Диссертация (Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины XX века)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины XX века". PDF-файл из архива "Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины XX века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТИМ. В.П. АСТАФЬЕВА»На правах рукописиШалимоваНадежда СергеевнаЖАНРОВАЯ ДИНАМИКА АНГЛОЯЗЫЧНОГО РОМАНА ВОСПИТАНИЯВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА10.01.03 – литература народов стран зарубежья(литература стран Западной Европы и Америки XX века)Диссертацияна соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель кандидат филологических наук,доцент Липнягова Светлана ГеннадьевнаКРАСНОЯРСК 20182СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ .....................................................................................................................
3Глава 1. Англоязычный роман воспитания второй половины XX века:генезис, жанровая специфика, повествовательная модель ................................ 161.1. Роман воспитания: возникновение, формирование, основные традицииизображения, типы национальных моделей ............................................................ 161.2. Особая форма англоязычного романа воспитания второй половины XX века...................................................................................................................................... 291.3.
Способы организации повествования в англоязычном романе воспитаниявторой половины XX века ......................................................................................... 40Выводы по главе 1...................................................................................................... 47Глава 2. Поэтика англоязычного романа воспитания 1951-1954 гг. ................ 502.1. Роман Дж.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»: жанровая атрибуция иповествовательная модель.........................................................................................
502.2 Роман У. Голдинга «Повелитель мух»: жанровая атрибуция иповествовательная модель......................................................................................... 78Выводы по главе 2.................................................................................................... 100Глава 3.
Поэтика англоязычного романа воспитания 1984-2013 гг. .............. 1023.1. Роман И. Бэнкса «Осиная фабрика»: жанровая атрибуция иповествовательная модель....................................................................................... 1023.2. Внутрижанровая аллюзивность особой формы англоязычного романавоспитания второй половины ХХ века .................................................................. 120Выводы по главе 3.................................................................................................... 142ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................... 144СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .................................................. 1533ВВЕДЕНИЕОпределениев настоящеежанровыхвремяособенностейявляетсяоднимхудожественногоизпроизведенияважнейшихнаправленийв литературоведении.
Это связано с тем, что жизнь романного жанрав литературном процессе ХХ века крайне интенсивна: процесс «жанровойгенерализации» [107] приводит к тому, что различные жанровые структурывзаимодействуютврамкаходногопроизведения,активнооформляютсясинкретичные формы, возникают новые жанровые разновидности [187].По мнению М.М.
Бахтина, это связано с тем, что жанр романа не являетсястатичным, это становящийся и еще не готовый жанр, оформление которогопроисходит «на наших глазах» [68]. На это указывает и Н.А. Николина, отмечаядвойственную природу жанра: «с одной стороны, это сознательный учетпрототипа и воспроизведение существенных признаков первичного жанра, сдругой стороны, это обязательная трансформация его возможностей» [107, с.
29].В литературе XX века значительно меняется одна из основных жанровыхформ романа – «роман воспитания». Произведения, относящиеся к этому жанру,приобретаютинуюсобытийнуюинтенсивность,связаннуюсновымиотношениями писателя и читателя: экономией читательского времени, с однойстороны, и шокирующими реалиями, наличием развлекательного элемента, сдругой.Исследователиобозначаютсоциальнуюзначимостьособого,обновленного романа воспитания, поскольку произведения о взрослениивыполняют не только философски-социальную, но и институализирующуюфункцию в современном мире. [241]. В центре исследования находится формаромана воспитания: гибридная, синкретичная жанровая разновидность, имеющаяособую структуру повествовательной модели. Можно предположить, чтожанровая двойственность, неоднозначность, относительность в данном случае неведетк«герменевтическойпутанице»,а позволяетразнымчитателямакцентировать те или иные аспекты произведения, так как восприятие текстазависит от того, в какие «рамки» реципиент его помещает [156, p.
270].4В романе воспитания XX века представлена поэтическая реконструкциянекоторых архетипических моделей [145] взаимодействия личности и общества,попыток экзистенциального осмысления человеком своего места в мире [106],этому служит один из древнейших архаических обрядов – обряд посвящения, скоторым связана сюжетная схема «обновленного» романа воспитания.Роман воспитания – традиционная жанровая разновидность, имеющаядревние истоки. У появления и популярности этой жанровой разновидности естькак социокультурные, так историко-литературные причины: сценарий инициациисоставляет основу эпоса и сказки [96], затем переходит в куртуазный роман(но в отношении античного и средневекового романов закономерно отмечатьлишь частичное использовании данной сюжетной схемы, поскольку в этих типахромана, как и в эпосе, герой является неизменяемой, «готовой» величиной),и далее,впоэтикеромантизма,всвязисосвоениемличностногопространства, выходит на первый план.Наиболее полное оформление особой формы романа воспитания происходитв литературе второй половины XX века: поскольку жанр «непосредственнореагирует на эстетическую концепцию личности» [103, с.
30], то именно ситуацияXX века этому вполне способствует: освоение новой концепции времени,ослабление социально-исторического контекста, понимание сакрального, а такжемифичность сознания, новые критерии бытия, разработки которых требует этокризисное время [84].Особая форма романа воспитания служит попыткой осмысления местачеловека в современном мире. Во время социальных и исторических потрясений,когда сознание становится дискретно и прежние ценности перестают бытьабсолютными, универсальность сюжетной схемы посвящения, обращение ккоторой связано с попыткой изобразить взросление героя, тема внутреннегопреодоления, социального и психологического изменения героя обуславливаетпоявление и развитие этого жанра в творчестве таких разных авторов, как ДжеромДэвид Сэлинджер (The Catcher in the Rye, 1951), Уильям Голдинг (Lord of theFlies, 1954), Энтони Берджесс (A Clockwork Orange, 1962), Иэн Бэнкс (The Wasp5Factory, 1984), Стивен Чбоски (The Perks of Being a Wallflower, 1999), ДжонМаксвелл Кутзее (The Childhood of Jesus, 2013), Донна Тартт (The Goldfinch,2013).
Выбор материала для диссертационного исследования обусловлен тем, чтоподробному анализу подверглись «высокие образцы» жанра, поскольку именно вних представлены наиболее эксплицитные модели романа воспитания новоготипа.Жанры романа воспитания, философского, исповедального романа, романапутешествиявлитературенарратологическийвектор.XXвекатрансформируются,Важнейшимичертамименяютпоэтикисвойстановятся:исповедальное повествование от первого лица, определенные стадии сюжета(фаза обособления, фаза партнерства, лиминальная (пороговая) фаза и фазапреображения)[134],особыйхронотоп.Примеромрепрезентацииповествовательной модели, которая наиболее отличается от традиционнойструктуры романа воспитания, можно назвать роман Дж.Д.
Сэлинджера «Надпропастью во ржи», текст, послуживший определенной праосновой дляпоследующей литературы о взрослении. Во многом, несмотря на философскуюнаправленность (У. Голдинг «Повелитель мух»), связь с антиутопией, которуюподчеркивает сам автор (И. Бэнкс «Осиная фабрика»), нарративные стратегииэтих текстов [59], воплощенные в сюжетно-композиционных особенностях,пространственно-временной структуре [250], специфике повествования [128; 129;130; 131], схожи и связаны общим, инвариантным сюжетным ядром. Объединяетэти романы и их популярность: все три текста регулярно входят в различныесписки бестселлеров, лучших англоязычных романов, что, вероятно, связано сдвойным кодированием данного метатекста [180], конституирующей жанровойосновой которого становятся такие черты, как: особый тип нарратора, субъектнаяорганизация повествования (диалогизированный нарративный монолог) [142],собственнаяструктура,которуюможноопределитькаксубъектно-композиционный метанарратив [108], динамический сюжет, опорные точкикомпозиции, создающие интригу, мистификации – все это позволяет не толькоудерживать внимание читателя, но и определяет социальные, экстралитературные6возможности текста, который вбирает в себя функции социального института,когда за увлекательным сюжетом прячется назидательность и поучительность(так, одним из жанровых определений романа У.
Голдинга «Повелитель мух»является «роман-предупреждение»).В работе предпринята попытка теоретического и практического осмысления«обновления» жанра, выяснения его жанрообразующих признаков, а такжеосновных категорий поэтики. Прослеживается эволюция романа воспитания,изменение его жанрового своеобразия, что связано с историко-литературнымконтекстом, с тем, какие задачи ставил перед собой каждый автор, а такжес функционированием этого жанра в литературе и социальной значимостьюподобныхпроизведений.Выборматериалаобусловлентеоретическойзначимостью исследования, поскольку важно было показать особый тип романавоспитания,выявитьегочерты,а такжепредставитьновыйвзглядна произведения, прежде воспринимаемые в рамках иных категорий (определениепроизведения «Повелитель мух» как романа-притчи [223] или романаантиутопии) [225].
Особую ценность имеет исследование поэтики романаИ. Бэнкса «Осиная фабрика», это произведение ранее не становилось объектомсерьезного литературоведческого анализа, как и творчество автора в целом.Принято лишь выделять две основные магистральные линии: научная фантастика(подписанная Иэн М. Бэнкс) и реалистические произведения. «Осиная фабрика» –дебютное произведение И. Бэнкса, в котором проявляются главные черты егостиля, мировоззрения, находят воплощение особенности взаимодействия автора считателем, раскрываются законы построения художественного текста.