Диссертация (Религиозное образование в современном российском обществе содержание, особенности и перспективы развития), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Религиозное образование в современном российском обществе содержание, особенности и перспективы развития". PDF-файл из архива "Религиозное образование в современном российском обществе содержание, особенности и перспективы развития", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Тамподчеркивается, что религиозное образование – это обучение знаниям о религии,а не индоктринация в определенное вероисповедание33. В целях более точнойидентификации процесса за рубежом используется термин «неконфессиональноерелигиозное образование», подчеркивающий ведущую роль государства ворганизации и контроле обучения, призванного обеспечить когнитивную базу31Метлик И.В. Изучение религии в системе образования // Источник: Педагогика, 2003, № 7.URL: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=116 (Дата обращения 21.07.2015)32Метлик И.В.
Изучение религии в системе образования // Источник: Педагогика, 2003, № 7.URL: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=116 (Дата обращения 21.07.2015)33Мирошникова Е.М. Религиозное образование как социально-политический фактор / Докладна Международной научно-практической конференции «Религия как социальный институт»(Москва, 6 сентября 2011 года). URL: http://www.religiopolis.org/documents/3297emmiroshnikova-religioznoe-obrazovanie-kak-sotsialno-politicheskij-faktor-moskva-uzkoe-sentjabr2011.html (Дата обращения 14.07.2015)32толерантности. Ф.Н. Козырев в своей работе34 называет основные признакинеконфессионального религиозного образования:-Конфессиональная принадлежность преподавателя и учеников неявляется аспектом их участия в процессе обучения, также как и религиознаясамоидентификация учащихся.-Преподавание не ведется от лица религиозной общины или традиции.Преподаватель не является представителем религиозного объединения и не связанв своей профессиональной деятельности обязательствами перед ним.-Религия преподается не как мировоззренческая норма и руководство кжизни, не как закон, а как объективный социальный, психологический иисторический факт или как духовный дар, который школа помогает учащемусясамостоятельно и свободно открыть и развить в себе или обрести для себя.
Посвоей природе эта форма образования несовместима с законоучительнымпреподаванием религии, с представлением учащимся вероучения в качественепререкаемой истины, с приданием религиозному благочестию обязательногонормативного статуса.-Религиозное образование не ставит целью обращение учащихся вверу, переориентацию его религиозных убеждений, принятие им этическихконфессиональных норм поведения (благочестия), включение в религиознуюжизнь общины (воцерковление) или укрепление связи с общиной.-Реализация данной формы образования предполагает отказ отвключения в образовательный процесс культовых действий и открытых формрелигиозного почитания.Каквидим,всеэтипризнакисоответствуютоформальномисодержательном единстве религиозного и религиоведческого образования.Многообразие социальной практики отражается в многочисленноститеоретическихподходовкпониманию«религиозногообразования»,нопотребности исследования побуждают нас избрать самый, на наш взгляд,34Козырев Ф.Н.
Неконфессиональное религиозное образование в зарубежной школе:Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук.Специальность: 003068063. Санкт-Петербург, 2006. 42 с.33плодотворный и позволяющий наиболее эффективно рассмотреть поставленныезадачи. Этот подход к пониманию религиозного образования отражен в трудахИ.В.Понкина35,помнениюкоторого«Религиозноеобразование –этоцеленаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый на основеопределенного религиозного вероучения и сопровождающийся приобретениемзнаний о религиозном вероучении, религиозной практике, религиозной культуреи деятельности представляющих эту религию религиозных объединений, а такжеформированием качеств личности на основе этого религиозного вероучения иприсущих ему нравственных ценностей»36.
И.В. Понкин пишет, что «религиозноеобразованиевгосударственныхимуниципальныхобразовательныхучреждениях может осуществляться в следующих формах:-преподавание знаний о религиозной культуре в образовательныхучреждениях дошкольного, общего и дополнительного образования – вкачестве курсанационально-региональногокомпонентаиликомпонентаобразовательного учреждения из числа предметов по выбору или какфакультативный курс вне рамок образовательной программы;-теологическоеобразование–вобразовательныхучрежденияхпрофессионального образования в соответствии с государственным стандартомпо специальности и направлению «Теология» в рамках образовательнойпрограммы;-обучение религии религиозными организациями обучающихся вгосударственных и муниципальных образовательных учреждениях вне рамокобразовательных программ»37.35См.: Понкин И.В.
Правовые основы светскости государства и образования. М., 2003.; ПонкинИ.В. Светскость государства: Словарь / Институт государственно-конфессиональныхотношений и права. М., 2003. 48 с.36Понкин И.В. Религиозное образовании / Светскость государства: Словарь / Институтгосударственно-конфессиональныхотношенийиправа.М.,2003.URL:http://cddk.ru/gos_i_religia/edu/rel-edu/001.htm (Дата обращения 12.05.2015)37Понкин И.В. Религиозное образование / Светскость государства: Словарь / Институтгосударственно-конфессиональных отношений и права. – М., 2003.
– 48 с. URL:http://cddk.ru/gos_i_religia/edu/rel-edu/001.htm (Дата обращения 12.05.2015)34И далее И.В. Понкин отмечает, что «религиозное образование вгосударственныхимуниципальныхобразовательныхучрежденияхосуществляется с соблюдением требований обеспечения светского характераобразования, на основе собственного осознанного, информированного идобровольного волеизъявления обучающихся, а для несовершеннолетних – такжеприусловииинформированногосогласияихродителей(законныхпредставителей)»38.Точка зрения И.В. Понкина о том, что понятие «религиозное образование»является основным, а профессиональное, конфессиональное образование, т.е.обучение религии, является составной, но в современных условиях не главной егочастью, совпадает с позицией диссертанта. Религиозное образование – этопотребность современного общества, которое живет в условиях секулярнойправовой,политическойиэкономическойсферы,желаетвосполнитьидеологический урон конца ХХ века, получив достоверные знания и сделавинформированный и свободный мировоззренческий выбор.Следующим нашим методологическим основанием является тезис овзаимосвязи форм и содержания религиозного образования с соотношениемсветскости и религиозности в культуре и политике в целом.Полагаем, что основным результатом процессов секуляризации сталоутверждение в общественной жизни ситуации «двух культур», котораяопределяет, и современную религиозную ситуацию, и всю социальную динамикуобщества.Сэтойточкизрениянынешнеерелигиозноевозрождениепредставляется новым этапом развития глобального процесса межкультурногосветско-религиозного взаимодействия39.
Отметим, что духовная составляющая неявляется монополией религии, но религиозная культура находится с ней в особомотношении. Религиозная культура нацелена на придание единого смысла38См.: Понкин И.В. Светскость государства: Словарь / Институт государственноконфессиональных отношений и права.
М., 2003. URL: http://cddk.ru/gos_i_religia/edu/reledu/001.htm (Дата обращения 12.05.2015)39Лобазова О.Ф., Новикова С.Ю. Сфера культуры: религиозное и светское // Сборникпубликаций Центра гуманитарных исследований «Социум»: «XXIX международнаяконференция, посвященная проблемам общественных наук». М., 2015.
С.72-75.35существованию человека. А для светской культуры свойственно обращать всевнимание на функции человека в различных сферах, что разрывает «тканьжизни», затрудняет поиски смысла всего существования.Религиозная культура (через религиозное образование) может помочьсветской культуре найти и обновить её духовное содержание, но механическоезаимствование способов образования (обучения и воспитания) из религиознойкультуры невозможно40. Но диалог между культурами возможен и необходим.На современном этапе взаимодействия светской и религиозной культурвозможности их взаимодополняющего и параллельного развития возрастают.Сегодня и церковь признает – и это подчёркнуто в социальной концепции РПЦ, что «светская культура способна быть носительницей благовестия»41. Широкоепроникновение «массовой культуры» в быт и сознание части населения(особенно молодежи) с озабоченностью воспринимаются всеми традиционнымиконфессиями России.