Диссертация (Религиозное образование в современном российском обществе содержание, особенности и перспективы развития), страница 31
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Религиозное образование в современном российском обществе содержание, особенности и перспективы развития". PDF-файл из архива "Религиозное образование в современном российском обществе содержание, особенности и перспективы развития", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 31 страницы из PDF
Но и в этом случае существуютсвои «плюсы» и «минусы». С одной стороны – наличие людей с разнымимировоззрениями поможет учащемуся сравнить, выбрать, увидеть достоверностьв предлагаемой информации. Человек, принадлежащий к определенной культуре,сможет лучше остальных рассказать о ней, показать всю ее красоту. Поэтому втаких условиях учащийся будет знать больше и с уважением относиться к каждойрелигии и культуре. С другой стороны, такой человек может оказывать давление,принуждать присоединиться к его точке зрения путем влияния в зависимости отхарактера, условий жизни или просто ситуации. Эмоции и манера поведения162У этого стремления обеспечить равноправное положение всех вероисповеданий есть иоборотная практическая сторона – систему российского школьного образования в последниегоды атакуют иностранные миссионерские центры.
«Ассоциация христианских школ»,«Поручение», «Сострадание», «Дверь надежды», «Свет на Востоке», «Религиозные книги дляРоссии» - вот далеко не полный перечень западных христианских организаций, фондов иобъединений, появившихся в российских школах и получивших в них приют. На их средства ипо их программам проводятся региональные и федеральные образовательные конференции,участниками которых становятся российские учителя и руководители образовательныхучреждений. Они создают учебники и учебные пособия, исходя из западных концепций образажизни и системы ценностей. Некоторые из них прогнозируют развитие российской школы,школ СНГ на период до 2010 года и дальше.
Многие миссионерские организациипредпринимают небезуспешные попытки проникновения в студенческую среду. Иностранныерелигиозные организации нередко арендуют помещения высших учебных заведений,предлагают ректоратам различные учебные программы, конечной целью которых являетсяраспространение той или иной религии. // Лобазова О.Ф. Религиозность в современной России:факторы динамики: монография. М., 2008. С.123-124.163См.: Лобазова О.Ф.
Государство и Церковь: особенности взаимоотношений в сфереобразования. // Гуманитарное образование в условиях глобализации: состояние и перспективы.Сборник научных статей VI Годичных чтений Гуманитарного факультета РГСУ. М., 2007. С.7785.143учителя также смогут оказать давление на учащегося, из-за которых он выберетне совсем осознанное мировоззрение – либо примет точку зрения учителя, либоотвергнет ее навсегда.3.Религиозное образование и воспитание меняется от поставленныхцелей.
В зависимости от того, кто является заказчиком, принадлежит ли он ксветской стороне, или к религиозной, будут меняться и главные направленияобучения.Поэтомувобщественныхдискуссияхосуждаютсяпопыткинавязывания одной культурной традиции в ущерб другим164. С одной стороны,такое положение вещей только поможет человеку сделать свой выбор,сформировать точку зрения и найти позицию. Сравнение и анализ окружающейкартину с предлагаемыми знаниями помогут найти истину и выделить основное,что, несомненно, скажется на жизненной позиции учащегося. С другой стороны,смогут сформироваться определенные группы людей, созданные по схожестипредпочтений.Разныефинансовыевозможностилюдейтолькоусилятразмежевание.4.Повышение роли общекультурной и гражданской составляющей.Желание религиозных организаций оказывать влияние на общество и государствоприводит к тому, что они оказываются вовлеченными в социально-политическуюсферу взаимоотношений.
Каждая религиозная организация все больше начинаетпризывать своих последователей к активному участию в жизни страны:164В конце мая 2007 года вновь разгорелись страсти вокруг преподавания в школе «Основправославной культуры» (ОПК). Сначала представитель правительства РФ при Высших судах ичлен Общественной палаты Михаил Барщевский заявил, что само название предмета ОПК«создает напряженность в нашем многоконфессиональном обществе». «Я уже не говорю оправовой стороне дела: положении Конституции о светском характере нашего государства, оботделении Церкви от школы», – подчеркнул Барщевский. По его мнению, преподавать основыкакой-либо религии следует за пределами светских образовательных учреждений, которым нехватает курса «Истории религии» с качественной программой, учебниками иквалифицированными преподавателями.
Московская Патриархия в лице своего юриста КсенииЧернеги дала Михаилу Барщевскому оперативный ответ. Вкратце его можно представить так: вКонституции РФ нет положения об отделении школы от Церкви и не раскрыто правовоесодержание понятия «светскость образования», а курс ОПК – светский, что подтвержденодвумя письмами Минобрнауки от 22 октября 2002 года и 13 февраля 2003 года.
Барщевский же,по мнению Ксении Чернеги, «совершенно безосновательно» ставит знак равенства между«светским» предметом ОПК и Законом Божьим. // См.: НГ Религии.144верующий должен быть и гражданином, то есть болеть душой за все изменения,происходящие в государстве. Именно поэтому лидеры многих партий илиобщественныхорганизацийнарочитовыставляютсвоюрелигиознуюпринадлежность, чтобы заручиться поддержкой верующих и проявить себя нетолько как общественного деятеля, но и как сознательного и порядочногогражданина,длякоторогосуществуютморальныепринципыинормы,полученные им от традиционной религиозной организации. Существуетопределеннаяособенностьданногопроявления:участиерелигиозныхорганизаций в такого рода деятельности преследует свою цель, а именно,«заявление» о себе, проявление своей роли в жизни страны.
Данная религиознаяорганизация как бы сообщает всему обществу, что ее последователи не простозакрытые в своей религиозной общине верующие, нет, наоборот, они участвуют вжизни страны и общаются с представителями всех групп мировоззрений, активноживут и являются полноценными и значимыми членами общества.5.Сочетаниевсистемеобразованияправовогоустановления,идеологического постулирования и социально-экономического воплощения (трехрычагов регулирования государственно-церковных отношений) ставит ее внаиболее сложную ситуацию, поскольку именно система образования влияет и насуществующую социально-политическую картину, и на будущее состояниеобщественного сознания. Одновременно с этим на ней лежит ответственность заморально-нравственное состояние общества и за качество образования в рамкахсоциального заказа на специалистов с учетом модернизации техники итехнологии, новых типов производственных отношений.
Вследствие этогосистема образования является главной по значимости во взаимодействии светскойи религиозной культур в современном российском обществе. В ней необходимосочетаются научный подход в преподавании естественных дисциплин изависимость от официальной идеологии в рамках гуманитарного цикладисциплин.6.Оказавшись без привычных форм организации воспитательнойработы, система образования охотно использует (иногда без критического145осмысления)опытипомощьразличныхрелигиозныхорганизаций,неявляющихся традиционными для нашей культуры и истории.
Именно поэтомуРПЦ так настаивает на использовании имеющегося у ней в настоящее времяобщественного приоритета для того, чтобы успеть провести мировоззренческую«прививку» младшему поколению от вредоносных вероучений. Борьба за влияниена школу и систему образования в целом станет для всех религиозныхорганизаций главной задачей ближайшего времени.
Исход этой борьбы решитсясоотношением и качественным состоянием участников взаимодействия, главнымиз которых является социальная группа людей, занятых в сфере производства,накопления и передачи знания – интеллигенция165.Подводя итог вышесказанному, основными особенностями и тенденциямиразвития религиозного образования на современном этапе, являются следующие:-Возрастание активности и масштаба участия в формированиирелигиозного знания светской системы образования;-Внедрение в общественное сознание идеи об обязательности знаний орелигии для всех членов общества;-Возрастающее влияние религиозного образования на политическую,социальную, культурную и мировоззренческую самоидентификацию личности;-Усилениеролирелигиозногообразованиявформированиинационального самосознания, атмосферы солидарности и сотрудничества,оптимизации межнациональных, межконфессиональных и иных социальныхотношений.165Лобазова О.Ф. Религиозность в современной России: факторы динамики: монография.
М.,2008. С.128-129.146ЗаключениеВыполненная работа представляет собой систематическое исследованиеособенностейформорганизацииипутейосуществлениярелигиозногообразования в российской светской школе. Представлены результаты социальнофилософскогоанализа,позволяющиерассмотретьглавнуюпроблемуисследования в нескольких аспектах и с учетом разных точек зрения.Методологически исследование основывается на том, что сущностьвзаимоотношений религиозного и светского образования, содержание и формырелигиозногообразования,егорольвсоциальнойжизнииуровеньобщественного интереса к нему определяется особенностями историческогопериода и соответствующим уровнем государственно-церковных отношений.В результате изучения массива конкретных фактов из истории развитиярелигиозного образования, как составной части российского образования,автором предложены следующие модели взаимоотношений государства и церквив сфере образования и воспитания: унитарная, патерналистская, прагматическая,атеистическая и антирелигиозная.