диссертация (Картезианское мышление в культуре современной Франции (на примере развития гуманитарных технологий))
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Картезианское мышление в культуре современной Франции (на примере развития гуманитарных технологий)". PDF-файл из архива "Картезианское мышление в культуре современной Франции (на примере развития гуманитарных технологий)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВАИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»На правах рукописиНЕХОРОШЕВА Ксения ИльиничнаКАРТЕЗИАНСКОЕ МЫШЛЕНИЕВ КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ(НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)Специальность 09.00.13 – философская антропология, философия культурыДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата философских наукНаучный руководитель:кандидат политических наук, доцентМедведева С.М.Москва – 2019 г.2ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................
3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯКАРТЕЗИАНСКОЙ МЫСЛИ .......................................................................... 151.1. Концептуальные основы картезианского мышления ........................... 161.1.1. Концепция сogito Декарта как основа рефлексии субъекта .............
161.1.2. Основы научной методологии Декарта............................................... 331.2. Амбивалентный характер отношения к Декарту и картезианству...... 471.2.1. Значение работы Э. Гуссерля «Картезианские размышления» дляразвития идей современной эпистемологии ................................................. 471.2.2 Французские философы ХХ – ХХI вв. о Декарте ............................... 62ГЛАВА 2. РОЛЬ КАРТЕЗИАНСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СТРУКТУРЕКУЛЬТУРНОГО КОДА СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ............................. 882.1. Эволюция отношения к картезианству во французской культуре.........
892.1.1. Декарт как символ французской философии и культуры ................. 892.1.2. Демократизация картезианского метода: «мыслить самостоятельно»......................................................................................................................... 1032.2. Картезианское мышление как основа научной методологии ...............
1142.2.1. Роль философии в развитии критического мышления .................... 1142.2.2. Гуманитарные технологии в современном образовании: спецификаподхода французских школ и университетов ............................................. 1252.2.3. Картезианское мышление как методологическая основа экзаменаDELF (уровни А1-B2), DАLF (уровни С1-С2) ...........................................
135ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................. 152СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................... 1573ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. Представители современнойфранцузской культуры отчетливо ассоциируют свою идентичность скультурой мышления. Культурой, которая воплощена для них в образе«своего» философа – основателя новоевропейского рационализма РенеДекарта. Специалисты отмечают: несмотря на то, что за пределами освоенияакадемическихпрограммжителиФранцииредкочитаютДекарта,картезианская философия и связанные с ней образцы рациональностифактически стали частью повседневной культуры этой страны1.
Выступаятаким образом не только в роли философского учения, но и в качествекультурной ценности, картезианский рационализм на родине Декарта по сейдень влияет на коммуникативные предпочтения и принятие практическихрешений. В современном мире, где широкое распространение получилонекритическое принятие стереотипов, свойственных массовому сознанию,устойчиво воспроизводимое стремление удержать в «культурной матрице»не самый «простой» ее элемент, каким является критическое мышление,вызывает большой интерес и заставляет задуматься о причинах данногофеномена. В свою очередь, выявление этих причин побуждает обратиться крассмотрению неочевидного вопроса о роли картезианства в формированиисовременных стратегий французского образования, рассмотренного какмеханизм трансляции культурного наследия и сопряженных с нимкультурных ценностей и традиций.Известно,чтоисторическифилософиявоФранцииявляетсяобязательной дисциплиной в школе.
Благодаря ее изучению учащиесястарших классов сталкиваются с необходимостью работы с философскимитекстами, цель которой – развить самостоятельное мышление путемкритического анализа мировоззренческих вопросов. Мышление таким1Ferry L. Les Français sont-ils encore cartésiens ? URL: http://www.lepoint.fr/actualites-litterature/2007-01-17/lesfrancais-sont-ils-encore-cartesiens/1038/0/7488 (дата обращения 20.10.2018).4образом вводится в систему культурно значимых ценностей, задавая векторпоиска оптимального решения актуальных проблем действительности.Получение и научная обработка дополнительной информации о даннойособенности французской интеллектуальной культуры особенно важны внашидни,вусловияхинтенсификациипроцессовмежкультурнойкоммуникации, когда требуется все более глубокое знание партнеров помежкультурному диалогу с точки зрения уточнения своих представлений обих «культурной аксиоматике»2.Степеньразработанноститемы.Важнейшимдляданногоисследования источниками являются труды самого Рене Декарта3, а такженормативные акты:программа по философии в выпускном классефранцузских школ, памятка по написанию исследовательской работыИнститута политических исследований во Франции4; Общеевропейскиекомпетенции владения иностранным языком (Common European Frameworkof Reference, CEFR)5 и критерии оценивания для получения дипломовDELF/DALF, выдаваемых Министерством национального образованияФранциипосредствомМеждународногоцентрапедагогическихисследований (CIEP).Идеи Декарта были переосмыслены в трудах таких философов, как А.Арно, А.
Глюксман, Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти, Ж. Лакан, П. Лансло, П.Николь, П. Рикѐр, Ж.-П. Сартр, А. Токвилль и др.6; Н.А. Бердяев, М.К.Мамардашвили, В.С. Соловьев и др.7 Отдельного внимания заслуживает2Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. М., 2016. С. 7-10.Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. 712 с.4Programmedephilosophieenclasseterminale.URL:http://http://www.education.gouv.fr/bo/2003/25/MENE0301199A.htm (дата обращения 20.10.2018); VadevecumPrépareretrédigerunmémoirederecherche.URL:http://www.sciencespolille.eu/sites/default/files/guide_preparer_et_rediger_un_memoire_de_recherche.pdf(датаобращения 20.10.2018).5Cadre européen commun de référence pour les langues : apprendre, enseigner, évaluer / Conseil de l'Europe.
2001.P. 136.6Арно А., Николь П. Логика, или искусство мыслить. М., 1991. 398 с.; Гуссерль Э. Картезианскиеразмышления. М., 2006. 316 с.; Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб, 1999. 605 c.; Рикѐр П. Ясам как другой. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/ya_sam_drugoi (дата обращения 20/10/2018); СартрЖ.-П. Картезианская свобода // Логос. 1996. № 8. C.
17-31 и др.7Бердяев Н. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. Режим доступа:http://www.vehi.net/berdyaev/mirobj/01.html (дата обращения 20/10/2018); Мамардашвили М.К. Философскиечтения. СПб., 2002. 832 с.; Соловьев В.С. Философская публицистика : Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1989. С.781-782.35историко-философская и комментаторская литература, где особенноважны работы Ф. Азуви, В.Ф. Асмуса, И.С. Вдовиной, П.П. Гайденко, Л.Геллека, В. Декомб, Т.Б. Длугач, В.Н. Катасонова, Ж.-Ф. Кервегана, А.А.Кротова, В.
Кузена, Н.В. Мотрошиловой, О.Е. Столяровой, А.Л. Субботина,К. Фишера и др.8Междисциплинарный характер исследования потребовал обращения кнаучным трудам по лингвистике, педагогике, истории, теории и историимеждународных отношений, социологии, политологии и др. Особый интересв данном ключе имеют работы лингвистов: А. Арно, П.
Николь, Н.Д.Арутюновой, Л.Г. Ведениной, А.М. Пятигорского, Н. Хомского и др.9 ;специалистоввобластифилософиикультуры,культурологииимежкультурной коммуникации: В.С. Библера, В. фон Гумбольдта, А.Л.Доброхотова, К. Леви-Стросса, Ю.М. Лотмана, Дж. Ная, В.В. Красных; Л.Г.Ведениной, Е.В. Воеводы, М.В. Силантьевой, В.Г. Федотовой и др.10Проблема гуманитарных технологий изучается в книгах и статьях Н.А.Кузнецовой, П.В. Клачкова, М.Н.
Эпштейна, Б.Г. Юдина и др.11 Труды,посвященные пониманию современных политологических и социологическихпроблем, связанных с философией культуры, включают работы З. Баумана,П. Бурдье, О.В. Гаман-Голутвиной, Э. Гидденса, В.С. Глаголева, М.М.Лебедевой, В.Я.
Панченко, А.М. Салмина, Н.А. Симонии, А.В. Торкунова, Б.Стиглера, М. Фуко, Д. Харви, А.В. Шестопала и др.128Azouvi F. Descartes et la France. Histoire d’une passion nationale. Paris, 2002. 386 p.; Вдовина И.С. ПольРикѐр: герменевтический подход к истории философии // Поль Рикѐр – философ диалога. М., 2008.
143 c.;Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.; СПб., 2000. 456 с.;Мотрошилова Н.В. Новая актуальность идей Э. Гуссерля о «кризисе европейских наук и европейскогочеловечества» // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия.