Диссертация (Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины XX века), страница 6

PDF-файл Диссертация (Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины XX века), страница 6 Филология (56167): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины XX века) - PDF, страница 6 (56167) - СтудИзба2020-03-25СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины XX века". PDF-файл из архива "Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины XX века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

Сатюковой [242] воспринимаетсянами в неразрывной связи с национальной концептосферой, менталитетом,традициями, наследием [113]. В художественном тексте наиболее полно даннаякатегория воплощается на идейно-тематическом, образном и языковом уровнях,что связано с определяющим социокультурным дискурсом. Подробномурассмотрению этой темы посвящена статья М.Г.

Меркуловой и Е.Г. Сатюковой[191].Значимыми произведениями английской литературы о взрослении, вомногом повлиявшими на последующую литературную традицию, являются книги:27Д. Дэфо «Робинзон Крузо» [47], Ч. Диккенса («Оливер Твист», «ДэвидКопперфилд») [43; 44] У. Голдинга «Свободное падение» [3], «Повелитель мух»[4], Э. Берджесса «Заводной апельсин» [1]. Можно говорить о том, что векторразвития английского романа воспитания во второй половине XX векасущественно меняется, примером может служить образ ребенка, утратившегосветлое начало у У.

Голдинга. Тем не менее, связь с литературной традицией вромане «Повелитель мух» присутствует – это, несмотря на движение «отпротивного», опора на «робинзонаду», что подтверждает сама задумка«Повелителя мух» как пародии на «Коралловый остров» М. Баллантайна.Сюжетное ядро произведений, связанных с темой становления, оказываетсясхожим, обладающим взаимопроникаемыми элементами.

Так, можно говоритьо внутрижанровойаллюзивности, взаимообусловленнойрецепции,схожих,связанных темой взросления, текстов. Особенное значение это приобретаетв конце XX века, ярким примером служит роман С. Чбоски «Хорошо бытьтихоней»: в тексте содержится упоминание более десяти произведений, которыеявляются своеобразной школой не только для героя, но и для читателя, расставляяориентиры в литературе, подсказывая круг чтения.

Также, благодаря упоминаниюэтих авторов, Чбоски определяет литературную традицию, с которой связанроман, эксплицирует вписанность произведения в предшествующую парадигму.В культурном поле романа оказывается не только литература, но и музыка, кино,телепередачи, так определяется необходимый контекст для формирования герояи, шире, реципиента, подростка. Особенное место отведено литературе и в спискеавторов симптоматично оказываются: Харпер Ли («Убить пересмешника»),Дж.

Барри («Питэр Пэн»), Дж. Керуак («В дороге»), Ф. Фицджеральд («ВеликийГэтсби»,«Поэтусторонурая»),У.Шекспир(«Гамлет»),А. Камю(«Посторонний»), Айн Рэнд («Источник»), У. Берроуз («Голый завтрак»),Г.Д. Торо («Уолден, или Жизнь в лесу»), Дж. Ноулз («A separate peace»,«Сепаратный мир», роман не переведен на русский язык). Таким образом,определяетсяжанрообразующиймотивно-тематическийкомплексроманавоспитания, где доминирующими темами являются: тема свободы, тема скитаний28и путешествий как среды для познания себя, тема внутреннего выбора, темавзросления, тема одиночества, любовная тема.

Репрезентативным, с точки зрениявнутрижанровой аллюзивности, является роман Д. Тартт «Щегол», в котором навсех уровнях текста присутствует рецепция произведений, типологическисвязанных с темой воспитания и взросления. Это творчество Ч. Диккенса, Дж.Д.Сэлинджера, Ф.М. Достоевского, Дж. Роулинг.Важным для определения особенностей английского романа воспитанияпредставляетсяупоминаниепроизведенийДж.Фаулза(«Коллекционер»,«Волхв»), Дж.М. Кутзее («Детство Иисуса», «Бесчестье»). Более подробно этитексты будут рассматриваться во втором параграфе третьей главы диссертации.Таким образом, специфику национальных моделей европейского романавоспитанияможнообозначитьвоспитаниясосредотачиваети нравственно-психологическихследующимсвоевниманиевопросах,вобразом:нанеманглийскийромансоциально-нравственныхсильнаморализаторскаяи дидактическая тенденции [57; 58; 75], французский вариант романа воспитания«роман карьеры» показывает процесс адаптации героя к неблагоприятнымусловиям жизни и процесс его нравственной деградации, главной смысловойдоминантойнемецкогороманавоспитанияявляетсяинтеллектуализм,философская направленность, роман воспитания в русской литературе, какправило, имеет выраженный институциональный характер, также он показываетобразцовогогероя,создаваясобирательныйобраз,типологизируяего.Американский роман воспитания имеет особую повествовательную структуру,ему присуще исповедальное, доверительное обращение к читателю, особый типгероя, фронтирность.

Следует отметить, однако, что роман воспитания второйполовины XX века представляет собой поликультурный прецедент и имеетсинкретичную, гибридную жанровую структуру, специфика национальныхмоделей в нем четко не прослеживается.291.2. Особая форма англоязычного романа воспитания второй половины XXвека«Обновление» романа воспитания происходит в контексте изменения вектораразвитиялитературыислужитпопыткойосмысленияместачеловекав современном мире, во время социальных и исторических потрясений, когдасознание становится дискретно, человек дезориентирован и прежние ценностиперестаютбытьиз художественныхабсолютными.методовРоманосмыслениявоспитаниястановитсяобъективногомира,однимспособовсоциализации человека и с этой точки зрения может сравниться с английскойантиутопией, нашедшей воплощение в творчестве Г.

Уэллса, О. Хаксли [121],Д. Оруэлла, немецким философским романом (Т. Манн), литературой «потокасознания» (романы Дж. Джойса и В. Вулф), прозой «потерянного поколения»(Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк).Как говорилось раньше, жанры романа воспитания, философского романа,романа-путешествия, исповедального романа в литературе XX века во многомтрансформируются,становятсясинкретичнымиформами,меняютсвойнарратологический вектор, это видно на примере таких текстов, как «Волшебнаягора» Т.

Манна, «Волхв» Дж. Фаулза, «Заводной апельсин» Э. Берджесса,«В дороге» Дж. Керуака, «Жестяной барабан» Г. Грасса.Связь литературы с обрядами вообще и обрядом посвящения в частности и,следовательно, мифом и сказкой, как жанровыми прототипами для последующихэпических форм, сюжетное ядро инициации как культурный инвариант всегдабыли объектом изучения ритуально-мифологической и формальной школв литературоведении.

Обращение к сюжету инициации можно связать спроцессом «ремифологизации» (Е.М. Мелетинский), то есть использованииразличных социокультурных стереотипов в искусстве. По мнению Е.А.Струковой, авторов привлекают такие качества мифа как универсальность,сакральность, архетипичность, соотнесенность с национальной самобытностью, содной стороны, и с общечеловеческими ценностями, с другой [231].

Нарратив30романа воспитания включает различные мифологемы, устойчивые литературныеи фольклорные мотивы, а структурной его аналогией, можно предположить,является схема волшебной сказки [200].Существует точка зрения, связанная с тем, что кроме текстов, прямоориентированных на инициацию, типологически сравнимых с ней, сюжетнаясхема посвящения в литературе выделяется искусственно и носит условныйхарактер, так как речь скорее идет о совпадении некого фрейма, универсальныхзаконов повествования, ибо «выделение индивида из коллектива может лежать воснове самого понятия героя, уход и возвращение – через волшебную сказку –стали рамкой для большинства сюжетов, характерный ритм потерь иприобретений также обнаруживается во многих жанрах» [247, с. 99].

Романвоспитанияпричисляетсяк текстам,гдеподобноесопоставлениеимеет«непосредственный смысл»: «Более общее значение имеет сходство самихструктур инициации и мифа, эпоса, волшебной сказки. На основе этого сходствабылсделанрядпопытокраспространитьсопоставлениенадругиеповествовательные жанры, в том числе и не фольклорные.

Если для однихслучаев (например, текстов, прямо ориентированных на инициацию, как «Золотойосел»Апулеяинициацией,(посвящениекакИсиде)«Божественнаяилитипологическикомедия»)соотносимыхэто сопоставлениесимелонепосредственный смысл (ср., возможно, и европейский роман воспитания с егообязательным путешествием), то для других оно должно рассматриваться лишькак совпадение универсалий повествования» [247, с.

99].В настоящем исследовании обращение к сюжетной схеме инициации связаноспопыткойтеоретическогоиисторико-литературногоосмысленияфункционирования жанра романа воспитания в англоязычной литературе второйполовины XX века, а также с тем, что его рассмотрение выходит за границыимманентного жанрового анализа, рассматриваются экстралитературные факторыи институализирующие функции подобных текстов. Подробному изучению этойтемыпосвященаупомянутаяработаА.Н. Садриевой«Трансформациязападноевропейского романа воспитания в культурном контексте современности»31[241]. Исследовательница отмечает: «Роман воспитания, возникающий влитературеПросвещенияифункционирующийнавсемпротяжениисовременности, выступает одной из культурных институций. Вне анализа егоинституционального воздействия роман воспитания может быть воспринят ивоспринимается только как один из литературных жанров, в то время как напротяжении трех столетий он выполняет функции регуляции социума» [241]. Сточки зрения исследовательницы, роман воспитания связан с производствомсоциокультурнойидентичностииимеетинституциональноевоздействиена читающего субъекта, что обнаруживается в его нарративе: репрезентациитекстом опыта автора как субъекта культуры; императивно «воспитывающей»авторской позиции; наличии специфической «зоны рефлексии», в которойосуществляется воспитание читателя; а также присутствия суггестивныхмифологемилитературныхвосприятиероманаархетипов,читателем.Авторобеспечивающихразграничиваетнекритическоепросветительскийи модернистский романы воспитания: для просветительского романа характернорационализированное становление героя, процесс воспитания предстает в нем«вылепливанием» образцового субъекта.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее