Диссертация (Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины XX века), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины XX века". PDF-файл из архива "Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины XX века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
При этом речь идет не только о22детских проказах и недостатках, но и об аномальном развитии… Жестокость,грубость,жаждаубийства,садизм,испорченность,беспощадность,бесчеловечность – это лишь неполный список примеров» [235, s. 150-151].В монографии Эмер O’Салливан, посвященной детской литературе,описываются поэтологические черты литературы для детей: универсальнаямодель развития, переосмысление классических образцов, характерные мотивы.Относительно Дж.Д.
Сэлинджера говорится об особой роли заглавия, котороесодержит отсылку к Роберту Бернсу и является «ключом» к пониманию главногообраза романа – Холдена Колфилда [210, p. 51].ВработепрофессораОксфордскогоуниверситетаКаренХьюитт«Understanding English literature» [154] затрагивается широкий круг тем: отпрактической интерпретации английской прозы до теории литературы илитературного перевода. Также рассматриваются вопросы восприятия иинтерпретации английской литературы русским читателем «English literature inRussia: some problems of interpretation» («Английская литература в России:некоторые проблемы интерпретации»). К поэтике произведений о взрослении,«картинкам школьной и студенческой жизни» Карэн Хьюитт обращается вовступительной статье к сборнику малых прозаических форм «Contemporary Britishstories», отмечая связь подобных текстов с «rite de passage» (обрядом перехода(посвящения) [215].В книге «The Catcher in the Rye: new essays» под редакцией Дж.П. Стида[162]романрассматриваетсякакбеспрецедентныйтекстамериканскойлитературы и культурный феномен, обладающий потенцииалом «измененияжизни».В объемном издании «501 книга, которую вы должны прочитать» [253] встатье, посвященной Сэлинджеру, акцентируются «анти-социальные» стратегииромана (anti-social content), упоминается о том, что убийца Джона Леннона инападавший на Рональда Рейгана держали в руках именно этот роман, а основнаяидея книги формулируется как «универсальный страх взросления» («universal fear23of growing up»).
«Повелитель мух» также включен в этот список, основнымидоминантами книги называется исследование природы зла в душе человека.По мнению М.М. Бахтина, истоки романа воспитания следует искатьв античной литературе, в так называемом «биографическом романе», так каквнутренняя жизнь там показана во взаимосвязи с внешним действием и усиленадидактическая направленность. Ученый относит к классическим примерамромана воспитания следующие тексты: «Киропедия» Ксенофонта (IV в.
до н. э.),«Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха (XIII в.), «Гаргантюа и Пантагрюэль»Ф. Рабле (XVI в.), «Симплициссимус» Гриммельсгаузена (1699), «Эмиль» (1762)Ж.Ж. Руссо, «Вильгельм Мейстер» И.В. Гете (1795), «Титан» Жан-Поля (1803),«Дэвид Копперфилд» Ч.
Диккенса (1850), «Жан Кристоф» (1904-1912) Р. Роллана,«Будденброки» (1901) и «Волшебная гора» (1924) Т. Манна, «Детство» (1852),«Отрочество» (1854) и «Юность» (1857) Л.Н. Толстого, «Обыкновенная история»(1847) и «Обломов» (1859) И.А. Гончарова [69].В классическом романе воспитания стадии развития или «ступени», черезкоторые проходит герой, универсальны, конфликт построен на столкновенииоторванных от жизни идеалов главного героя с реальностью.
Путь героя можноопределить как движение к гармоничному восприятию мира, от эгоцентризмак людям [82].Ю.С. Камардина в учебно-методическом пособии, посвященном изучениюромана воспитания в литературе XIX века, обобщает предшествующие работы и,на основе работ М. Хирш и Дж. Бакли, выделяет следующие жанрообразующиепризнаки классического романа воспитания: автобиографичность, схожая историяпроисхождения (сиротство, отсутствие душевной общности с родителями),обучение (в широком смысле), скитания, внутренний конфликт, испытаниелюбовью, обретение материального благополучия [94].В русской литературе роман воспитания имеет свои особенности. Анализуидейно-художественного своеобразия репрезентативных образцов этого жанрапосвящена работа Е.В.
Краснощековой. В исследовании рассматривается, какосваивалииразрабатывалиэтот жанрН.М.Карамзин,А.С.Пушкин,24И.А. Гончаров,Л.Н. ТолстойиФ.М. Достоевский,делаютсявыводыо трансформации жанровой традиции, «освоении» ее русской литературой [100].Мотивы взросления, инициации отмечаются в романе «Мы» Е. Замятина [126].Диссертация Э.А. Демченковой посвящена рассмотрению произведенияФ.М. Достоевского «Подросток» как романа воспитания.
Делается вывод о том,что Ф.М. Достоевский продолжает традицию романа воспитания, образуяследующийвитокееразвития–раскрываяновуюконцепцию«катастрофического» становления личности [238].Функционированию жанра романа воспитания в русской литературепосвящена статья Т.Н. Токаревой «Традиции романа воспитания в советскойлитературе», в которой обобщается изучение романа воспитания и суммируютсяосновные теоретические посылы, а также выделяются черты советского вариантаромана воспитания, подчеркивается, что обращение к роману воспитанияв советскойлитературестановитсямагистральнымипозволяетувидетьстановление одной из жанровых стратегий литературы этого периода в контекстетрадиции европейского романа воспитания.
Описывая остросоциальный контексти помещая героя в ситуации социального и ментального выбора, авторыне показывают его становления, либо изображают схематично, концентрируявнимание на том, как в идеальной, хотя и непростой среде появилсяи формировалсяобразцово-показательныйгерой(Н.А. Островский«Как закалялась сталь», М. Горький «Мать», А.С.
Макаренко «Педагогическаяпоэма») [202].В американской литературной традиции в качестве «высоких» образцовжанра романа воспитания можно назвать такие произведения, как: «ПриключенияТома Сойера и Гекльберри Финна» Марка Твена, «Над пропастью во ржи» Дж.Д.Сэлинджера, «Убить пересмешника» Харпер Ли, «Хорошо быть тихоней» Ст.Чбоски. Синтетичной, гибридной праосновой является этот жанр для творчестваДонны Тартт («Маленький друг», «Таинственная история», «Щегол»). Типичнойчертой американского романа является тема фронтирности, освоения новыхземель. К.М.
Баранова в диссертации, посвященной основным идейным и25сюжетно-образным мотивам в литературе Новой Англии XVII-XVIII веков, атакже становлению традиций в литературе США, отмечает: «Освоение НовогоСвета представляло собой реальный жизненный опыт переселенцев, которыйотражался в их сочинениях через систему основных идейных и сюжетнообразных мотивов.<…> Из взаимосвязи изучаемых мотивов слагалась идейная ихудожественная ценность самих произведений» [237].Выделенныеисследовательницейчертыоказываютсяважныидля понимания поэтики романа Дж.Д.
Сэлинджера, близкого теме фронтирности.«Дляфронтирабылихарактернысуровыйбыт,тяжелыеиопасныеусловия существования как следствие постоянных столкновений с аборигенами,индейцами, отсутствие законов, культ силы, авантюризм. Граница вызвалак жизнисоциально-психологическийспособствовалоформированиютиптакихпервопроходца,качествпионера.национальногоЭтохарактера,как свободолюбие, оптимизм, вера в перспективы быстрого обогащения» [182].Фронтирные мотивы «освоения» незнакомых территорий, чередования«годов учений и странствий», противопоставления «своего и чужого»,реализующиеся в «пересечении границы семантического поля» [106], являютсясюжетообразующими в романе Дж.Д.
Сэлинджера «Над пропастью во ржи».Центральной тема фронтирности является в творчестве М. Твена, это имеетбиографические причины: «Твен происходил из семьи, чья судьба теснопереплелась с американским фронтиром. Детские годы писателя прошлина Миссисипи, в городке Ганнибал, в ту пору Ганнибал был последнимфорпостом цивилизации, дальше шли почти неосвоенные земли» [249].Следует заметить, что роман воспитания, со свойственным ему пафосомстановленияличности,огромнойрольюсоциальногоконтекста,идеейправдоискания является важным жанром для английской литературы. Связано этосо стремлением к «явной или закамуфлированной универсализации воспитаниядетей, внедрению в их сознание стандартизированных норм и образцовличностной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений,закладывающих основы базовых ценностных установок» [244].
И.А. Шишкова26отмечает: «У викторианских и современных авторов можно многому научиться,так как в Великобритании педагогический диалог (термин М.М. Бахтина)подростков с их взрослыми наставниками не прекращался с конца XVIII в.» [244].Образы детей и подростков в английской и американской литературе будутзначительно отличаться (Тома Сойера и Оливера Твиста, например). Влитературных традициях Англии и США социокультурная, психологическая,мифологическая проблематика темы детства осмыслялась по-разному [124; 164;165]. Для развития и воплощения идей Ж.-Ж.
Руссо, которые оказались, вомногом отправной точкой развития жанра, «девственная» территория Америкиоказалась более благодатной почвой, чем урбанизированная и цивилизованнаяАнглия, «тема детства здесь тесным образом связана с концептом «американскогоАдама», как неотъемлемой частью «американской идеи» [229]. Отмечается, что вамериканской литературе детские образы играют более «активную» сюжетнуюроль: «Вслед за Марком Твеном и другие американские писатели – Хемингуэйв рассказах о Нике Адамсе, У.
Фолкнер («Свет в Августе»), Т. Вульф («Взглянина дом свой, ангел»), Сэлинджер («Над пропастью во ржи») и другие –подчеркиваютвдетствесилуестественности,но не созерцательной,а действенной…» [208, с. 253], «Американский мальчик меньше старается понятьдействительность такой, какова она есть, и больше пытается ее изменить,пересоздать в соответствии со своим желанием и выдумкой» [208, с. 252].Особую роль в осмыслении английской литературной традиции играеткатегория «английскости», которая, вслед Е.Г.