Диссертация (Развитие творческих способностей курсантов в образовательном процессе военно-музыкальных учебных заведений), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Развитие творческих способностей курсантов в образовательном процессе военно-музыкальных учебных заведений". PDF-файл из архива "Развитие творческих способностей курсантов в образовательном процессе военно-музыкальных учебных заведений", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Индивидуально-психологические особенности музыкальности // Вопросыпсихологии. - № 5. – 1982. – С. 85-93.58Поскольку речь идет о творческом потенциале, закономерным являетсявопрос о современных научных представлениях о нем, его содержании, структуре,не говоря уже о возможности его развития, обогащения и реализации. Следуетсразу отметить, что палитра определений творческого потенциала, с однойстороны, очень богата, а с другой, как это обычно бывает в психологии, разноплановая, а порой характеризуется не только туманностью, но и сплошнымипротиворечиями. Не вдаваясь в полемику развернутого анализа, остановимся нанекоторых важных вопросах.Важна также характеристика психологической сущности творческогопотенциала. В этимологическом плане под потенциалом понимают возможностьосуществлять то (физический потенциал - запас физических сил; электрическийпотенциал - общий энергетический потенциал и др.).
Это отношение, пожалуй,нет нужды обсуждать по причине того, что в простейшем, кратчайшем вариантеможно говорить о творческом потенциале как о ресурсе творческих возможностейчеловека, способности конкретного человека к совершению творческих действий,творческой деятельности в целом.Вконцептуальномопределении,когдарассматриваетсяпонятие«творческий человек», то имеем в виду, что этот человек потенциально способенк творчеству. Другое дело в каких масштабах, в каком объеме, на какихвременных дистанциях, в каких именно сферах и т.д. - это уже требует особыхуточнений в каждом конкретном случае.Целенаправленныхопределенийтворческогопотенциалавпсихологической литературе очень мало - чаще всего о нем говорится как ообразовании, само собой разумеющимся.
Но это далеко не так и здесь не нужноприбегать к каким-то изощренным аналитическим разработкам, а стоит простопересмотреть терминологические массивы в соответствующей литературе. Приэтом может даже сложиться впечатление, что исследователи - сейчас говоримтолько о тех, кто исследовал или исследует проблемы творчества - избегают,обходят такие определение, даже боятся приближаться к такой действительнотаинственной структуре, как творческий потенциал. В чем здесь дело?59Прежде всего, и, вне всякого сомнения, главное, что творческий потенциал это именно та система, которая абсолютно, так же как, скажем, и подсознание,скрытая от любого внешнего наблюдения; более того, мы хорошо понимаем, чтои сам носитель творческого потенциала иногда мало или совсем ничего не знает освоих творческих возможностях.
Об истинных творческих возможностяхконкретного человека мы можем доказательно, а не гипотетически, говоритьтолько на основовании проведенной деятельности, полученных оригинальныхпроизведений. Творческий потенциал становится не мнимой, а реальной,прогнозируемой ценностью только тогда, когда реализуется в изобретениях,книгах, картинах, фильмах, музыке и так далее.Здесь, как сказал бы один из героев Ф. Достоевского, просматриваетсядрама ожидаемого и реализованного. Драма, которая может в финале статьпатетической сонатой Л. Бетховена или трагедией нереализованного таланта,потому что на пути от возможностей к реалиям может быть много препятствий, апорой встречаются и целые пропасти.Но реальное бытие требует от нас все более точного прогнозированиянаших творческих возможностей, так как не исключено, что творческиевозможности – это наш последний ресурс в поединке с созданным нами миром и ссамими собой.
Поэтому перед наукой стоят очень ответственные и сложныезадачи - осуществление глубокого профессионального анализа творчества итворческого потенциала, в том числе у курсантов.Как многоуровневый и многокомпонентный психолого-педагогическийпроцесскурсантовхарактеризуетсявусовершенствованиевоенно-музыкальномучебномтворческихзаведении.Онспособностейпредставленспецифической динамикой, которая отражает интегрированную спецификусовместного творческого взаимодействия преподавателей и обучающихся.
И этотпроцесс происходит в интересах качественной подготовки к реализации задачконцертной деятельности и военно-оркестровой службы.Таким образом, существуют основания утверждать, что сформулированноепредставление о творческихспособностях курсантовкак интегративной60совокупностисвойствличностираскрываетспецификуихтворческойдеятельности в качестве военного дирижера при условии ее успешноговыполнения.Обозначенный подход к осознанию сущности процесса, которая вдиссертации основывается на моделировании профессиональной деятельности входе реализации УПоС, позволяет озвучить его содержание, включающее рядважных аспектов:- формирование требований педагогической среды военно-музыкальныхучебных заведений, способствующих творческой активности курсантов на основемоделирования УПоС;- на основе проблемных и эвристических методов разработать и внедрить вобразовательный процесс различные методики проведения учебных занятий;- развитие сознательного и самостоятельного мышления у курсантов вобучении, применяя три организационно-методические уровни.Следовательно, задачу формирования и развития творческих способностейкурсантов в образовательном процессе военно-музыкальных учебных заведенийсегодня необходимо рассматривать как ключевую.
Педагогические коллективыученых и практиков также стремятся к ее реализации, учитывая тот факт, что этотвопрос можно положительно решить посредством творчества самого педагога.Немаловажнуюрольиграетиразвитиетворческихспособностейеговоспитанников. Это связано с тем обстоятельством, что творчество всегдаявляетсяновым,неизведанным,захватывающим действием.непредсказуемым,увлекательными61§3. Структура и особенности процесса развития творческих способностейв обучении курсантов военно-музыкальных учебных заведенийВ данном параграфе поставлена задача рассмотреть внутреннюю структурупроцесса развития творческих способностей курсантов.
Важно также определитьспецификуусовершенствованиятворческихспособностейкурсантоввобразовательном процессе военно-музыкальных учебных заведений. А такжеактуальным сегодня является вопрос, связанный с необходимостью обоснованияпрограммы развития творческих способностей курсантов, что является сложным,системно организованным процессом. Он развивается по спирали, непрерывно идискретно одновременно. Одновременно проходит через определенные этапы истадии.
Имеет в каждом конкретном случае свои индивидуально-характерныечерты, которые, в свою очередь, реализуются на трех организационнометодических уровнях:1) подготовительный – уровень «подражаний, имитация» (курсанты 1-го и2-го курсов обучения). Предусматривает наполнение сенсорного, эмоциональногои интеллектуального опыта как основы для творчества. Здесь же происходитосвоениеэталоновтворческойдеятельности.Большоезначениеимеюттехнологии, средства, способы, определение природных задатков и склонностейкурсантов военно-музыкальных учебных заведений. Крайне важно проводитьанализ качества результатов деятельности.Обозначенный уровень считается таким, что затруднительно развиваеттворческие способности учащихся.
Это происходит потому, что система военнойслужбы является фундаментальной для курсантов начальных курсов обучения, неимеющих о ней целостного представления. Именно это затрудняет осуществлениецеленаправленной деятельности. Тем более, в ходе развития творческихспособностей (см.
приложение 1).622) основной – уровень «преобразования» (курсанты 3-го и 4-го курсовобучения). Связан с применение основных эталонов и их преобразованием вновых значимых условиях соответственно с индивидуальной спецификой.Является доминирующим для обучающихся курсантов в творческом процессе.Они уже смогут опереться на сформированную систему первичных знаний,применяя умения и навыки повседневной воинской деятельности. Это период«интеллектуальной готовности» к самостоятельным поискам и принятию важныхрешений (см. приложение 2).3) завершающий – уровень «альтернатив» (курсанты 5-го курса обучения).Приводиткиндивидуализации,гармонизациитворческойдеятельности.Воздействует на становление творческой индивидуальности, собственногонеповторимого стиля.
Здесь приоритетное значение отдается субъектномуподходу в обучении курсантов. То есть, они должны осознавать, что являютсяуже не в статусе обучаемых, а обучающихся. Существуют основания полагать,что этот этап трансформирует подходы к выбору методики педагогическихвзаимодействий между субъектами образовательного процесса и курсантами.Речь идет о будущих военных музыкантах, офицерах-дирижерах военныхоркестров (см. приложение 3).Цель,закономерныеизмененияличностныхкачествкурсантов,необходимых для самостоятельного осуществления творческой деятельности,являютсяпервичнымиспособностейвэлементамиобразовательномструктурыпроцессеразвитияихтворческихвоенно-музыкальныхучебныхзаведений.