Диссертация (Развитие творческих способностей курсантов в образовательном процессе военно-музыкальных учебных заведений), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Развитие творческих способностей курсантов в образовательном процессе военно-музыкальных учебных заведений". PDF-файл из архива "Развитие творческих способностей курсантов в образовательном процессе военно-музыкальных учебных заведений", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Это послужило основанием для принятия решения осоздании школ военно-музыкантских воспитанников. Очевидно, что задачеймузыкантов в войсках было повышение боевого настроя солдат. Более того,авторы статьи «Военные оркестры» Большой Советской Энциклопедии отмечают,что «Военные оркестры, как художественные коллективы играют важную роль нетолько в идейно-политическом и культурном воспитании личного составаКрасной армии и Военно-Морского Флота, но и в общественно-культурной жизнивсего советского народа»1.Кроме этой задачи также решался вопрос профессиональной ориентациичасти воспитанников детских домов во многих городах страны.
Как известно, вБаку, Ташкенте, Новосибирске, Иркутске, Уфе, Москве, Ереване, Рязани,Свердловске, Воронеже также были созданы школы для военно-музыкантскихвоспитанников.Б.И. Павловутверждал,чтоаналогичныешколыфункционировали в Ростове-на-Дону, Тбилиси, Киеве, Одессе, Сталинграде,Минске и Хабаровске. Были организованы три школы и в Москве. Первая - (наТаганке), вторая (Серебряный Бор), третья (в Томилино). И создано две школы вЛенинграде - Первую Ленинградскую и Ленинградскую Морскую.Рассмотрев первые месяцы существования школ, нужно отметить, чторабота в этих школах была сопряжена с большими трудностями какорганизационного, так и педагогического характера, тем не менее, происходилостановление новых традиций, формирование того уклада жизни, которыйвпоследствии закрепился в школах, создавались новые методики обучения врамках военно-музыкантской школы.Проанализировав все вышеперечисленные факты, можно заключить, чтовыделенный в данной работе период в истории школ военно-музыкантскихвоспитанниковбылвременемотлаживанияпедагогическихибытовыхмеханизмов, введения их в обычную школьную жизнь, а также развертывания1См.: Военные оркестры.
/ БСЭ. Современный толковый словарь. – М.: БСЭ, 2003. С.320-321.28активной концертной деятельности школ, становления школы как одного изведущих учебных и концертных учреждений города.В годы Великой Отечественной войны функционировало «14 школ военномузыкантских воспитанников. В них также получали образование десятки детейсирот»1. Музыкантские воспитанники в возрасте 13-15 лет по 15 человек быливведены в штатные оркестры запасных стрелковых, кавалерийских, учебныхполков, запасных танковых полков учебных танковых бригад, отдельных учебныхтанковых полков. А также в «стрелковые дивизии, кавалерийские полки идивизии Забайкальского фронта и СибВО.
В оркестры военно-учебных заведенийСибири аналогично было введено по 20 музыкантских воспитанников» 2. Такимобразом, выполнялся Приказ заместителя Наркома обороны СССР № 071 от 27марта 1944 года.Данный приказ предусматривал введение в штат каждого кавалерийскогополка 3-й запасной кавалерийской бригады по 15 человек музыкантскихвоспитанников.
Все они должны были быть в возрасте от 13 до 15 лет.Укомплектовывали штаты этого полка, в том числе, и воспитанниками детскихдомов. Для этого проводилась специальная процедура согласования с местнымиорганами народного образования. В итоге детей зачисляли в штат полка, брали надовольствование,военнослужащими.обеспечиваяПроходянеобходимымспециальнуюобмундированиемподготовку,онинарядусизучалииобязательную общеобразовательную программу семи классов средней школы3.В феврале 1943 года, по инициативе маршала Г.К. Жукова, по приказуСталина в городе Свердловске была открыта школа музыкантских воспитанниковв составе Красной Армии для детей-сирот, чьи родители погибли на фронте.Отцов и матерей заменили мальчикам офицеры – преподаватели, бывшиекомандиры, фронтовики. Первым начальником школы был назначен полковникСаенко П.И.
Преподавателями – Скалов Г.Д., Зубец Г.В., Шабашов Б.Е. Весомый1См.: ЦАМО РФ. Ф. 57. Оп. 12305. Д. 275. Л. 114, 115.См.: Русский архив. Великая Отечественная: Приказы Народного Комиссара обороны СССР(1943-1945 гг.). Т.13 (2-3). – М.: Терра, 1997. – С. 267.3См.: ЦАМО РФ. Ф. 3396. Оп. 1. Д. 1. Л. 8.229вклад в музыкальную подготовку внесли в период становления школы педагоги –профессораУральскойгосударственнойконсерваторииМ.П. Вагин,Е.П.
Матюшин, В.В. Коровяков, А.П. Вольпер, а также учителя и воспитателиБ.Б. Белкин, Е.С. Писаревская, Т.Б. Козлова и другие. За годы существованияСвердловская школа музыкантских воспитанников подготовила для военныхоркестров более 700 выпускников.Среди них также солисты оркестров Государственной филармонии (ОлегСоловей, Александр Глазырин), театров Оперы и балета, Музыкальной комедии(Роман Федоров, Геннадий Горохов, Анатолий Журавлев, Илья Богданов, ЭдуардМалей) и других творческих коллективов не только Свердловской области, но ивсей страны.
Директора музыкальных школ, Заслуженные работники культуры(Г.М. Беляев,Г.Н. Николаев),преподавателиУральскойГосударственнойконсерватории, училища имени Чайковского. Из стен школы вышли яркиедарования: доцент Минской консерватории, солист филармонии В. Волков,солист оркестра О. Лундстрема, В. Колков, братья Занозины, А. Устинов –выпускникифакультетавоенныхдирижеровМосковскойконсерватории.Владимир Пресняков (старший) и Владимир Пресняков (младший) тоже училисьв данной школе.Московское военно-музыкальное училище начинает свою историю от 2-ойМосковской школы военно-музыкантских воспитанников Красной армии. Онабыла создана в 1937 году совместным постановлением Народного комиссариатаобороны РСФСР. А также Народного комиссариата просвещения РСФСР.Первое положение о школах музыкантских воспитанников датировалось1937 годом.
В нем установлено, что школа должна была комплектоваться «извоспитанников детских домов в возрасте 12 лет и старше. При этом, они должныбыть пригодные к обучению музыке. Иметь предыдущую подготовку не нижеуровня 3-4 классов средней образовательной школы. Обучения в школерассчитано на трехлетний период. Ее выпускники получали свидетельства обокончании.ПослеучебыИнспекциявоенныхоркестровраспределяла30подготовленных специалистов. В частности, по оркестрам в составе Рабочекрестьянской Красной армии.Школы музыкантских воспитанников просуществовали до 1954 года.Главной причиной этого, по мнению Б.И.
Павлова, была принадлежность школ кразным ведомствам, что предполагало участие в различных мероприятиях,концертах и обучение выпускников в разных высших военно-музыкальныхучебных заведениях. Базой морских музыкантов был военно-дирижерскийфакультет Ленинградской Консерватории. Этот порядок установлен еще современи руководства Н.А. Римским-Корсаковым оркестрами Балтийского флота.Для военных музыкантов существовал Институт военных дирижеров в городеМоскве. Он впоследствии преобразован в факультет Московской Консерватории.Только с января 1957 года Ленинградский факультет был переведен в Москву иобразование музыкантов армии и флота совместилось.В 1956 году 1-я Ленинградская школа военно-музыкантских воспитанниковбыла передана в ведение Министерства Просвещения РСФСР.
Таким образом,школа лишилась военного статуса, а все военные педагоги и командиры покинулишколу. В 1959 году было принято решение о ликвидации школы и создании на еебазе Ленинградского музыкального интерната, для обучения юных музыкантовобоих полов. На этом, на 23-м году со дня основания, 1-я Ленинградская школавоенно-музыкантских воспитанников завершила свою работу.Существование1-йЛенинградскойшколывоенно-музыкантскихвоспитанников стало важной вехой в истории советского – российского военномузыкального дела. В первую очередь школа обеспечила преемственностьпоколений: от дореволюционных музыкантов, учеников Римского-Корсакова иГлазунова, ставших педагогами 1-й ЛШВМВ – к воспитанникам школы, которыепередают свои знания поколению музыкантов сегодняшнего дня.В 1956 году Московская школа военно-музыкантских воспитанниковКрасной армии получает новое имя.
Отныне это Московское суворовское военномузыкантское училище. Поэтому заведению вручается Боевое знамя. Оноявляется единственным учебным заведением подобного типа. Но в 1960 году31вновь переименовывается. Теперь училище получает статус Московской военномузыкальной школы1.Воспитанники школы проходили здесь семилетний курс обучения. В концеим выдавался диплом о среднем специальном образовании. В 1981 году она сноваменяет свой статус. В соответствии с приказом Министерства просвещения СССРи директивой Генерального штаба получает свое сегодняшнее наименование.
Стех пор Московское военно-музыкальное училище переведено на четырехлетнийсрок обучения. В училище поступают пятнадцатилетние юноши, окончившие 9классов общеобразовательной школы. Они преимущественно имеют музыкальноеобразование, как минимум в объеме детской музыкальной школы2.Образовательный процесс в училище организован в соответствии сфедеральными законами, приказами Министра обороны Российской Федерации,Уставом училища, Учебным планом и распорядком дня. Училище реализовываетпрофессиональнуюобразовательнуюпрограммусреднегозвена,развиваяспециальность 53.02.03 – «Инструментальное исполнительство» (по видаминструментов).Многие воспитанники принимали участие в творческих коллективаххудожественного направления.
Так они получали уникальную возможностьуглубить и расширить свои знания, осваивая выбранную ими профессиюмузыканта-исполнителя. Актуально также был поставлен вопрос укрепленияфизического здоровья учащихся. На его реализацию специально было направленосодержание программ физкультурно-спортивного направления.Следовательно,творческиеобъединениясоциально-педагогическогонаправления уже могли предоставлять студентам возможность одновременноразвиваться в духовном и эстетическом ключе.
А также получать глубокие знанияо культуре и искусстве Отечества и зарубежных стран.Важным (с учетом специфики образовательной деятельности училища)показателем эффективности работы творческих объединений дополнительного1См.: Строкина Н. Российские военные оркестры – птенцы гнезда Петрова // Играем с начала.Dacapoalfine. – №12 (138).2015. - С.