Диссертация (Социально-культурное партнерство учреждений культуры и образования в профилактике детского неблагополучия), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социально-культурное партнерство учреждений культуры и образования в профилактике детского неблагополучия". PDF-файл из архива "Социально-культурное партнерство учреждений культуры и образования в профилактике детского неблагополучия", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
По мнению автора:- проблема культуры представляет собой проблему взаимодействия людей,при котором происходит их взаимообразное формирование;-культураобладаетличностно-творческойприродой;благодарясоциальному взаимодействию обеспечивается актуализация культуры, т.к.
вне егокультура выступает лишь потенциальной возможностью культурной деятельности.Следует отметить, что влияние культуры является множественным,определяя содержание, формы и способы взаимодействия людей. Одновременно,соподчиненность практики взаимодействия людей конкретной цели, имеющейсоциальную икультурную значимость, порождает культуру совместнойдеятельности, ее традиции, ценности и социальные установки участников, моделиих поведения.Согласно теории социального действия Т.Парсонса [215], именно культурарегулируетсистемусоциальноговзаимодействия,реализуясовокупностьвзаимосвязанных функций передачи социально-культурного опыта, обучения иобъединения членов общества, сообщества или группы.
По мнению автора,44единичное действие социального объекта в комбинации с действиями другихсоциальных объектов создает систему действия или взаимодействие. Создаваемоев ходе взаимодействия определенное культурное поле содействует возникновениюкультурных или символических объектов. Именно культура задает значение,символический смысл социальных действий, разворачивающихся внутри нее.Человек, характеризуемый как социальный деятель, вступает в отношения с миромс помощью знаков, символов и смыслов.Таким образом, культура существует как система моделей внутричеловеческого сознания и как система символов для сознания коллективного.Кроме того, культура может характеризоваться как пространство, в которомпредставлено взаимодействие некоторых социальных объектов, и, одновременно,как результат, к которому необходимо приблизиться в результате такоговзаимодействия.Сближениесоциальногоикультурногокомпонентовпартнерствапредставлено в исследовании В.А.Бурляевой [46].
Автор отмечает, что социальнокультурный аспект партнерства отражает согласование и отстаивание интересовработников, населения и других субъектов цивилизованным путем (договоры,соглашения, компромисс, единая позиция). Кроме того, автор подчеркиваетмногообразие видов партнерских отношений, присущих российской практикеразвития партнерства между различными структурами и субъектами, ипостепенное проникновение рассматриваемого вида партнерства в культурнуюсферу общества.Активизация исследований по проблеме социально-культурного партнерствав рамках теории социально-культурной деятельности позволяет не только вывестисаму теорию за пределы узкоутилитарных целей (Н.Н.Ярошенко), но ииспользовать накопленные знания и опыт в решении социально-значимойпроблемы детского неблагополучия.Соглашаясьсбазовымихарактеристикамисоциально-культурнойдеятельности, представленными в работах Н.Н.Ярошенко, социально-культурноепартнерствоможнопредставитькакпрактикусоциально-культурной45деятельности, отражающую ценности культуры и выстраиваемую на основеактивности всех ее участников.
Н.Н.Ярошенко отмечает, что социальнокультурная деятельность представляет собой «… особый вид педагогическойдеятельности, в процессе которой ценности культуры сущностно обусловливаютформирование качественно новых общественных отношений (в динамике духовноценностных оппозиций личность - общество, социальная группа - общество,социальная группа - социальная группа и др.)» [320, с.257].Обозначенное понимание социально-культурной деятельности являетсяодним из оснований формирования авторского видения сущности и ключевыххарактеристик социально-культурного партнерства (п.1.2. и 1.3).Перспективность проводимого исследованиясоциально-культурногопартнерства как практики социально-культурной деятельности обеспечиваетсяпоследовательным формированием со стороны всех участников ценностногоотношения к семье и детству, получением по итогам реализации опытноэкспериментальной работы данных о положительной динамике по совокупностиизучаемых критериев и показателей социально-культурного партнерства.ПозицияН.Г.Пановойблизкакпониманиюсоциально-культурногопартнерства, сложившемуся в трудах философов, отмечающих его значимость какмеханизма совершенствования отношений между различными субъектами;основаниями партнерства, по мнению автора, выступают взаимное соглашение,компромисс, консенсус [214].Сближениесоциальногоикультурногоконтекстовпартнерствапредопределяется ключевыми понятиями - «взаимодействие», «культура»,«человек», представленными в авторских позициях отечественных и зарубежныхисследователей.
Человек, как результат взаимодействия с окружающим миром ивоздействия созданной им культуры, является носителем и трансляторомкультурных и социальных норм, ценностей, смыслов, обеспечивая тем самымподдержание единого социального пространства, различных структур социальноговзаимодействия, культуры отношений в различных сферах.46Обозначенное замечание о сущности партнерства предопределило выборкультурологического подхода как основного методологического подхода в рамкахпроводимого исследования. Учитывая мнение Г.И.Гайсиной [62], Л.Х.Гасановой[66],В.П.Сергеевой[261],определимкультурологическийподходкаксистемообразующий в проектировании и реализации программ партнерстваучреждений культуры и образования. По мнению Г.И.Гайсиной, социокультурныепроблемы требуют культуросодержащих педагогических решений.
Детскоенеблагополучие в таком контексте имеет социально- и культурно-обусловленноепроисхождение, связанное с постепенным переосмыслением роли семьи ввоспитании и социализации ребенка, изменением положения семьи и детства вразличных историко-культурных, социально-экономических, демографических ииных условиях.Культурологическийподходопределяетхарактеристикусодержанияизучаемого вида партнерства, способы его реализации и результат.
С позициипониманиярезультатасоциально-культурногопартнерствапредварительноотметим следующее. Соглашаясь с позицией В.Л.Бенина относительно значимостикультурологического подхода в формировании компетентности будущегоспециалиста [27], в исследовании как взаимосвязанные рассматриваются двехарактеристики – готовность к социально-культурному партнерству и культурапартнерских отношений. Согласно компетентностного подхода, представленного всистеме профессионального образования, именно готовность к выполнениюопределенных действий является результатом профессионального обучения. Спозиции культурологического подхода значимым является формирование нетолько способов деятельности, но и знаний, эмоционально-ценностного отношенияк миру и объектам профессиональной деятельности, что выступило основаниемразработкиметодикиизучениясоциально-культурногопартнерствавпрофилактике детского неблагополучия, представленной подробно во второй главе(п.2.3.).Обращаясь к понятию «социально-культурное пространство», отметим, что внаучной литературе нет его однозначного толкования.
При этом исследователями47используются понятия «социокультурное пространство» и «социально-культурноепространство», которые, по-нашему мнению, являются синонимичными.В.С.Цукермансоциокультурноепространствохарактеризуеткакпространственно-временной континуум, который, по сравнению с культурнымпространством, является более полным, многофакторным и многомернымпроявлением реальности и ее отражения в виде научной категории [300]. Изучениесоциокультурногопространстванеявляетсяпредметомпроводимогоисследования, однако важным является понимание необходимости комплексногорассмотрения подобных явлений и процессов (в том числе социально-культурногопартнерства), неразрывного единства социальной и культурной составляющих.По мнению В.С.Цукермана, термин «социокультурное пространство»отражает некоторую абстракцию, однако применительно к конкретной территорииили объекту можно выделить составляющие этого пространства, посредствомкоторых и воссоздаются культурные нормы, образцы и традиции, передаваемые отодних объектов другим.Впедагогическихисследованияхпонятие«социально-культурноепространство» рассматривается применительно к тому или иному учреждению илитерритории (социально-культурное пространство библиотеки (О.О.Коваленко),социокультурноепространствосевернойдеревни(В.Н.Матонин);социокультурное пространство современного города) либо применительно крешению определенной задачи образовательно-воспитательной деятельности(И.В.Тупиганова); социокультурное пространство развития информационнойкомпетентности студенческой молодежи (А.М.Низамиева).С позиции проводимого исследования важным является следующее.Системообразующим элементом подобного пространства выступает детство, егоценность, ценностное отношение к нему со стороны всех социальных институтов.Демонстрируемые и транслируемые внутри этого пространства образцы и нормыкультуры, с одной стороны, являются результатом совместного осмысления,принятия и демонстрации в контексте поведения личности (родителя, специалиста)и поведения групп людей.