Диссертация (DER NEUE MENSCH в немецкой экспрессионистской драме)

PDF-файл Диссертация (DER NEUE MENSCH в немецкой экспрессионистской драме) Филология (56156): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (DER NEUE MENSCH в немецкой экспрессионистской драме) - PDF (56156) - СтудИзба2020-03-25СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "DER NEUE MENSCH в немецкой экспрессионистской драме". PDF-файл из архива "DER NEUE MENSCH в немецкой экспрессионистской драме", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»На правах рукописиКрасовицкая Юлия Владимировна«DER NEUE MENSCH» В НЕМЕЦКОЙ ЭКСПРЕССИОНИСТСКОЙ ДРАМЕСпециальность 10.01.03 – литература народов стран зарубежья(немецкая литература)Диссертацияна соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель –доктор филологических наук, профессорПавлова Нина СергеевнаМосква – 20172СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................3Глава 1.

«Новый человек» в драматургии экспрессионизма: восприятиеБога и поиск метафизических основ.........................................................................251.1. Отражение идеи обновления в философских источниках экспрессионизма и вкритической литературе................................................................................................251.2. Обмирщение сознания как структурирующий фактор экспрессионистскойдраматургической системы ценностей........................................................................411.3. Выстраивание новой модели мировосприятия как способ преодоленияментального кризиса субъекта (Э. Толлер «Преображение», Г.

Йост «Пророки», Э.Барлах «Мертвый день», «Бедный родственник»)......................................................60Выводы по 1 главе..........................................................................................................75Глава 2. Влияние философии Ф. Ницше на экспрессионистскую идеюобновления....................................................................................................................772.1. Отличие экспрессионистских представлений об обновлении от воззрений Ф.Ницше (В. Газенклевер «Царство», Э.

Толлер «Преображение», Г. Кайзер «С утрадо полуночи»).................................................................................................................772.2. Отражение ницшеанских концептов нигилизма и витализма в драматургииэкспрессионизма (П. Цех «Башня», «Братание», В. Газенклевер «Сын»).................912.3.

Сопоставление образов Поэта: ницшеанского служителя Диониса иэкспрессионистского борца за всеобщее обновление (Г. Кайзер «Не прикасайся комне», Р. Й. Зорге «Нищий», В. Газенклевер «Спаситель», Г. Йост «Одинокий»)..102Выводы по 2 главе........................................................................................................115Глава 3. Роль социально-политического фактора в формированииповеденческой модели «нового человека»............................................................1173.1. Развенчание надежд как подготовка к созданию антиутопии в драматургииэкспрессионизма (В.

Газенклевер «Царство», Э. Толлер «Преображение», «Человек– Масса», «Разрушители машин», П. Цех «Колесо», Г. Кайзер «Коралл», «Газ»,«Газ (Вторая часть)»)...................................................................................................1173.2. Утопия и идеальная модель преображения как искусственные конструкты вдраматургии экспрессионизма: Г.

Кайзер «Ад – Путь – Земля», Э. Барлах«Найденыш», П. Цех «Братание»...............................................................................1333.3. Появление противоречий и оппозиций как признак изменения политическихвоззрений экспрессионистов в драмах Й. Р. Бехера, Л. Рубинера, К. Штернхайма,В. Газенклевера, Ф.

фон Унру.....................................................................................148Выводы по 3 главе........................................................................................................166ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................167Список используемой литературы.........................................................................1723ВВЕДЕНИЕЭкспрессионизм стал величайшим духовным и эстетическим взрывом,какого Германия не знала со времен романтизма [314, с.

11]. Для характеристикиэкспрессионизма, формальными рамками которого считаются 1910-1925 гг., вследза В. В. Заманской можно применить достаточно широкую категорию «типахудожественного сознания» [123, с. 38; 124, с. 39]. Как цельное явлениеэкспрессионизм удается осознать, если исходить не только из его формальныхпризнаков, но из присущей ему внутренней устремленности к изменению ипреображению мира, к прорыву в новые сферы жизни, к абсолютнымнравственным ценностям. Т.

Анц [139], В. Ридель [212], С. Вьетта и Х.-Г. Кемпер[223, 224] справедливо подчеркивают в своих работах, что ключевая роль вэкспрессионистской драматургии отводится «Der Neue Mensch» («новомучеловеку») – предводителю и идейному вдохновителю, призванному подготовитьвесь мир к обновлению.В заглавие нашей работы намеренно вынесено понятие «Der Neue Mensch»,в котором слово «Neue» также пишется с большой буквы, что особенноподчеркивает надежду и устремленность экспрессионизма к обновлению.Ключевой для экспрессионистов образ c самого начала был назван по-немецки.Стоит вспомнить хотя бы одноименный манифест Рихарда Хюльзенбека «Der NeueMensch» [87] или слова Карла Оттена о том, что, говоря об обновлении, следуетиметь в виду не новое искусство, новую поэзию, новый дух, но «нового человека»(der Neue Mensch) [104, S.

81]. За десятилетия изучения экспрессионизма какярчайшего явления прежде всего немецкоязычной литературы обозначениепревратилось в понятие. Об этом явно свидетельствуют многочисленныелитературоведческие исследования: Й. Х. Рихтера [211], В. Риделя [212], П.Вайлера [303] и др. В дальнейшем, чтобы не затруднять восприятие текста, мыиспользовали перевод термина на русский язык – «новый человек».

Однако акцент,поставленный в заглавии работы, призван еще раз обратить внимание на то, чтоэкспрессионистский образ «Der Neue Mensch» заметно отличался как от своего4прототипа – образа, появляющегося уже в Новом Завете, – так и от «новогочеловека», воспеваемого в трудах пиетистов и ученых Нового времени (здесьследует отдельно отметить работы В. Краутвальда [78], признававшегосяпредшественником пиетизма, и Ф.

Я. Шпенера [112]), а также от более позднихобразов «новых людей», созданных идеологами социализма и национализма. Самконструкт «нового человека» в разные времена наполнялся особым смыслом иприобретал свои характерные особенности [139, S. 44]. В экспрессионизмепредлагается своя концепция образа «нового человека».

Можно без труда заметитьего близость к христианским представлениям. В послании к Ефесянам апостолПавел призывает: «[...] отложить прежний образ жизни ветхого человека,истлевающего в обольстительных похотях, [...] обновиться духом ума [...] иоблечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины»(Еф 4:22-24).

Однако экспрессионистское обновление должно произойти на земле,и этому всякий раз предшествует стадия окончательного падения и разрушениястарого мира, переданная в драмах с помощью травмирующих метафор, кричащихмонологов, гротесков, изображающих отвращение, страх и ненависть поотношению к прежнему порядку. Само преображение каждый раз происходитстремительно, оно подобно революции, прорыву.

Главный герой возвещает о немс мессианским или проповедническим пафосом.«Мироощущение» экспрессионистов (Weltgefühl) представляет собой,отмечает Т. Н. Васильчикова, удивительное единство, но также и удивительносложную, многоплановую структуру, отраженную в произведениях различныхжанров[305].Вдиссертационномисследованиинерассматриваютсяэкспрессионистские лирика и проза. Подчеркнутое внимание к драме объясняетсяубеждением в том, что образ «нового человека» наиболее ярко и полно былзапечатлен именно в драматургии экспрессионизма, где применялся и качественноновый прием отображения реальности в художественном произведении. Во всехрассматриваемых в работе драмах образ «нового человека» становитсяцентральным. Принципиально важные для экспрессионизма темы войны ибольшого города, мотивы конца света и отчуждения, противопоставления бюргера5и художника, массы и человека, рациональности и духовности, отцов и детейобразуют фон, на котором изображается общая устремленность к обновлению,передаваемая, по мнению Х.

Денклера, наиболее наглядно в «драме преображения»(Wandlungsdrama) [151, S. 56]. Театр дает возможность особенно ярко дополнитьслово световыми и звуковыми эффектами, приобретающими особенную важностьвэкспрессионизме.Поставленныенасценепьесыпозволяютсоздатьспецифическое единство сцены и зрительного зала, что в полной мере отвечаетстремлению экспрессионистов взбудоражить все общество и подтолкнуть его кпреображению.Внашемисследованииделаетсяпопыткаэкспрессионистских драм по идейному принципу.создатьклассификациюВсе рассматриваемыепроизведения делятся на три части в соответствии с отражением в ниххристианских, ницшеанских и социалистических представлений об обновлении.Выбор именно этих идей обуславливается, с одной стороны, проводимым в работеанализом образа «нового человека», с другой стороны, тем, что самиэкспрессионисты, а вслед за ними исследователи-литературоведы, выделяливажность трех названных идейных сфер для формирования экспрессионистскойидеи обновления.

(Более подробно этот вопрос рассматривается в разделе 1.1данного исследования). Здесь необходимо оговориться, что в большинствеанализируемых пьес можно проследить влияние не одного, а двух или даже всехтрех факторов. Это уменьшает четкость разделения. Тем не менее мы постаралисьв каждом отдельном случае выделить превалирующие идеи, находящие отражениев драмах. Основным показателем, определяющим принадлежность произведения ктой или иной группе, становится мировоззрение «нового человека».Одна из первых попыток разделить экспрессионистские драмы на группыбыла сделана еще в 1921 г. в работе Б.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее