Диссертация (Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины XX века), страница 8

PDF-файл Диссертация (Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины XX века), страница 8 Филология (56167): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины XX века) - PDF, страница 8 (56167) - СтудИзба2020-03-25СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины XX века". PDF-файл из архива "Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины XX века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

«В столкновении струдностями и болью, мальчик получал послание о том, что больше не можетвернуться домой прежним. Посвящение обычно включало тройное откровение:священного, смерти и сексуальности. Религиозно-мистические переживания былинеотъемлемой частью этого этапа. Смерть при посвящении одновременноозначала конец детства, неведения и состояния непосвященности. Толькопосле обрядовых испытаний подросток признавался ответственным членомобщества, т.е.

взрослым, со всеми присущими правами и обязанностямив сообществе» – пишет В. Тэрнер [133].Подробномуфилософских,рассмотрениюпсихологических,диссертация А.М. Фирсовойобрядовинициации,социокультурныхихфункцийсоциальных,посвящена«Социокультурная трансформация обрядов иритуалов инициации в мировой традиции», в которой подробно рассматриваетсяместо феномена посвящения «как явления культуры в сознании общества, какмеханизма самосохранения, воспроизводства и регенерации культуры, а также каксистемы, гарантирующей компонент устойчивости современного общества»[243].По мнению исследовательницы, инициация важна не только с точки зренияинституционального и социального потенциала обряда, но с точки зрения того,что она имеет огромный «личный смысл», поскольку «человеческая жизнь полнаглубинных кризисов, тревоги, потери и обретения самого себя, «смерти ивоскрешения» [243].

Представляется, что именно эта сторона обряда становитсягенеративной для англоязычного романа воспитания второй половины XX века,сопряженного с ощущением утраты основ, одиночеством, потерянностьючеловека, поскольку, несмотря на то, что в современной европейской культуре37институт инициации отсутствует, «темы инициации живы в подсознаниисовременного человека» [114].Несмотря на приближенное изображение обряда инициации, миметическуюреференциальность,фикциональностьповествования,художественнаяорганизация текста способствуют тому, что роман воспитания, структурнои семантически связанный с обрядом инициации, одновременно выполняетсоциальную,стереотипнойпедагогическуюихудожественнуюхудожественнойорганизациейфункции.сОнявляетсяповторяющимисяи эволюционирующими структурами.

Изменяясь и эволюционируя, романвоспитания не меняется в сущности: он сохраняет первооснову, которая связана спринципомстановленияглавногогероя,пафосомправдоискательства.Изменяются хронотоп романа и социальный статус героя, отдельные элементыфабулы и сюжета, но неизменным оказывается тип героя, сюжета, жанра. Формаромана воспитания более стабильна и статична, содержание – более динамично иподвижно. В центре изображения романа воспитания лежит жизненный опытгероя,врезультатенапряженнойвнутреннейборьбыонпереживаетсамоотречение и самопреодоление и в результате приходит к внутреннейгармонии, таким образом, читатель видит диалектику формирования духовногомира героя.Способсаморазвертыванияклассического романа воспитаниядуховнойсубстанцииглавногогероя– интеллектуално-мифопоэтический, в товремя как в англоязычном романе воспитания второй половины XX века ондеятельный, бытийственный.

В «обновленном» романе воспитания представленоэксплицитное наложение повествовательной модели на обрядовую схему,соответствие локусов художественного пространства этапам посвящения. Еслиосновная идея классического романа воспитания это рождение и становлениединамической личности, то англоязычного романа воспитания второй половиныXX века важно проявление этой личности в действии, пройти посвящение –значит проявить себя сильной, цельной, зрелой личностью, пережившейэкзистенциальный переворот.38Особенности романа воспитания, такие как биографизм, конфронтация идей,интеллектуальные дискуссии, относительная статичность, стереотипность формы,динамизм содержания остаются жанрообразующими и в англоязычном романевоспитания второй половины XX века.

Этой жанровой разновидности такжесвойственна стереотипность формы, четко вписанной в схему инициации,содержание же варьируется в связи с особенностями критерия инициации, общейформулой которого является экзистенциальный переворот в сознании героя, ачастным выражением может быть доказательство собственного бытия/гендернаятрансформация («Осиная фабрика»), качественное внутреннее изменение,принятие себя и окружающего мира («Над пропастью во ржи»), возможностьразумной организации пространства, ответственность («Повелитель мух»).Общим выражением конфликта романа воспитания является движение герояот инфантильно-индивидуального к социально-гармоническому восприятиюмира,конфликтжеособойформыроманавоспитания,наиболеераспространенной в англоязычной литературе XX века, нельзя охарактеризоватьобщей тенденцией, он всегда сопряжен с самим героем, экзистенциальнымповоротом его сознания, это тоже инкорпорация, обращение к социумуи возвращение в него, но в новом качестве, критерий прохождения инициациииндивидуален.Необходимотакжеобозначитьособенностифункционированияанализируемой жанровой разновидности в современной литературе: герой романавоспитания XXI века – необычный человек, оказавшийся в необычных условиях,либо создающий их сам [102].

Многие тексты стилистически или сюжетносвязаны с произведениями о взрослении XX века (романы Дж.Д. Сэлинджера, У.Голдинга, И. Бэнкса), но в них более акцентированы мотивы одиночества:«Маленький нью-йоркский ублюдок» (Little New York Bastard, 2003), М. ДиланРаскин [45], «Кафка на пляже» (2002), Харуки Мураками [50]; смерти «ВернонГосподи Литтл», Пьер Ди Би Си (Vernon God Little, 2003) [40]; физической илиментальной девиации главного героя, его сопричастности потустороннему миру,межэтнических различий: «Короткая и удивительная жизнь Оскара Уо», Жуно39Диас (The Brief Wondrous Life of Oscar Wao, 2007) [41].

Следует упомянуть ещеодин роман, сюжетно и композиционно связанный с романом инициации – этороман Донны Тартт «Щегол» (The Goldfinch, 2013). Объединяющими чертамипоэтики можно назвать образы главных героев, нарративный вектор, речевуюорганизацию повествования, стадии сюжета [98; 99].Можно говорить об интертекстульных связях, объединяющим элементомкоторых является сюжет инициации: при разных эстетических и содержательныхзадачах, которые ставят перед собой художники, произведения оказываютсясвязаны сюжетом инициации.

«Посвящение» в данном случае выступает какапогей социального и психологического взросления героя, это проверка еговнутренней зрелости, готовности быть взрослым.Представления об инициации используются в качестве мифологическогомоделирования [101] «романа воспитания», поскольку исторически инициации ибыли древнейшей формой воспитания, подготовки посвящаемого к участиюв хозяйственной, военной и религиозной жизни взрослых членов племени.В романе воспитания актуализируется архетипическая сущность инициации, какнепременной и самой важной ступени взросления и развития, «само «воспитание»в таком романе было своеобразным эквивалентом и наследником архаическойинициации» [109].401.3.

Способы организации повествования в англоязычном романевоспитания XX векаМежду классической формой романа воспитания и его особой формой,функционирующей во второй половине XX века, присутствуют важныенарративныеотличия:романвоспитания–описательныйтекст,хотяи содержащий имплицитную нарративность и событийную интенсивность, романинициации же – нарративный, так как событие, с его главными критериями,выраженными в фактичности и результативности, становится в нем главнойпоэтологическойкатегорией.Событиетрадиционнопонимаетсякак«перемещение персонажа через границу семантического поля», «значимоеуклонение от нормы» или «пересечение запрещающей границы» [106].

Вхудожественном пространстве «обновленного» романа воспитания не даетсяинтроспекций и метакомментариев, представлена лишь фиксация события, о егоистинности и значимости для духовного становления героя выводы делает самчитатель.Критерии событийности в романе воспитания нового типа совпадаютс критериями событийности вообще, это: релевантность, непредсказуемость,консекутивность,необратимость,неповторяемость[142],нокритериемпрохождения является именно экзистенциальный переворот сознания героя,схожий с движением неофита к прозелиту в ходе инициации, который ирепрезентируетсоциально-онтологическуюмодальностьличности.Есликлассический роман воспитания показывает основные ступени взросления какпоступательное движения героя в парадигме истины, добра и красоты, то вромане воспитания нового типа герой попадает в экстраординарные условия, иповествование сужается до размеров одного события, которое заменяет цепочкупроисшествий и приключений.

В этом событии нередки перипетии сюжета,неожиданные ходы, вмешательство стихии (пожар в «Повелителе мух» и «Осинойфабрике», сильный дождь в финальной сцене «Над пропастью во ржи»). Вклассическихпримерахроманавоспитаниязачастуювназванииглав41присутствует указание на хронотоп, а также в краткой форме передается основнаяфабула («Оливер Твист» Ч. Диккенса [44], «История Тома Джонса, найденыша»Г. Филдинга), в англоязычном романе воспитания второй половины XX векасобытийная интенсивность выражается в главном событии, воплощающем самопосвящение.Традиционно, важным условием и свидетельством прохождения обрядасчитается инкорпорация неофита после инициации. Но в литературе XX века, гдецелью становится доказательство экзистенциальной возможности существованиягероя как субъекта, главным становится его осознание себя как единицы бытия,ощущение возможности быть гармоничной частью мира.

В романе воспитаниягерой изображается с первых минут жизни, излагается предыстория, все этообъясняет особенности его характера и причины поступков, в англоязычномромане воспитания второй половины XX века герой представлен в решающиймомент. Читатель не знает истории его развития, либо знает ее с точки зрениясамого героя, видит его внутренний взгляд на происходящее, не видит читательи завершения его судьбы, финал часто остается открытым. Неизвестным остаетсято, каковым будет возвращение Ральфа, как сложится судьба Фрэнка, поощущениям которого только сейчас начинается его путь, тем более неясно, чтопроизойдет с Холденом – болезнь этого героя не только символизируетотстраненность и выключенность из социальных связей, но и внутреннийперелом, необратимое изменение: Холден до возвращения домой и встречи ссестренкой, Холден после решения о побеге, Холден, который смотрит на Фибина карусели, и Холден-рассказчик, находящийся в санатории – это разные герои сразличными точками зрения, неповторимыми состояниями сознания.Как уже отмечалось, изменение нарратологического вектора романавоспитания, не всегда осознанное самими авторами, связано с желаниемфилософски, антропологически осмыслить место человека в мире, границы егосвободы, заострить важнейшие экзистенциальные моменты бытия.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее