Диссертация (Религиозное образование в современном российском обществе содержание, особенности и перспективы развития), страница 30
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Религиозное образование в современном российском обществе содержание, особенности и перспективы развития". PDF-файл из архива "Религиозное образование в современном российском обществе содержание, особенности и перспективы развития", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 30 страницы из PDF
Для формированияполноценных представлений о свободе вероисповедания, следует приниматьопределенныемеры.Во-первых,необходимоповышатьквалификациюпреподавательского состава с учетом основных дисциплин религиоведения. Вовторых, обязательным условием является использование специальных источниковдля учащихся, в которой подробно и достоверно раскрываются религиоведческаяпроблематика. В-третьих, механизм государственного контроля образовательныхпрограмм,формсотрудничествашколысрелигиознымиорганизацияминуждается в доработке155.155Лобазова О.Ф.
Религиозность в современной России: факторы динамики: монография. М.,2008. С.124-125.137Еще одной тенденцией, которая довольно слабо выражена в современномобществе, является тенденция к сохранению научности и светскости в культуре иобразовании.Определенноеколичествонаучныхдеятелейсчитает,чторелигиозное образование не может проходить в светских школах, поскольку этопротиворечитпринципунаучностиобучения,выдвинутомуещеМ.В.Ломоносовым, и нарушает законодательство Российской Федерации, по которомусветская школа защищена от влияния религиозных организаций156.
Главнымобразом,научныедеятеливысказываютсяотрицательногоявления,организацийполитической,религиозноговкотороеобразованиявпротивпредполагаетдуховной,школуони«клерикализма»главенствообщественнойсчитаютрелигиозныхжизни.явнойкакВведениепредпосылкойклерикализма.Таковытенденции,относящиесяковторойгруппеотношений–взаимодействию религиозных организаций и общества.И,наконец,последняя,третьягруппатенденцийзатрагиваетвзаимоотношения государства, общества, религиозных организаций, с однойстороны, и личности с другой.В современном российском обществе численность верующих каждойконфессии играет далеко не последнюю роль.
За счет этого религиозныеорганизации показывают свое влияние на массовое сознание, на общественноемнение, на участие в государственных процессах. Поэтому, все религиозныеорганизации заинтересованы в увеличении числа последователей, причем невсегда «честным» путем. Считается, что исповедующий конкретную религиюпринимает определенные вероучительные, идеологические и нравственныеценности, поддерживают позицию своих религиозных лидеров. Следовательно,проводятся опросы и анкетирование, иногда простой этнический подсчет(например, белорусы, украинцы и осетины – православные, а буряты и тувинцы –буддисты). Конечно, в основном такие подсчеты могут быть верными, но нельзя156ФЗ «Об образовании» от 28.09.2010 N 243-ФЗ / URL: http://www.edu.ru/abitur/act.34/index.php(Дата обращения 18.02.2013)138забывать о том, что те же украинцы и белорусы могут по семейной традиции бытькатоликами, относя свою религиозность к русской культуре.
Так же как и бурятыи тувинцы – на территории их региона существует шаманизм, как религиозныйкульт, и одни могут считать себя буддистами, одновременно следуя шаманизму, адругие и вовсе не отнесут себя к буддизму.Опросы и анкетирование тоже не могут дать четкую и единую картину,поскольку кроме того, что человек может не знать основ религии, или не ходить вцерковь, он может сообщить о своей религиозной принадлежности, потому чтоего родители верили, или он отождествляет вероисповедный признак снациональным, считая себя русским, а может и попросту соврать.
И это еще нерассматриваются нетрадиционные религии и НРД, к которым может относитьсебя представитель любого этноса. Тем не менее, каждая религиознаяорганизация с помощью таких подсчетов намеренно увеличивает реальное числоверующих. К православным относят всех тех, кто заходит в храм раз в месяц илипо особому случаю поставить свечку, тех, кто знает о наличии религиозныхпраздников и, например, красит яйца, тех, чьи родители считают себяверующими, хотя сам он не только не читал священных книг, но даже не знаетоснов религии, к которой он себя причисляет.
Происходит подмена статистикипосещений храмов статистикой принадлежностей.К сожалению, это становится тенденцией, поскольку каждая религиознаяорганизация «подсчитывает» число верующих, забывая справиться о количествеисповедующих другие религии. Это приводит к тому, что при сложении цифрверующих, население Российской Федерации увеличивается почти в два раза!157Реально же верующих, конечно, меньше, поскольку это люди, которыесоблюдают религиозные предписания, посещают храмы, исполняют обряды имолитвы, знают или стремятся узнать основы веры.
Сложно сконструироватьединый критерий подсчета, но именно понимание характера современнойрелигиозности позволяет разобраться в некоторых важных сторонах социально157Филатов С., Лункин Р. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначнаяреальность // URL: http://www.religare.ru/2_20662.html (Дата обращения 17.05.2016)139политической позиции верующих, принадлежащих к различным религиям.Реальнаярелигиознаястатистикадолжнапомочьсделатьсоциальную,политическую и культурную позицию религиозных объединений и их лидеровболее прозрачной и понятной для российской общественности.Несмотря на это, с каждым годом в храмы приходит все больше людей.
Этосвидетельствует, о том, что в духовной сфере общества происходит увеличениятяги к духовному обновлению, к попытке осознать или приблизиться кпониманию определенных вопросов – что есть я? что есть мир? что есть Бог?Растет роль религиозных организаций не только в массовом, но и в личностномсознании человека. По ежегодным опросам Института социологии РАН, свыше65% респондентов, среди которых есть и известная часть неверующих, признает втой или иной мере авторитет Церкви в социальных и моральных вопросах.Неслучайно во всех опросах, связанных с доверием к социальным и гражданскиминститутам, религиозные организации занимают лидирующее место (послеПрезидента и армии)158. Человек стремиться к духовному росту, в котором емунеобходима поддержка и руководство.
Но с увеличением числа посещающиххрамы и обращающихся за поддержкой, все меньше времени у религиозногонаставника остается на каждого человека и на индивидуальный к нему подход. Иэто отражает одну из тенденций современности, когда происходящее увеличениетягикдуховномуобновлениюсрединаселенияредкоподкрепляетсяруководством религиозной организации.Еще одной явной тенденцией в отношениях между государством,обществом, религиозными организациями и личностью становится возрастаниеколичества форм религиозного образования. Повсеместное обсуждение ирассмотрение положительных сторон и недостатков предложенных концепцийтолько способствует расширению границ школьного обучения за счет внедрения вшкольнуюпрограммурелигиозногообразования.Именнопоэтому,срасширением системы происходит одновременная стандартизация процессаобразования и воспитания, некое усреднение, одним из недостатков которого158«Независимая газета» 09.06.2010.140можно назвать снижение индивидуального подхода к каждому, поскольку укаждого учащегося существует или формируется свой собственный взгляд намир.
На первый план в образовании выходит коллективное обучение,предполагающее единый подход ко всем учащимся. Индивидуальная работа покаеще не используется в полной мере, потому является проблематичной при такомколичестве учащихся. Так что, тенденция увеличения форм религиозногообразования предполагает возрастание стандартизации в процессе обучения.Религиозноеобразованиевсветскойшколеставитсвоейцельюформирование мировоззрения учащегося через его осознанный выбор. Но, ксожалению, сейчас существуют формы контроля знаний, но не мировоззрений.Именнопоэтомустановитсясложнымопределитьсамостоятельностьиосознанность выбора учащимся мировоззрения. Это означает, что покарелигиозныеорганизациигарантирующиминеовладеютсамостоятельныйвыбортакимиученика,формамицельконтроля,религиозногообразования снижается.Задачи образования и воспитания являются для любого обществаосновополагающими.
Именно в этой сфере выражается главная методологическаяпроблема просвещения и культурной политики в целом – отношение к прошлымзавоеваниям цивилизации, использование накопленного опыта. В «Основахсоциальной концепции РПЦ» указано, что церковь, воспринимая многое в областикультуры и искусства, стремится преподать это людям в «чистом» виде159. Приэтом, «с православной точки зрения желательно, чтобы вся система образованиябыла построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях. Темне менее, Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу иготова строить свои взаимоотношения с ней исходя из признания человеческой159«Церковь восприняла многое из созданного человечеством в области искусства и культуры,переплавляя плоды творчества в горниле религиозного опыта, стремясь очистить их отдушепагубных элементов, а затем преподать людям».
/ Основы социальной концепции Русскойправославной церкви // О социальной концепции русского православия. ИЦ «Религия всовременном обществе». М., 2002. С.91.141свободы».160 В России создаются необходимые условия для нормальногофункционирования системы религиозного образования и обучения. ФедеральныйЗакон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997) разрешаетрелигиозным организациям «в соответствии с их уставами и законодательствомРоссийской Федерации создавать образовательные учреждения» (ст. 5, п. 3). Далее(ст. 5, п. 4) говорится: «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, ссогласиядетей,образовательныхсогласованиюобучающихсявгосударственныхучреждениях, администрацияссоответствующимииуказанныхорганамимуниципальныхучрежденийместногопосамоуправленияпредоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии внерамок образовательной программы»161.Таким образом, были рассмотрены тенденции и перспективы развития всехтрех групп взаимоотношений, сторонами которых являются религиозныеорганизации, государство, общество и личность.Входеанализабыливыявленыосновныечерты,свойственныесовременному религиозному образованию, которые в определенной степениотражают изменения во всей системе образования и воспитания:1.Происходитрасширениеисточниковзнаний.Повсеместнаяинформатизация дает огромное поле познавательной деятельности.
Наряду собщедоступностью,постояннымобновлениемичересчурбыстрымраспространением наблюдается информационная неразбериха, непроверенностьисточников. Реальную информацию надо искать, отбирать с учетом навыковкритического подхода, которые еще только формируются у большинствамолодежи, что означает постоянное участие не подтвержденной информации вобразовательном процессе.2.Введение религиозного образования в светскую школу предполагаетналичие компетентных учителей, что проявляется не только в знаниях и умении160Основы социальной концепции Русской православной церкви // О социальной концепциирусского православия. ИЦ «Религия в современном обществе». М., 2002.
С.93.161Лобазова О.Ф. Религиозность в современной России: факторы динамики: монография. М.,2008. С.122-123.142их преподавать, но и в принципиальном уходе от выражения своего собственногомировоззрения. Это важно потому, что равный подход ко всем учащимся толькоподчеркнет равенство прав и возможностей любого человека, вне зависимости отего мировоззрения162. К тому же, такое достойное поведение учителя поможетучащимся понять и принять толерантность. Преподавателей, придерживающихсякрайних точек зрения (воинствующий атеизм и воинствующая религиозность)одинаково мало163 и это следует относить к положительным моментам,позволяющим удерживать от экстремизма на личностном и групповом уровне.Данный подход во многом идеален, поскольку на практике очень сложновоздержаться от высказывания своего мнения.