоры или точки отсчета. Известны, правда, случаиинтенсивной теоретической работы в условиях практически полной изоляции отобщества.Одним из примеров, ставшим классическим, является история жизни взаключении Н.А. Морозова, знаменитого народовольца, сформулировавшего входе 25-летнего заключения в царских тюрьмах идею взаимопревращенияэлементов.
Но приходится напомнить, что ему в этот период стали даватьестественнонаучные книги из тюремных библиотек и в разрешенных передачах с«воли»51.Всовременныхестественнонаучныхисследованияхбольшинствокрупномасштабных экспериментов выходит, как правило, за рамки однойлаборатории,подвергаютсяпроверкамиперепроверкамвдругихисследовательских центрах, прежде чем становятся установленным фактомнаучного знания.В некоторых направлениях вроде поисков бозона Хиггса требуютсядорогостоящиескооперированныеусилиягруппыстран,строительствосложнейших гигантских установок, длительная работа коллектива исследователейиз разных стран с огромным числом компьютерных установок, обрабатывающих50Schwartz S. H.
Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations//Measuring attitudes cross-nationally. 2007. - P.169-203.51Морозов Н. А. Повести моей жизни. – M.: Рипол Классик, 2013. Т. 1. – 262 с.41потоки информации в миллиарды битов, возведенных в n степень. Понятно, чтоэти процессы выводят ученого за стены его кабинета или офиса и, в конечномсчете, интернационализирует ход исследовательского процесса.
Его результатысегодня, как правило, также являются плодом совместных усилий (на разныхэтапах времени) групп и систем групп исследователей, составленных изпредставителей разных культур. Взаимопонимаю ученых нашего времени вогромнойстепенимонетизацияфизической,лингвистической и обществоведческой проблематики.химико-биологической,Исследователи могутобойтись минимальным лексическим запасом и минимальными грамматическиминавыками, чтобы общаться, используя условный язык математических формул.Сходные процессы наблюдаются среди музыкантов, исполняющих сочинения,написанные в традициях европейских музыкальных школ. Для этого требуетсялишь умение читать ноты, поэтому напрашивается аналогия с умениемматематических формул.Но помимо понимания результатов того или иного формализованногообщения для ученого часто важно знание, для каких целей, в каких условиях икакимпутемполученовыведение тойилиинойформулыидругойформализованной единицы знания.
Иногда это знание создает неожиданныебарьеры на путях сотрудничества представителей разных национальных научныхшкол.Например, насколько этически приемлемо использование биологическихпрепаратов,полученныхвнемецкихияпонскихконцлагеряхпутембесчеловечных экспериментов для беззащитными заключенными. Этическиеконфликты такого рода известны в научной среде Европы послевоенногопериода 52 .
Особенно болезненно, по понятным причинам, реагируют на этупроблему ученые Израиля и ряда других научных сообществ, принципиальноотвергающих попытки оправдания преступления Холокоста.Коннов В.И. Парадигмы научной политики: история и современность // Вестник МГИМОУниверситета. - 2010. - №5.
- С. 101-112.5242Уже здесь ценности национальной культуры оказываются связанными сопределенными этическими предпочтениями, имеющими глубокие культурноисторические и культурно-религиозные корни53.Вместе с тем, в большинстве стран, включившихся в глобализационныепроцессы, полинациональные коллективы исследователей имеют определеннуюиерархию. Так, в биомолекулярных лабораториях некоторых университетовштата Северной Каролина США экспериментальную часть, разбитую на участкии звенья выполняют в соответствии с жесткими предварительными инструкциямиученые, добивающиеся green карты, то есть разрешения на постоянное местожительство 54 . Руководителем же лаборатории непременно является гражданинСША, именно с ним обсуждает и его инструктирует вышестоящее руководствонаучно-исследовательской программы.
Исключения, разумеется, бывают, когдамасштаб научных заслуг сопоставимс масштабом личности Эйнштейна. НоЭйнштейны рождаются один раз в несколько столетий…Аналогичная картина организации научных исследований существует и вдругих странах и, разумеется, она руководствуется мотивацией срочных,сверхсрочных, долгосрочных национальных интересов. 55 В соответствии с этойиерархиейвыстраиваетсягосударственнаяполитикафинансированияприоритетных научных работ, научной иммиграции, предоставления гражданства,оплаты работ, представительства на международных конференциях и т.д.Существуют ликакие-то особенностифранцузского национальногохарактера и его проявлений в научной деятельности? Диссертант полагает, что наподобные вопросы не может быть в настоящее время однозначных ответов, хотяобращение к истории соответствующих научных систем и школ частично можетпрояснить эту проблематику.Медведева С.М.
Коммуникация между наукой и обществом: теоретическая модель //М., Изво МГИМО (У). - 2015. - С. 43-51.5354Cole S. and Cole J. Scientific Output and Recognition: A Study in the Operation of the RewardSystem in Science //American Sociological Review. – 1967. - P. 377-390.55 Lhérété H. Sciences Humaines: L'aventure d'une revue //Sciences humaines. – 2011. – Vol. 222. –No 1.
– P. 16-26.43Придется обратиться, в первую очередь, к характеристике особенностейфранцузского национального архетипа. Приходится иметь в виду, что онсформирован у людей культуры (а наука входит в культуру в качестве еесоставной, но специализированной части) опосредованным путем.
Влияние«чисто французской семьи» опосредовано многочисленными референтнымигруппами, в которых нередко отсутствует «чисто национальный разлив». В этихгруппах могут быть представители различных национальных сообществ,находящихся во Франции на постоянной долгосрочной и временной основе.Франция всегда была притягательна для соседей из Северной Европы, Испании,Италии, Швейцарии. В периоды, свободные от военного противостояния, немцыи австрийцы охотно приезжали вдохнуть беспечного воздуха веселящегосяПарижа, окунуться в атмосферу фривольности и необязательности личныхотношений.Если следовать популярной литературе, многократно обращавшейся кобразу типичного француза, то он предстает в ней пылким, любвеобильным,легким в завязывании привязанностей и оставлении их беспечно, как бабочка, ивсегда открытым новым радостям жизни56.
Более серьезная литература, начиная сО. Бальзака, в лице скряги Гобсека отмечает пылкую страсть молодого французак обретению богатства всеми доступными ему средствами, включая и те, чтоявляются сомнительными с этической точки зрения. Образ скряги Гобсека вошелвмировуюлитературувролипредельноотрицательногоперсонажа.Предательство ради наживы выделяется как одна из черт, достаточно частовстречающаяся среди тех, кто надеется сделать светскую и финансовую карьеру вПариже.Ги де Мопассан обратил внимание на крестьянскую расчетливостьфранцуза фермера.
Его последовательное выжидание и терпение, чтобы добитьсяприбыли, оказаться в выигрыше. С эти же связана и прижимистость, свойственнаякрестьянской психологии не только европейских, но и, наверно, у многихBréchon P. Les valeurs des Français: Comparaisons avec les autres pays européens. – Ontario:Canadian Issues, 2004. – 23 p.5644азиатских народов.
57 В немалой степени она порождена трудностями жизни наЗемле.История французской революции отмечена романтизацией насилия во имясвободы, равенства и братства. Эти лозунги воплощены в Марсельезе,являющемся и сегодня государственным гимном страны. Установка на базовыеценности зафиксированы в этих категориях, постоянно транслируются такимобразом на государственном уровне. В переломные моменты французскойистории мировые войны, французская оккупация, Марсельеза была симвломСопротивления.
С ней умирали французские партизаны разных политическихубеждений, объединенные патриотической позицией. Стихотворение ПоляЭлюара «Свобода» запечатлело стремление француза в условиях испытанияоккупацией, чувствовать себя своим на своей Родине, и стало одним из символовобъединения разнородных социальных групп и элементов в борьбе с немецкимфашизмом.Аналогично, харизма генерала де Голля (он включился во Вторую мировуювойну в чине бригадного генерала, то есть по существу полковника в табеле орангах). Она проявилась в его внушительной победе на президентских выборах1958 года, когда перед Францией стояла сложнейшая задача выхода изразгоревшейся войны в Алжире, предвещавшей ту же череду унизительныхпоражений, что и только что закончившаяся во Франции война в Индокитае.Выделенные векторы понимания французского национального характерапредполагают разделение образа французов в праздно-туристической среде и тогофранцуза, который работает у себя на родине, не имеющий до сих пор статусаэкономически итехнологически лидирующего государства.