Диссертация (Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины XX века), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины XX века". PDF-файл из архива "Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины XX века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
То, что героиоказываются в пограничной ситуации, часто перед лицом смерти, позволяет импроникнуть в мир собственной «экзистенции», переживая «экзистенциальный42опыт» (Г. Марсель), понимание (М. Хайдеггер), «экзистенциальное озарение»(К. Ясперс). Отсюда и эмоции, переживаемые героем, например, ощущениесильного, животного страха, который «убирает» все житейское, мирское,заставляяпрочувствоватьистинноесуществование.Основополагающимконцептом является свобода, переживая свободу, освобождение от всегонезначительного,наносного,геройпереосмысливаетбытиеиощущаетвозможность самостоятельного и свободного существования во взрослом мире.Тема преодоления страха и обретения свободы является одной из наиболеезначимых в мотивно-тематическом комплексе романа воспитания.Особенностьюпоэтики«обновленного»романавоспитанияявляетсяорганизация речевого повествования, в частности, использование фигурырассказчика.
Авторское присутствие в тексте реализуется в таком случае наиболееэксплицитно, так как рассказчик является одновременно и повествователеми действующим субъектом. Это своеобразное и сложное совмещение точек зренияи голосов автора, героя и реципиента.Мир героя открывается не столько в его внутренних диалогах, скольков изображаемой действительности: повествование от первого лица показываетчитателю объективный мир через призму восприятия рассказчика. Так, текстобъединяетизображаемыймир,героя,автораи читателя,благодаряавтометаописанию, прямым обращениям рассказчика к читателю.Стоит отметить, что главная тема классического романа воспитания –постепенное развитие, воспитание: «Центральный предмет изображения –постоянство движения жизни, ее непрерывность, поэтому темпоритм движениясюжета романа воспитания не стремительный, но сдержанный, мир романногоцелого не имеет центрированной модели, которая отражала бы решение одногоглавного вопроса, разрешение одного конфликта» [238].
Иную сюжетнофабульную организацию имеет поэтика «обновленного» романа воспитания, этотрехчастнаяструктура,испытание героя.определенныйлокусдействия,эксплицированное43Своеобразен хронотоп обновленного романа воспитания, в которомприсутствуют различные способы субъективизации, управления временем: времядействия уплотнено до нескольких дней, где каждый час приобретаетсимволическоепсихологическоезначение,разныевременныеотрезкихарактеризуются разной интенсивностью, часто темп контрастен – все этиприемы обращают внимание на самое важное – миг, в который совершаетсяизменение в сознании героя.Важным элементом поэтики романа являются воспоминания, которыевыполняют роль композиционного приема, выделяющего кульминационныемоменты повествования.
Таким образом, читатель видит всю сложностьи многогранность психологического процесса, происходящего сейчас, в романномнастоящем,событиякоторогообогащаютсяглубокимподтекстом.Дляанглоязычного романа второй половины XX века характерна исповедальнаятональность,котораястроитсявомногомблагодарядиалогичномувзаимодействию рассказчика и читателя, где диалогичность – ключ к пониманиюпсихологических движений в душе главного героя. В анализируемых текстахисключение составляет роман У.
Голдинга, в котором представлен динамическийтипсюжета,аповествованиеотпервоголицапоявляетсятольковкульминационных, наиболее драматичных эпизодах (внутренняя речь Ральфа вовремя побега от Джека и дикарей в конце романа).Следует обратить внимание на формы выражения авторской позиции: чащевсего, повествование строится от первого лица, что способствует максимальнооткровенному, искреннему, полному раскрытию героя. Авторская позициявыражается в сюжетно-композиционной структуре, создании речевого портретаперсонажей, в использовании символики: цветовой, образной, световой,символики деталей, поступков; а также через образы-символы («Повелительмух»). Как отдельный способ авторского присутствия в тексте можно выделитьсубъектныйтипорганизацииповествования,созданиесубъектно-композиционного метанарратива [87; 89], наиболее ярко это проявилось в поэтикеромана И.
Бэнкса «Осиная фабрика».44Поскольку для романа воспитания особого типа несвойственно линейноеизображение взросления и становления героя, общий принцип построения можноназвать «спектральным анализом», в отличие от диалектического описания жизнигероя, перед читателем раскрываются только узловые моменты его истории.Согласно литературной традиции, в романах воспитания используется дваосновных способа повествования, от первого и от третьего лица, но основнымявляется рассказ от первого лица, когда действующее лицо одновременноявляется рассказчиком.
В литературоведении употребляются два различныхтермина – «повествователь» и «рассказчик». Их различие определяется поразному: по грамматической форме («повествователь» излагает события«от третьего лица», «рассказчик» – «от первого») [206, с. 219-240], по меревыявленности («повествователь» – «носитель речи, не выявленный, не названный,растворенный в тексте», «рассказчик» – «носитель речи, открыто организующийсвоей личностью весь текст» [99, c.
33-34].По мнению В. Шмида, «повествователь» является инстанцией более«объективной», близкой автору, в то время как «рассказчик» – более«субъективной. Понятие же «нарратор» скорее функциональное, обозначающееносителяповествовательногоначала,безотносительноктипологическимпризнакам» [142].Использование фигуры рассказчика характерно для англоязычного романавоспитания второй половины XX века, это связано с особенным вниманием квнутреннему миру главного героя, который обычно выступает и как рассказчик, икак действующее лицо, что позволяет ему одновременно находиться в деятельнойи рефлексивной позициях. Также этот прием существенно влияет на воплощениеавторского замысла.
В записных тетрадях к роману «Подросток» Ф.М.Достоевский, выбирая между рассказами «от третьего и первого лица»,анализирует достоинства и недостатки той и другой техники: «От Я –оригинальнее и больше любви, и художественности более требуется, и ужасносмело, и короче, и легче расположение, и яснее характер подростка как главноголица, и смысл идеи как причины, с которою начат роман, очевиднее» [46, с. 24].45Степень взаимодействия рассказчика с адресатом в романе воспитания можетбыть разной (В. Шмид): диалогизированный нарративный монолог, апелляция,гдерассказчикизображаетсяэксплицитно(«Надпропастьюворжи»),объективация повествования, обращение к читателю, но не ориентированностьна него («Осиная фабрика»), повествование от третьего лица, презентация разныхточек зрения, где герой показан в ряду других персонажей («Повелитель мух»).Рассказчик может быть едва уловимым, сливаясь с абстрактным автором(«Осиная фабрика»), но и в этом случае он обладает определенной точкой зрения,которая выражается в отборе эпизодов и событий повествуемой «истории».Типичный рассказчик обновленного романа воспитания – диегетическийнарратор (в терминологии В.
Шмида), то есть такой нарратор, которыйодновременно фигурирует в двух планах: в повествовании (как субъект), и вповествуемой истории (как объект). Образ читателя наделяется конкретнымичертами, чаще всего это чуткий и внимательный собеседник, обращение к немувыражается в апелляции, имплицитно выраженном призыве занять определеннуюпозицию по отношению к рассказчику, его истории, повествуемому миру.Апелляция выполняет экспрессивную функцию, а также играет важнуюнарративную роль.В структуре повествования от третьего лица (объективированном) фигуракомментирующего рассказчика отсутствует. Так организовано повествованиев романе У.
Голдинга «Повелитель мух». Автор в таком случае выступаеткак наблюдатель, таким образом, создается ощущение объективности для полнойимногограннойпередачиПри этом объективированноевнутреннегоповествованиевсемиражеперсонажей.двупланово:вречиповествователя присутствуют голоса персонажей. Такая форма повествованияпозволяет выразить субъективную оценку, которая выявляет самохарактеристикугероя и его взгляд на других персонажей.Делая выводы, можно заключить, что роман Дж.Д.
Сэлинджера по типуповествования – сказ (В.В. Виноградов [174]). Рассказчик назван и стилистическивыделяется.Рефлексиярассказчикасопровождаетсямногоплановым46метакомментарием, использующим различные регистры речи [119]. В романеиспользуетсявульгарнаялексика,сленг.Нооб акториальный типе повествования, сказовомздесьуместнееговоритьнарративе, не чистом сказе,а его трансформации.
С точки зрения речевой организации повествованияособенно важным представляется стилизация устной речи, исповедальность,прямое обращение к читателю, именно этот модус высказывания являетсятипичным в произведениях, где главным героем является подросток.В романе И. Бэнкса «Осиная фабрика» также представлен акториальный типповествования, но с большей объективацией, апелляция к читателю выполняетменьшую повествовательную и импрессивную функцию.
В тексте присутствуютметакомментарии героя, но связь между адресатом и рассказчиком редуцирована,их взаимодействие строится на постепенном раскрытии образа рассказчика,через откровенностьповествования,искреннееобъяснениепричини психологических оснований поступков и событий [90].В романе У. Голдинга «Повелитель мух» история излагается от лица автора,представлены разные точки зрения, главный герой показан в ряду другихперсонажей.
Повествуя от третьего лица, автор не имеет строгих ограничений,воспроизводитсяполнаякартинахудожественнойдействительности,раскрываются разные художественные образы и точки зрения. Однакопримечательно, что в момент наивысшего напряжения (финальная глава «Вопльохотников») внутренний мир главного героя изображается с помощью включенияэлементов «потока сознания».Англоязычный роман воспитания второй половины XX века не показываетрождения и становления героя, читатель не видит его поступательного движения,психологических, педагогических и философских основ его характера.