Диссертация (Религиозное образование в современном российском обществе содержание, особенности и перспективы развития), страница 32
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Религиозное образование в современном российском обществе содержание, особенности и перспективы развития". PDF-файл из архива "Религиозное образование в современном российском обществе содержание, особенности и перспективы развития", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 32 страницы из PDF
Реальное осуществление каждой моделиопределяется многими условиями, и своеобразно проявляется на каждомисторическом этапе.В истории российского образования по критерию соотношения светскости ирелигиозности были выделены следующие типы образования, соответствующиеопределенным историческим этапам: 1) IX – XIII века. Церковный типобразования; 2) XIV – XVII века. Церковно-государственный тип образования; 3)XVII – XVIII века. Государственно-церковный тип образования; 4) XIX – началоXX века. Государственно-общественный тип образования; 5)Государственно-партийный тип образования.XX век.147В результате сравнительного анализа было выявлено несколько подходов кпроблемерегулированиягосударственно-церковныхотношенийвсфереобразования в истории и современности, которые можно поделить на две группы:-Паритетный – осуществляющийся в условиях правового паритетаконфессий (Италия, Франция, США).-Доминантный – существующий при правовом доминировании однойили двух конфессий (Норвегия, Испания, Израиль).В законодательстве обоих типов в светской системе обучении обязательноопределяются рамки воздействия религии и церкви на образование и воспитание,определяется соотношение информационных данных, отражающих научное ирелигиозноемировоззрение,принципыизадачивоспитания,уровеньрелигиозного образования и его связь с религиозным воспитанием.Врезультатеисследованиясовременнойрелигиознойситуацииирассмотрения системы образования и воспитания были найдены основныехарактеристики состояния религиозного образования в современном российскомобществе:-в реализации религиозного образования участвуют государство,церковь и семья;-религиозное образование в церковных учреждениях тесно и прямосвязано с религиозным воспитанием, а религиозное образование в рамкахсветскойсистемыобразованиясвязаносрелигиознымвоспитаниемопосредованно;-религиозное образование в рамках светской системы образованияосуществляется вне зависимости от мировоззрения обучаемых, предназначено длявсех граждан;-религиозноеобразование,неставящеецельюформированиеопределенного мировоззренческого выбора, имеет общекультурное значение ипризвано воспитывать толерантность.Выявлено, что важнейшим принципом светского преподавания основзнаний о вероучении и культе определенной религии в государственной школе148является такое сочетание, при котором роли религии в жизни общества и человекауделяется должное и адекватное внимание, а главным условием его соблюдениястановитсяпониманиенеобходимостивоспитаниятолерантностивмногоконфессиональном мире.Главные противоречия современного этапа можно подразделить на тригруппы в зависимости от взаимоотношений между государством, обществом,личностьюирелигиознымиорганизациями.Этопротиворечиямеждугосударством и религиозными организациями, между обществом и религиознымиорганизациями, между государством, обществом, религиозными организациями иличностью.Выявленныепротиворечияпорождаютпроблемы,которыеразвиваются в условиях демократизации общества, информатизации, повышенияинтереса к религии в массовом сознании и крайне низким уровнем знаний орелигии и затрагивают идеологическую, правовую, социальную, культурную идуховную сферы жизни общества.Врезультатевыясненияпротиворечийипроблембылинайденызакономерности и тенденции, благодаря которым можно с уверенностью находитьдостоинства и недостатки принимаемых решений, вызванных внедрением всистему школьного образования религиозных знаний.
Главными тенденциямирелигиозного образования, по мнению автора работы, являются:-Возрастание активности и масштаба участия в формированиирелигиозного знания светской системы образования;-Внедрение в общественное сознание идеи об обязательности знаний орелигии для всех членов общества;-Возрастающее влияние религиозного образования на политическую,социальную, культурную и мировоззренческую самоидентификацию личности;-Усилениеролирелигиозногообразованиявформированиинационального самосознания, атмосферы солидарности и сотрудничества,оптимизации межнациональных, межконфессиональных и иных социальныхотношений.Наиболее важными представляются следующие тезисы:149-Религиозное образование и религиозное воспитание взаимосвязаны,но в современных условиях сущность этой взаимосвязи выражается какдиалектическое сочетание участия в религиозном образовании и воспитаниинескольких субъектов: государство, церковь, семья, личность.-Религиозное образование в современных условиях осуществляетсясветскими (государственными и общественными) органами образования ирелигиозными организациями.-Религиозное образование, осуществляемое светскими органами,должно гарантировать некоторый минимум необходимых знаний о религиях,предназначенный для всех граждан, независимо от мировоззрения, и имеющийобщее культурное значение и воспитывающий толерантность.-Религиозное образование в светской школе не должно носитьмиссионерскогохарактера,можетидолжноосуществлятьсясветскимипедагогами, вне зависимости от их мировоззрения, но в зависимости от ихспециализации и профессионализма.-Религиозное образование в более полном объеме должно бытьдобровольным, по выбору обучаемого; может осуществляться как религиозными,так и светскими учебными заведениями.
Религиозное образование выше общегоминимума,предоставляемоесветскимиучебнымизаведениями,должноосуществляться вне зависимости от мировоззрения обучаемого.-Религиозное воспитание в светской школе должно опираться на тотуровень информации о религиях, который предоставлен образовательнымистандартами, и проводиться силами школьных педагогов.-Религиозноевоспитание,осуществляемоеврамкахшкольныхфакультативов силами священнослужителей, должно проводиться по желаниюобучаемых или их родителей.-Религиозное воспитание не является основной задачей светскойшколы и осуществляется, прежде всего, в семье, в религиозной общине, то естьвне школы.150Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, была подтверждена.Религиозное образование в современном российском обществе, развиваясь вусловияхсекулярностимногоконфессиональности,иплюрализма,толерантностиимногонациональностикультурногоидоминированияправославия, осуществляется в рамках церковной и светской систем образования.В развитии религиозного образования проявляется тенденцияк усилениювлияния на сферы общественного сознания и деятельности, к использованиюгосударственных ресурсов, что является отражением нового этапа развитиягосударственно-церковных отношений.151Список литературыАкаев В.Х., Дохаева А.Б.
Культурный синкретизм: о противоречивомединстве религиозного и светского аспектов // Теория и практика общественногоразвития. – 2012. – № 11. – С. 26-30.Алёхина Е.В. Концепция образования в русской религиозной философииконца XIX – первой половины ХХ века и проблема современного сотрудничествашколыицеркви//ВестникМосковскогогосударственногообластногоуниверситета. Серия: Философские науки. – 2010. – № 1. – С. 34-38.Ан С.А. Проблема духовно-нравственной ценности религиоведческих курсовв государственной образовательной школе // Философия образования. – 2012.
– №5. – С. 199-207.Андросова М.П. Диалог – основа становления личностных ценностей:историко-философский аспект // Философия образования. - 2012. – № 2. – С. 6671.Анисин А.Л. Взаимосвязь религии и философии как сфер духовной жизничеловека // Православие, образование и воспитание в XXI веке (VI Рождественскиеобразовательныечтения):материалывсероссийскойнаучно-практическойконференции (6–7 февраля 2007 г.). – Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2007. – С. 66–69.Антипенко Л.Г. О цивилизационном коде русского народа // Теория иистория. – 2012.
– № 2. – С. 61-67.Арнольдов А.И. Гуманитарное образование – социокультурный феномен //Гуманитарное пространство = Humanity space. – 2012. – Т. 1. – № 2. – С. 249-261.Бабинов Ю.А., Боборыкин В.Е. Феномен духовности в жизнедеятельностичеловека // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2010. – № 2 (6). – С.112-118.Бакурадзе А.Б. Ценности как основа развития образовательных организаций152// Феномен детства в Российском обществе: состояние, проблемы и перспективыисследований Материалы национальной (всероссийской) научно-практическойконференции.
Под общей редакцией Г.В. Бариновой, С.Н. Климова. – М., МИИТ. 2018. - С. 22-31;Батурин В.К. Философия аксиологии образования: Часть вторая. Отистоков духовности к будущему // Alma mater. – 2012. – № 9. – С.30-35;Бачинин В.А. Евангельские ценности в гражданском обществе. – СПб.:Алетейя, 2006. – 176 с.Бекарюков М.В. Социокультурные предпосылки усиления интереса кэзотерическим учениям // Известия Алтайского государственного университета. –2011. – № 2/2 (70).
– С. 197-199.Белик А.А. Религия, личность, глобализация // Религия в ХХI веке: архаикаи современность // Сб. статей под общ. ред. Белик А.А. – Москва: Каллиграф. –2012. – 400 с.Белла Р.Н. Социология религии / Американская социология: Перспективы,проблемы, методы. – М.: Прогресс, [1968] 1972.
- 392 с.Бергсон А. Два источника морали и религии. – М.: Канон, 1994. – 384 с.Беркут В.П. Социально-гуманитарный анализ в методологии научногопознания // Журнал философских исследований. - 2018. - Т. 4. - № 1. - С. 19-25.Беркут В.П., Песоцкий В.А., Майкова В.П., Молчан Э.М., Бондарева Я.В.Методологические и аксиологические подходы к решению проблем консолидацииобщества в эпоху глобализации // Вестник Новосибирского государственногопедагогического университета. - 2018. - Т.