Диссертация (Развитие творческих способностей курсантов в образовательном процессе военно-музыкальных учебных заведений), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Развитие творческих способностей курсантов в образовательном процессе военно-музыкальных учебных заведений". PDF-файл из архива "Развитие творческих способностей курсантов в образовательном процессе военно-музыкальных учебных заведений", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
– М.: изд-во Моск. у-та, 1982. – С. 133.53Люди различаются уровнями в развитии своих способностей. Так, известнадифференциация на способных, талантливых и гениальных. Способные быстроовладеваютконкретнойдеятельностью,достигаявнейуспехаирезультативности. Со временем пользуются в своей непосредственной работеэлементами творческого подхода.Талантливый человек создает что-то новое. Его творческая деятельностьоригинальна, в определенной степени неповторима. Она сложилась в рамкахопределенных идей.
Следовательно, чтобы человек активно развивал свой талантему необходимо иметь как способности, так и склонности к выбранному родузанятий. Кроме этого, большого интереса, желания и напряженного труда.Высокий уровень одаренности, таланта – гениальность. Она проявляется втворческой деятельности, результаты которой имеют общественную значимость.Б.М. Тепловнеобходимпишет:определѐнный«Дляформирования(оптимальный)творческихуровеньспособностейсоциализированности,предполагающий овладение элементарными навыками культуры, но при этом –минимальную представленность поведенческих стереотипов»1.СогласноКурьяновой2,полученным данным,«наиболеевысокиевпроведенномпоказателиисследованиитворческихЛ.Н.способностейнаблюдаются у тех, кто имеет хорошую социально значимую психологическуюустановку по основным интересующим их формам социально-культурнойдеятельности, а также предметной деятельности»3. Те, кто предпочитаетадминистративную или организаторскую работу также встречаются средитворчески продуктивных участников.
Успешность обучения возрастает в связи сувеличением творческой исполнительности, эмоциональной уравновешенности ипрактичности.1См.: Теплов Б.М. Способности и одарѐнность // Психология индивидуальных различий.Тексты. – М.: изд-во Моск. у-та, 1982. – С. 138.2См.: Курьянова Л.Н. Деятельностный подход к воспитанию социально-значимыхпсихологических установок у молодежи в учреждениях культуры: дис. ... канд.
пед. наук. –Химки-6, 2014. – С. 115.3См.: Там же С. 117.54При этом творчески продуктивная личность обладает креативностью,широтойинтересоввпечатлительностью,восприимчивостью,иувлечений,богатыммечтательностью,внутреннимнонконформизмом,чувствительностью,миром,смелостью,эстетическойестественностью,непосредственностью, эмоциональностью.Экспериментальные данные свидетельствуют в пользу тесной связитворческих способностей и социально значимых психологических установок,которые являются неосознанными и протекающими помимо воли курсантоввоенно-музыкальных учреждений. Парадокс заключается в том, что творчество посвоей природе имеет некоторые особенности, воспроизводимые активностьюсамого обучающегося, иначе психологические законы или установки.Результатыспособностиисследованиясвидетельствуютотом,чтотворческиекурсантов в образовательном процессе военно-музыкальныхучебных заведений развиваются во всех значимых для него формах предметнойсоциально-культурной деятельности в процессе воспитания психологическихустановок, а также при выполнении следующих условий:- сформированности у курсанта военно-музыкальных учебных заведенийинтереса к выполнению творческих заданий;- реализации творческих заданий как важнейшего компонента;- объединении общим тематическим и проблемным стержнем творчества ивоплощением этих размышлений в практической деятельности;- творческую работу необходимо разворачивать во взаимодействиикурсанта с курсантом, с сокурсниками, в зависимости от конкретных условий иразличных ситуаций (игры, события и т.д.):- стимулировать семью к созданию социально значимых психологическихустановок для развития творческих способностей курсанта военно-музыкальныхучебных заведений.Начало XIX века стало периодом поиска творческого компонента вструктуре музыкальности среди отечественных музыкантов-педагогов, которыесвязывали одаренность музыканта с широким комплексом свойств и качеств.55Такие тенденции нашли своѐ отражение в творчестве отечественных педагоговмузыкантов.
Многие из них в свое время трактовали музыкальную одаренностькак сложную динамично соподчиненную структуру, которой была присуща свояиерархия. Данная структура представлена компонентами, находящимися вподвижной, лабильной, широко разветвленной внутренней связи и зависимости.Однимизпервыхосновныекомпонентымузыкальностивоенногодирижера, как комплекса соответствующих специальных способностей сдостаточно широким реестром индивидуальных качеств и свойств, выделилН.А.
Римский-Корсаков1. Композитор в своей теории обозначил два уровня:- элементарный уровень - базируется на «нормальном развитии органовпроизведении звуков»; определяется как «способность правильно петь илинаигрывать мелодию, или фразу». Следовательно, слуховые способностипредставлены двумя элементами: слухом гармоническим и слухом ритмическим.Этот уровень более всего подходит художнику музыкального ремесла;- высший уровень - представлен двумя компонентами музыкальнойодаренности, среди которых техническая приспособленность к виртуозной игре иабсолютный, внутренний, архитектонический слух, чувство музыкальной логики.Настоящий уровень соответствует мастерам музыкальной культуры.Например, С.М. Майкапар соотнес музыкальную одаренность с умениемслышать интонацию, звуковую окраску, нюансировку, ритм, фразировку и форму.Этим же он определил комплексный, сложносоставной характер даннойспособности.Сдругойстороны, Б.Л.
ЯворскийиБ.В. Асафьевистокимузыкальной одаренности видели в диалектической целостности эмоций,интеллекта,интуицииисознания.Темсамымученыеопределяли«профессиональное обучение базирующимся на воспитании музыкального1См.: Римский-Корсаков Н.А. О музыкальном образовании // Музыкальные статьи и заметки. –СПб., 1911.
– С. 19-59.56мышления. При этом они применяли метод развития всех художественных иинтеллектуальных данных», которые заложены в человеке» 1.Г.П. Прокофьев исследовал динамику развития способностей музыкантовисполнителей. Гармоничное развитие широкого комплекса качеств требуетформирования целостной личности музыканта. То есть, важен качественныйподход к организации учебного процесса будущего музыканта, который повлияетна развитие всего комплекса способностей2.Б.М.
Теплов в работе «Психология музыкальных способностей» выделилглавныемузыкальныеспособности.Книмученыйотноситслуховыепредставления, музыкально-ритмическое и ладовое чувство. Их он рассматриваеткак доминирующие предпосылки обучению музыки, сочетая со со сложнымипроцессами, представленными эмоционально окрашенным восприятием ипредставлениями.Этотисследовательвобозначенномтрудеобосновалкачественную характеристику понятию «музыкальная одаренность», считая, чтоее мера зависит от переживания выразительности звучания3.Рассмотрение творческих способностей стало предметом анализа процессоввоображения и мышления музыканта у исследователей А.Г.
Ковалева иВ.Н. Мясищева, которые доказали, что «компонентом музыкальной одаренностиявляется память»4.Применяяметодикусравнительно-психологическогоанализауровнямузыкального развития и изучая составляющие творческой одаренностимузыканта,можноустановитьдвавидамузыкальности.Срединих-эмоционально-образный (первоклассники, лауреаты конкурсов), рациональный(студенты учебных музыкальных заведений).
Как отмечал ученый, причины этого1См.: Ощепкова О.В. Педагогические аспекты формирования и развития художественнотворческих способностей (на материале преподавания музыки): дис. … д-ра пед. наук. – М.,2000. – С. 153-155.2См.: Прокофьев Г.П. Формирование музыканта исполнителя (пианиста). – М.: АПН РСФСР,1956. – 480 с.3См.: Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.
– М.: Наука, 2003. – 384 с.4См.: Ковалев А.Г. Мясищев В.Н. Психические особенности человека: В 2-х т. Т. 2.Способности. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. – С. 260-293.57явления кроются в существующих недостатках. Они присущи традиционнойсистеме обучения музыкальному искусству1.Исследования последних лет показывают, что творческие способностиявляются целостным, многоуровневым и многокомпонентным системнымкомплексом. Они участвуют в создании художественного образа и напрямуюкоррелируют с качеством исполнительской деятельности.В связи с этим, а также с учетом конкретных направлений специальныхпроектов,главнойцелью,вконцеконцов,должнастатьразработкапсихологических программ развития творческого потенциала на различныхуровнях, в разных сферах, а также разработка психологических технологийактивизации как индивидуальных, так и коллективных творческих возможностей.При этом в данном контексте особенно важным является анализ такихпсихологических аспектов и связанных с ними моментов:- общий социально-психологический климат разного масштаба (начиння отвсех видов локального и заканчивая в-общественным, государственным);- учет реальных психологических детерминант творческого поведениячеловека в современных условиях (информационные потоки, технизация,насыщенные коммуникативные каналы и др.);- активизирующие и мобилизующие факторы творческой деятельности восложненных, кризисных, а порой и экстремальных условиях;- прогнозирование развития и особенностей реализации творческогопотенциала в различных масштабах и условиях.Ориентациянамаксимальныйучетпсихологическогофакторапредусматривает также и ориентацию на осуществление комплексного подхода,который одновременно позволит повысить достоверность учета всех этихтенденций и явлений, а также определенным образом формализовать отдельныечисто психологические феномены путем введения хотя бы ориентировочныхкоэффициентов.1См.: Науменко С.И.